Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:24, курсовая работа
1. Моделирование как метод научного познания.
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.
1. Моделирование как метод научного познания.
Моделирование в научных
исследованиях стало
Термин "модель" широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие "модели", которые являются инструментами получения знаний.
Модель - это такой материальный
или мысленно представляемый объект,
который в процессе исследования
замещает объект-оригинал так, что его
непосредственное изучение дает новые
знания об объекте-оригинале Под
моделирование понимается процесс
построения, изучения и применения
моделей. Оно тесно связано с
такими категориями, как абстракция,
аналогия, гипотеза и др. Процесс
моделирования обязательно
Главная особенность моделирования
в том, что это метод опосредованного
познания с помощью объектов-
Необходимость использования
метода моделирования определяется
тем, что многие объекты (или проблемы,
относящиеся к этим объектам) непосредственно
исследовать или вовсе
Процесс моделирования включает три элемента:
1) субъект (исследователь) ,
2) объект исследования,
3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Пусть имеется или необходимо создать некоторый объект А. Мы конструируем (материально или мысленно) или находим в реальном мире другой объект В - модель объекта А. Этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом) , так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.
Таким образом, изучение одних
сторон моделируемого объекта
На втором этапе процесса моделирования модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение "модельных" экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее "поведении". Конечным результатом этого этапа является множество знаний о модели R.
На третьем этапе
Четвертый этап практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Для понимания сущности моделирования
важно не упускать из виду, что моделирование
- не единственный источник знаний об объекте.
Процесс моделирования "погружен"
в более общий процесс
Моделирование циклический
процесс. Это означает, что за первым
четырехэтапным циклом может последовать
второй, третий и т.д. При этом знания
об исследуемом объекте
2. Особенности применения
метода математического
Проникновение математики в экономическую науку связано с преодолением значительных трудностей. В этом отчасти была "повинна" математика, развивающаяся на протяжении нескольких веков в основном в связи с потребностями физики и техники. Но главные причины лежат все же в природе экономических процессов, в специфике экономической науки.
Большинство объектов, изучаемых экономической наукой, может быть охарактеризовано кибернетическим понятием сложная система.
Наиболее распространено
понимание системы как
Сложность системы определяется
количеством входящих в нее элементов,
связями между этими
Сложность экономики иногда
рассматривалась как
Потенциальная возможность математического моделирования любых экономических объектов и процессов не означает, разумеется, ее успешной осуществимости при данном уровне экономических и математических знаний, имеющейся конкретной информации и вычислительной технике. И хотя нельзя указать абсолютные границы математической формализуемости экономических проблем, всегда будут существовать еще неформализованные проблемы, а также ситуации, где математическое моделирование недостаточно эффективно.
3. Особенности экономических наблюдений и измерений.
Уже длительное время главным
тормозом практического применения
математического моделирования
в экономике является наполнение
разработанных моделей
В зависимости от моделируемых
объектов и назначения моделей используемая
в них исходная информация имеет
существенно различный характер
и происхождение. Она может быть
разделена на две категории: о
прошлом развитии и современном
состоянии объектов (экономические
наблюдения и их обработка) и о
будущем развитии объектов, включающую
данные об ожидаемых изменениях их
внутренних параметров и внешних
условий (прогнозы) . Вторая категория
информации является результатом самостоятельных
исследований, которые также могут
выполняться посредством
Методы экономических наблюдений и использования результатов этих наблюдений разрабатываются экономической статистикой. Поэтому стоит отметить только специфические проблемы экономических наблюдений, связанные с моделированием экономических процессов.
В экономике многие процессы являются массовыми; они характеризуются закономерностями, которые не обнаруживаются на основании лишь одного или нескольких наблюдений. Поэтому моделирование в экономике должно опираться на массовые наблюдения.
Другая проблема порождается
динамичностью экономических
Познание количественных
отношений экономических
В процессе моделирования
возникает взаимодействие "первичных"
и "вторичных" экономических измерителей.
Любая модель народного хозяйства
опирается на определенную систему
экономических измерителей (продукции,
ресурсов, элементов и т.д.) . В
то же время одним из важных результатов
народнохозяйственного
С точки зрения "интересов"
моделирования экономики в
4. Случайность и
Для методологии планирования
экономики важное значение имеет
понятие неопределенности экономического
развития. В исследованиях по экономическому
прогнозированию и планированию
различают два типа неопределенности:
"истинную", обусловленную свойствами
экономических процессов, и "информационную",
связанную с неполнотой и неточностью
имеющейся информации об этих процессах.
Истинную неопределенность нельзя смешивать
с объективным существованием различных
вариантов экономического развития
и возможностью сознательного выбора
среди них эффективных
В развитии экономики неопределенность
вызывается двумя основными причинами.
Во-первых, ход планируемых и управляемых
процессов, а также внешние воздействия
на эти процессы не могут быть точно
предсказуемы из-за действия случайных
факторов и ограниченности человеческого
познания в каждый момент. Особенно
характерно это для прогнозирования
научно-технического прогресса, потребностей
общества, экономического поведения. Во-вторых,
общегосударственное
Информация о работе Моделирование как метод научного познания