Модели предпринимательского поведения

Автор работы: p****************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 18:33, реферат

Описание

Феномен предпринимательства и предпринимательского поведения интерпретируется в науке различным образом. Предпринимательство следует, прежде всего, понимать как особую разновидность человеческой деятельности, как феномен, имеющий деятельную основу. В основе предпринимательства как объективного явления лежит принцип деятельности. Предпринимательская деятельность, в свою очередь, состоит из совокупности предпринимательских действий. Соответственно, предпринимателем — субъектом предпринимательства является тот, кто занимается предпринимательской деятельностью, т. е. выполняет особые действия, характерные исключительно для предпринимательства. Внешне предпринимательская деятельность выглядит как предпринимательское поведение, в котором проявляются специфические личностные качества предпринимателей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Модели экономического поведения……………………………………….4
Заключение………………………………………………………………….12
Список литературы………………………………………………………...14

Работа состоит из  1 файл

Министерство науки и образования Российской Федерации.docx

— 34.61 Кб (Скачать документ)

     «Серые  кардиналы» - предприниматели, осуществляющие свою деятельность вне поля зрения общественности и СМИ, часто «за спинами» олигархов. Особенность представителей этой группы состоит в конспиративном характере действий; передаче части функций по работе с партнерами узкому кругу доверенных лиц; хорошей информированности; гибкости, позволяющей увязывать свои интересы с интересами «олигархов» и следовать в фарватере их стратегий, а при необходимости - оказывать влияние на процедуры принятия решений по собственной системе каналов. Оценить капиталы и даже численность «серых кардиналов» довольно затруднительно: это тот самый случай, когда «страна не знает своих героев». По сути - это «олигархи» инкогнито.

     «Генералы» - генеральные директора крупных компаний. Как правило, обладают либо контрольным пакетом акций, либо такой их долей, которая позволяет им быть хозяевами в процедурах принятия решений. Пользуются авторитетом, базирующимся на большом опыте практической работы в конкретной отрасли, сочетающимся с профессионализмом и знаниями в узкой области отраслевой экономики. Зачастую это хорошо адаптированная управленческая номенклатура дореформенного периода, принявшая новые «правила игры». При принятии решений опираются на здравый смысл и опыт работы. В меру консервативны и не склонны к инновационной модели предпринимательского поведения. При выборе стратегии деятельности нередко успешно сочетают стремление к личному обогащению с корпоративными интересами, что позволяет им достаточно долго сохранять контроль над предприятием.

     «Новые  русские» - тип предпринимателей, возникший на волне первого этапа реформ. Это энергичные, «без комплексов» деловые люди молодого или среднего возраста, компенсирующие недостаток знаний и образования практической смекалкой и напором. При выборе стратегии поведения преобладают цели личного обогащения. При принятии решений обычно руководствуются сиюминутными интересами. Их предпринимательская деятельность характеризуется, как правило, весьма низкой нормой производственного накопления: значительная часть их доходов уходит на то, чтобы жить «на широкую ногу» в соответствии с традициями русского купечества.

   Чаще  всего представители этого типа встречаются в сферах, не требующих  специализированных знаний, - коммерции, силовых структурах, индустрии развлечений. Они близки к криминальной сфере  и «теневой экономике». Как деловые  партнеры ненадежны и склонны  к интригам. Конфликтные ситуации решают обычно силовыми методами. Соблюдают  внешнюю атрибутику: определенный тип  иномарки, марка одежды, виды досуга. Условия проживания соответствуют  уровню, занимаемому каждым из них  в сложившейся иерархии отношений. Данный тип предпринимателей постепенно вытесняется из социально-экономических  отношений: его представители либо исчезают (по причине банкротства, становясь  жертвами «разборок», попадая в сферу  действия судебных органов), либо трансформируются в другие типы.

   «Игроки» - особый вид предпринимателей, склонных к авантюрам и рискам. Типичные их представители - организаторы «пирамид» («МММ», «Чара», «Тибет», «Властилина» и др.), активные участники рынков ценных бумаг и валютных операций и т. д. Особенность их стратегии - ставка либо на незрелый менталитет представителей определенного слоя общества, стремящихся к быстрому и нетрудовому обогащению (отображенных в образе Лени Голубкова), либо на нестабильность молодых финансовых рынков. Спекулятивная деятельность этих предпринимателей в значительной степени была обусловлена несовершенством законодательства в начальной фазе реформ и повлекла за собой отток средств от нужд реального сектора.

   «Новая  генерация» - как правило, представители среднего класса, молодые и квалифицированные кадры, получившие хорошее образование и знания в области менеджмента, зачастую обучавшиеся за границей, обладающие энергией, честолюбием, амбициями и желающие сделать карьеру в бизнесе. Являются прямыми конкурентами «генералов» и «новых русских»; склонны к реализации инновационной модели предпринимательского поведения; часто работают в сфере малого бизнеса, имея собственное дело, или менеджерами крупных компаний с перспективами дальнейшего роста.

 

Заключение

   Центральной фигурой, способной обеспечить динамичное и эффективное развитие предприятия, является собственно предприниматель. Именно предприниматель в своей  деятельности способен эффективно выполнять  комплексные функции:

  • осуществлять выбор адекватной модели предпринимательского поведения;
  • реализовать в рамках этой модели намеченное стратегическое решение;
  • проводить долговременную экономическую политику предприятия.

   Проведенный анализ свидетельствует о том, что  слой занятого населения, который в  соответствии с данными нами определениями  следует отнести к предпринимателям, не столь уж велик. Чаще всего предприниматели  встречаются в малом бизнесе. Именно здесь раскрываются такие  качества, как предприимчивость, мобильность, склонность к нестандартным решениям, и, более того, появляется возможность  реального воплощения собственных  идей, так как лицо, формирующее  решение, является хозяином положения  и несет прямую экономическую  ответственность за последствия  своих действий.

   В этом плане малая фирма выступает  как мобильная хозяйственная  структура, экономический потенциал  которой основывается на органическом соединении интеллектуальной и финансовой собственности и зависит не столько  от количественных параметров (числа  занятых, объема производственных мощностей  и т. д.), сколько от адаптационных  характеристик, от способности работать в условиях жесткой конкуренции. Для российских условий, как показал  опыт последних лет,- это условия  «полудикого рынка» переходного  периода. Здесь не приходится рассчитывать на помощь вышестоящего ведомства, федеральные  субсидии, льготные кредиты банков. Разорился, реорганизовался, начал  дело заново - вот базовый принцип малого бизнеса. Его основу составляют кадры, успешно адаптирующиеся к экономической обстановке, способные находить «незанятые ниши» с более высокой нормой прибыли и умеющие наладить работу фирмы в любом направлении.

   Что касается крупных предприятий, то масштабы управленческой деятельности там существенно  крупнее, а возможности совмещения функций директора и собственника проблематичнее. Фигура предпринимателя, представляющая собой единство двух «ипостасей», встречается в крупных корпорациях значительно реже. Эти хозяйственные образования более инерционны, имеют, как правило, в большей степени коллегиальный (корпоративный) тип управления. Для принятия решения в этой ситуации требуется не только время, но и определяемое уставом необходимое количество голосов (решение совета директоров, общего акционерного собрания и т. д.). «Пробить» собственную идею в этих условиях довольно сложно: надо обладать либо контрольным пакетом акций, либо иметь мощное лобби в директорате компании. 

 

Список  литературы:

  1. Вебер М. Избранные произведения. - М.: 1990. – 365 с.
  2. Верховин В.И., Логинов С.Б. Феномен предпринимательского поведения // Социологические исследования. - 1995. - №8. - С. 67-77.
  3. Задорожнюк И. Инновационное предпринимательство // СОЦИС. – 1991. –№3. – С. 135–140.
  4. Soceconom.ru  [Электронный ресурс]: Предпринимательское поведение. URL: http://soceconom.ru/
  5. МГИУ [Электронный ресурс]: Бармашова Л.В.: Предпринимательство как экономическая категория.

    URL:  http://barmashova.ru/rinochnaj_ekonomika/predprinimatel/

Информация о работе Модели предпринимательского поведения