Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 14:24, курсовая работа
1. Моделирование как метод научного познания.
Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки. Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.
Неправильно полагать, что
чем больше фактов учитывает модель,
тем она лучше "работает" и
дает лучшие результаты. То же можно
сказать о таких
Одна из важных особенностей
математических моделей - потенциальная
возможность их использования для
решения разнокачественных
В процессе построения модели осуществляется взаимосопоставление двух систем научных знаний - экономических и математических. Естественно стремиться к тому, чтобы получить модель, принадлежащую хорошо изученному классу математических задач. Часто это удается сделать путем некоторого упрощения исходных предпосылок модели, не искажающих существенных черт моделируемого объекта. Однако возможна и такая ситуация, когда формализация экономической проблемы приводит к неизвестной ранее математической структуре. Потребности экономической науки и практики в середине ХХ в. способствовали развитию математического программирования, теории игр, функционального анализа, вычислительной математики. Вполне вероятно, что в будущем развитие экономической науки станет важным стимулом для создания новых разделов математики.
3. Математический анализ
модели. Целью этого этапа является
выяснение общих свойств
Знание общих свойств
модели имеет столь важное значение,
часто ради доказательства подобных
свойств исследователи
4. Подготовка исходной
информации. Моделирование предъявляет
жесткие требования к системе
информации. В то же время реальные
возможности получения
В процессе подготовки информации
широко используются методы теории вероятностей,
теоретической и математической
статистики. При системном экономико-
5. Численное решение. Этот
этап включает разработку
Обычно расчеты по экономико-математической
модели носят многовариантный
6. Анализ численных результатов
и их применение. На этом заключительном
этапе цикла встает вопрос
о правильности и полноте
Математические методы проверки могут выявлять некорректные построения модели и тем самым сужать класс потенциально правильных моделей. Неформальный анализ теоретических выводов и численных результатов, получаемых посредством модели, сопоставление их с имеющимися знаниями и фактами действительности также позволяют обнаруживать недостатки постановки экономической задачи, сконструированной математической модели, ее информационного и математического обеспечения.
Взаимосвязи этапов. На рис.
1 изображены связи между этапами
одного цикла экономико-
Обратим внимание на возвратные связи этапов, возникающие вследствие того, что в процессе исследования обнаруживаются недостатки предшествующих этапов моделирования.
Уже на этапе построения
модели может выясниться, что постановка
задачи противоречива или приводит
к слишком сложной
Наиболее часто необходимость возврата к предшествующим этапам моделирования возникает при подготовке исходной инфоримации (этап 4) . Может обнаружиться, что необходимая информация отсутствует или же затраты на ее подготовку слишком велики. Тогда приходится возвращаться к постановке задачи и ее формализации, изменяя их так, чтобы приспособиться к имеющейся информации.
Поскольку экономико-математические задачи могут быть сложны по своей структуре, иметь большую размерность, то часто случается, что известные алгоритмы и программы для ЭВМ не позволяют решить задачу в первоначальном виде. Если невозможно в короткий срок разработать новые алгоритмы и программы, исходную постановку задачи и модель упрощают: снимают и объединяют условия, уменьшают число факторов, нелинейные соотношения заменяют линейными, усиливают детерминизм модели и т.д.
Недостатки, которые не удается исправить на промежуточных этапах моделирования, устраняются в последующих циклах. Но результаты каждого цикла имеют и вполне самостоятельное значение. Начав исследование с построения простой модели, можно быстро получить полезные результаты, а затем перейти к созданию более совершенной модели, дополняемой новыми условиями, включающей уточненные математические зависимости.
По мере развития и усложнения
экономико-математического
Теория математического
анализа моделей экономики
Довольно самостоятельными
областями исследований становятся
подготовка и обработка экономической
информации и разработка математического
обеспечения экономических
8. Роль прикладных экономико-
Можно выделить, по крайней мере, четыре аспекта применения математических методов в решении практических проблем.
1. Совершенствование системы
экономической информации. Математические
методы позволяют упорядочить
систему экономической
2. Интенсификация и повышение
точности экономических
3. Углубление количественного
анализа экономических проблем.
4. Решение принципиально
новых экономических задач.
Сфера практического применения метода моделирования ограничивается возможностями и эффективностью формализации экономических проблем и ситуаций, а также состоянием информационного, математического, технического обеспечения используемых моделей. Стремление во что бы то ни стало применить математическую модель может не дать хороших результатов из-за отсутствия хотя бы некоторых необходимых условий.
В соответствии с современными научными представлениями системы разработки и принятия хозяйственных решений должны сочетать формальные и неформальные методы, взаимоусиливающие и взаимодополняющие друг друга. Формальные методы являются прежде всего средством научно обоснованной подготовки материала для действий человека в процессах управления. Это позволяет продуктивно использовать опыт и интуицию человека, его способности решать плохо формализуемые задачи.
Информация о работе Моделирование как метод научного познания