Автор работы: p****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:33, реферат
Феномен предпринимательства и предпринимательского поведения интерпретируется в науке различным образом. Предпринимательство следует, прежде всего, понимать как особую разновидность человеческой деятельности, как феномен, имеющий деятельную основу. В основе предпринимательства как объективного явления лежит принцип деятельности. Предпринимательская деятельность, в свою очередь, состоит из совокупности предпринимательских действий. Соответственно, предпринимателем — субъектом предпринимательства является тот, кто занимается предпринимательской деятельностью, т. е. выполняет особые действия, характерные исключительно для предпринимательства. Внешне предпринимательская деятельность выглядит как предпринимательское поведение, в котором проявляются специфические личностные качества предпринимателей.
Введение……………………………………………………………………..3
Модели экономического поведения……………………………………….4
Заключение………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………...14
Министерство науки и образования Российской Федерации
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Рязанский государственный университет
имени С.А.Есенина»
Факультет социологии и управления
Кафедра
управления персоналом
Реферат
по дисциплине: «Экономическая социология»
на
тему: «Модели предпринимательского
поведения»
Студентки 4 курса
факультета социологии и управления,
отделения
управления персоналом
Лагутиной
А.Г.
Рязань
2011
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Модели экономического поведения……………………………………….4
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Феномен
предпринимательства и
Предпринимательское
поведение является, как правило,
активным типом экономического поведения
с выраженными компонентами инновационного
поведения. В настоящее время
сложилась устойчивая традиция понимать
предпринимательскую
Модели
предпринимательского
поведения
1. Отечественные ученые выделили наиболее типичные профили и соответствующие им модели предпринимательского поведения:
Инвестиционная модель базируется на организации и внедрении венчурных инвестиционных проектов, которые осуществляются собственниками свободных или пользователями заемных капиталов на свой страх и риск.
Инвенторная модель характеризует поведение продуциента и собственника инновационных продуктов и процессов, самостоятельно продвигающего товары на рынок или передающего на контрактной или иной основе свое ноу-хау другим агентам.
Организационная модель описывает действия рыночных субъектов, реализующих инновационные методы интегрирования и комбинирования человеческих ресурсов с целью максимизации нестандартных управленческих решений.
Посредническая модель обеспечивает интеграцию экономических интересов и получение дополнительной выгоды, возникающей как следствие нестандартных арбитражных сделок.
Аквизиционпая модель характеризует действия рыночных субъектов, устанавливающих контроль над экономическими ресурсами других собственников с целью их концентрации в своих руках и последующего запуска в «предпринимательский оборот».
Коммерческая модель направлена на создание новых нестандартных каналов обмена (купли-продажи) благ, услуг и информации, позволяющих резко повысить норму прибыли.
Конъюнктурно-игровая модель основана на венчурных методах комбинирования ценовой и другой конфиденциальной информацией с целью получения преимуществ по сравнению с другими агентами.
Консалтинговая
модель обеспечивает профессиональную
поддержку по широкому кругу вопросов
экономической деятельности.
Существуют
так же и другие классификации
моделей предпринимательского поведения.
2. Модель личностной самореализации. Она базируется на форсировании личностных ресурсов и ориентирована на достижение успеха, причем в качестве предмета такового не обязательно выступает максимальная прибыль или богатство. Результирующей ценностью может быть, например, имидж победителя, обыгравшего конкурента в рыночной борьбе, успех маргинала, преодолевшего вопреки всем обстоятельствам множества препятствий, выполнение своей миссии и т.п.
Стратификационная модель. В данном случае базовой ценностью предпринимательского поведения является процесс перемещения по социальной лестнице и достижение престижного статуса. Эта модель поведения наиболее типична для индивидов, находящихся на нижних этажах социальной структуры – аутсайдеров и маргиналов (этнических и социальных), которые, обладая «пассионарным импульсом», предпринимают отчаянные попытки изменить свое социальное и экономическое положение. Очевидно, что они стремятся реализовать себя в различных областях деятельности, в том числе и в сфере предпринимательства.
Традиционная модель. Поведение предпринимателя в данном случае характеризуется следующими особенностями. В своих действиях он базируется на традициях, стандартах и ценностях определенной предпринимательской культуры, которая сформировалась в результате жизни нескольких поколений. В процессе «трансмиссии», передачи этих ценностей возникают целые династии предпринимателей, накапливающих специфические навыки, технологические рецепты и методы достижения профессиональных целей, передающихся по наследству.
Транзитная модель. Здесь целью предпринимательских действий является создание устойчивой социальной «экониши» существования (для себя и собственного потомства). В случае достижения успеха предпринимательская активность угасает, и субъект, накопив определенный капитал, переходит в категорию рантье или передает свое дело в руки более предприимчивого менеджера, деятельность которого он контролирует.
Авантюрно-игровая модель. Она характеризует действия отдельных экономических субъектов, отдающихся азарту конъюнктурной рыночной игры, максимальный приз и выигрыш в которой заслоняет неизбежные в этих случаях негативные результаты и последствия.
Нормативно-рациональная модель. Она типична, прежде всего, для продуцентов и собственников инновационных продуктов и процессов. Предприниматели этой категории максимально рациональным образом стремятся достичь успеха в своей деятельности, изменяя и совершенствуя технологическую структуру производства, повышая его рентабельность и эффективность. К предпринимателям этого рода относятся, как правило, представители инженерного корпуса и ученые, внедряющие свои идеи и изобретения.
Деструктивная
модель. Система ценностей и установок
предпринимателей этого типа, как правило,
выходят за рамки легального бизнеса.
Представители данной социальной группы
ориентированы на получение остаточного
(предпринимательского) дохода путем использования
запрещенных методов, форм и средств. Таковыми
могут быть, например, производство благ
и услуг с отрицательным эффектом, запрещенных
законом, сбыт некачественной продукции,
создание фиктивных коммерческих структур
(акционерных обществ, банков) и т.п. Это
сфера полулегального и нелегального
бизнеса.
3. Инновационная модель предпринимательского поведения наиболее актуальна для большинства стран развитой экономики. Однако реализация ее требует, как правило, участия государства. Научно-технический прогресс, повышение требований к надежности, качеству и другим параметрам продукции заставляют многие предприятия осуществлять «мозговые атаки» для поиска принципиально новых технико-экономических решений. Особенно велика роль инновационной модели предпринимательства в наукоемких отраслях, где небольшие компании при поддержке государства разрабатывают и внедряют принципиально новые, рискованные в коммерческом отношении научно-технические проекты, в которые крупные корпорации, как правило, избегают вкладывать средства.
В
периоды экономических реформ роль
инновационной модели предпринимательского
поведения становится особенно значимой.
В сфере предпринимательской
деятельности высокую важность приобретают
нестандартные стратегические решения,
позволяющие согласовать
Именно
в эти периоды открывается
широкий простор для
С точки
зрения вышеприведенных моделей
предпринимательства
В связи
с этим в условиях российских реформ
инновационную модель предпринимательства
можно считать скорее вынужденной,
чем необходимой формой экономического
поведения предприятия, выживающего
в ситуации жесткого трансформационного
шока. Преобладающим в этой сфере,
определяющей успешное экономическое
развитие предприятий, становится инновационный
тип предпринимательских
Рутинно-прагматическая
модель широко используется при внедрении
и развитии отсутствующих в условиях российских
экономических реформ современных методов
ведения рыночного хозяйства (культуры
и этики бизнеса, подготовки кадрового
состава и т. п.) и тем самым способствует
как совершенствованию институциональной
структуры промышленности, так и созданию
необходимой предпринимательской инфраструктуры.
4. Российский опыт экономических реформ существенно обогатил и модифицировал палитру классических образцов предпринимателей, функционирующих в условиях стабильной рыночной экономики
«Олигархи» - это узкий слой наиболее богатых предпринимателей, связанных с самыми прибыльными сферами бизнеса, часто - с экспортно ориентированными отраслями, что облегчает им трансферты собственных капиталов за рубеж. Особенность их предпринимательской стратегии состоит в тесной связи с политическими кругами и лоббированием своих интересов в самых высоких эшелонах государственной власти; это позволяет «олигархам» существенно снизить предпринимательские риски и сформировать наиболее благоприятную конъюнктуру для своей деятельности.
Являясь классом рантье, предприниматели этого типа имеют возможность организации своей работы дискретным образом: стратегические решения принимаются не часто, но крупномасштабно и с максимальной степенью надежности. «Олигархи» наиболее выпукло отражают идеологию «экономики физических лиц». Поскольку они являются собственниками и руководителями крупных компаний (иногда - через круг родственных связей и доверенных лиц), реализация принятых ими решений существенно влияет на общую конъюнктуру и ход экономических процессов.