Модернизация коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:11, реферат

Описание

Для модернизации коммунального хозяйства требуется привлечение большого объема инвестиций, а для этого нужно создать соответствующие финансовые инструменты и организационно-правовые условия, а именно:
скорректировать принципы тарифной политики с ориентацией на население со средним уровнем доходов;
обеспечить прозрачность движения денежных потоков, формирующих инвестиционные ресурсы коммунальных предприятий;
произвести реструктуризацию задолженностей предприятий коммунального хозяйства.

Содержание

Введение
1. Жилищный фонд и жилищные отношения …………………………………..5
2. Состояние коммунальной инфраструктуры …………………………………6
3. Анализ действующей политики государственного регулирования сферы ...7
4. Анализ сильных и слабых сторон текущей ситуации в ЖКХ ………………8
5. Анализ казахстанского содержания товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………………9
6. Обзор позитивного зарубежного опыта …………………………………….10
7. Оценка влияния на окружающую среду ……………………………………11
8. Обеспечение содержания жилищного фонда ………………………………11
9. Государственное управление жилищным фондом ………………………..12
10. Участие граждан в управлении жилищным фондом ……………………..13
Заключение

Работа состоит из  1 файл

сам отчет.docx

— 46.79 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение

1. Жилищный фонд и жилищные отношения …………………………………..5

2. Состояние коммунальной инфраструктуры …………………………………6

3. Анализ действующей политики государственного регулирования сферы ...7

4. Анализ сильных и слабых сторон текущей ситуации в ЖКХ ………………8

5. Анализ казахстанского содержания товаров, работ,   услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………………9

6. Обзор позитивного зарубежного опыта …………………………………….10

7. Оценка влияния на окружающую среду ……………………………………11

8. Обеспечение содержания жилищного фонда ………………………………11

9. Государственное управление жилищным фондом ………………………..12

10. Участие граждан в управлении жилищным фондом ……………………..13

Заключение

Приложение

Введение

 

Стратегическим  направлением развития Казахстана на современном этапе признана модернизация экономики, нацеливающая все отрасли на технико-экономический уровень производства, достигнутый в наиболее развитый странах. Главная задача – достижение мировых стандартов качества продукции и услуг при конкурентоспособных ценах на них. Определен и магистральный путь решения поставленной задачи: преимущественное использование в развитии экономики инновационных техники и технологии, а также инновационных форм организации производства.

Актуальность  проблемы модернизации производства в  коммунальном хозяйстве определяется чрезвычайно высоким уровнем  износа оборудования (60-70 %), что необходимо рассматривать как сигнал о возможных  авариях. Примерно половина всех аварий на водопроводно-канализационных сетях  происходит из-за их ветхости. Дальнейший износ сетей и сооружений приводит к резкому увеличению числа аварий, ущерб от которых значительно  превышает затраты на их предотвращение.

Для модернизации коммунального хозяйства требуется  привлечение большого объема инвестиций, а для этого нужно создать  соответствующие финансовые инструменты  и организационно-правовые условия, а именно:

скорректировать принципы тарифной политики с ориентацией  на население со средним уровнем  доходов;

обеспечить  прозрачность движения денежных потоков, формирующих инвестиционные ресурсы  коммунальных предприятий;

произвести  реструктуризацию задолженностей предприятий  коммунального хозяйства.

Тогда можно  будет всерьёз говорить о модернизации, внедрении нового оборудования и  современных технологий - как производственных, так и управленческих. Государство  не в состоянии всё это организовать и финансировать, но оно может  и должно создать такие условия, в которых эти функции возьмёт  на себя и успешно осуществит частный  бизнес. Сотрудничество органов власти и частного бизнеса в сфере  модернизации коммунального хозяйства  возможно при использовании различных  правовых и финансовых механизмов на тех или иных условиях государственно-частного партнерства.

Развитие  государственно-частного партнёрства - одно из приоритетных направлений  модернизации коммунальной инфраструктуры. Это признают все, в том числе и государство. Концентрация ресурсов на приоритетных направлениях - важное условие обеспечения результативности совместных действий власти, бизнеса и гражданского общества. Вместе с тем, одной концентрации ресурсов недостаточно, т.к. в отсутствие адекватных правил и процедур они, скорее всего, будут израсходованы неэффективно и/или на другие цели. Необходимым условием успешного развития является сочетание интересов государства, регионов, бизнес-объединений и общественных сил, что позволит отобрать для реализации те приоритеты, которые обеспечивают баланс интересов.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства  с максимальным использованием инновационных  форм развития предполагает формирование институциональной среды, благоприятной  для частных внутренних инвестиций, разработку и внедрение новых  технологий, развитие конкурентных преимуществ при разработке новшеств.

Стратегия модернизации коммунального хозяйства  должна обеспечивать решение следующих  основных проблем:

дотационный принцип образования финансовых ресурсов;

высокий, по сравнению с расчетно-нормативными показателями, уровень удельных затрат на продукцию и услуги;

отсутствие  действенных экономических стимулов снижения производственных издержек;

неразвитость  внутриотраслевой конкурентной среды, монополистический характер рыночной ситуации в сфере важнейших вдов коммунальных услуг;

высокая степень физического износа оборудования, приводящая к частым авариям;

большие потери воды, тепла и других ресурсов в коммунальных инженерных системах;

низкая  инновационная активность коммунальных предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Жилищный фонд и жилищные отношения

 

 

      По данным  Агентства Республики Казахстан  по статистике (далее - АС РК) в  2009 году, жилищный сектор республики  насчитывает 270,9 млн. кв. метров  общей площади, из них 263,9 млн.  кв. метров или 97,4 % жилья находится  в частной собственности.    

 По данным местных исполнительных  органов (далее - МИО) 50,1 млн. кв. метров, или 32 % от жилищного фонда,  относящегося к МЖД, требуют  проведения отдельных видов ремонта,  а 3,8 млн. кв. метров (2 %) - это аварийное  жилье, подлежащее сносу, как  непригодное для дальнейшей эксплуатации. 
      По данным АС РК, в Казахстане жилищный сектор потребляет около 40 % отпущенной тепловой энергии. При этом по экспертным оценкам, непроизводительные тепловые потери в жилых зданиях достигают 30 %. 
      По данным исследований, проведенных в 2010 году, в Казахстане расход тепловой энергии в зданиях составляет около 270 кВт на кв. метр в год, что существенно выше среднеевропейских показателей - 100-120 кВт на кв. метр в год.     

 В настоящее время сфера  управления и содержания многоквартирного  жилищного фонда представлена  в основном деятельностью кооперативов  собственников квартир (далее  - КСК), которые выступая одновременно  заказчиками и подрядчиками ремонтных  работ и услуг, занимают "монополистическое"  положение на рынке и не  стремятся оказывать качественные  услуги по ремонту общего имущества  объектов кондоминиума. 
      Отмечается низкий процент государственной регистрации объектов кондоминиума как объектов недвижимости в органах юстиции. Так, по данным Министерства юстиции Республики Казахстан, число зарегистрированных объектов кондоминиума составляет 14 687 единиц, или 8,5 % к общему количеству объектов кондоминиума (172 164 единиц). 
      Основные проблемы многоквартирных жилых домов: 
      низкая активность собственников жилья в управлении объектом кондоминиума; 
      неудовлетворенность владельцев квартир деятельностью части органов управления объектами кондоминиумов;     

 сосредоточение функций управления  и содержания объекта кондоминиума  в деятельности органов управления; 
      слабая практика накопления денежных средств на капитальный ремонт общедомового имущества;     

 отсутствие механизмов доступного  кредитования органов управления  объектами кондоминиума на ремонт  общего имущества; 
      низкий уровень собираемости платежей за услуги по управлению и содержанию общего имущества объекта кондоминиума; 
      недостаточный уровень использования механизма предоставления жилищной помощи;      

 высокий уровень потребления  энергоресурсов.

 

 

    1. Состояние коммунальной инфраструктуры

 

Теплоснабжение

 
      По данным АС РК общая  протяженность тепловых сетей  в двухтрубном исчислении составляет 11,7 тыс. км, из которых 3,8 тыс.  км или 32,6 % находятся в коммунальной  собственности, 7,9 тыс. км или 67,4 % в частной. При этом 63 % от общей  протяженности сетей нуждается  в замене и ремонте. 
      Из-за высокого уровня износа тепловых сетей, увеличиваются потери тепловой энергии, которые в 2009 году по данным АС РК составили 11,6 млн. Гкал, или 17,5 % от общего количества отпущенной тепловой энергии. 
      Система теплоснабжения характеризуется крайне низким уровнем обеспеченности приборами учета. По оценкам экспертов, общая потребность в них составляет 45,8 тыс. единиц, установлено - 23,3 тыс. единиц. Из-за отсутствия должного учета невозможно определить уровень фактического расхода и потребления тепловой энергии.     

 Около 30 % тепловой энергии  вырабатывается малыми котельными, мощностью менее 100 Гкал/час. Данные  теплоисточники характеризуются  коэффициентом полезного действия  порядка 60 % и высоким удельным  расходом топлива, что приводит  к перерасходу 645 300 тонн условного  топлива в год или 1,75 млрд. тенге,  а также к дополнительным выбросам  в окружающую среду.

 

Электроснабжение

 
      В сфере электроснабжения  самая высокая по всему коммунальному  сектору доля сетей, требующих  ремонта. Так, при общей протяженности  электрических сетей 10/0,4 кВ по республике 199,5 тыс. км, требуют ремонта - 73 % или 145,6 тыс. км. Кроме этого, требуется ремонт трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, внутридомовых распределительных устройств и сетей. 
      В сфере электроснабжения уровень обеспеченности приборами учета наиболее высокий (88,5 %) по сравнению с другими системами коммунального хозяйства, но большинство из них старого образца с низким классом точности.     

 Технологическая отсталость  существующего электрооборудования  (трансформаторные подстанции, внутридомовые  распределительные устройства, сети), а также низкая их энергоэффективность, является одной из причин технических и коммерческих потерь электрической энергии, что является следствием недостаточного применения новых технологий (энергоэффективное оборудование, самонесущий изолированный провод, автоматизированные системы учета ресурсов и энергии).

 
      Газоснабжение

 
      Общая протяженность газовых  сетей в целом по республике  составляет 27,3 тыс. км, из них 33,7 % (9,2 тыс. км) находятся в коммунальной  собственности, 66,3 % в частной собственности  (18,1 тыс. км). При этом, 54 % от общей протяженности сетей нуждается в замене и ремонте. 
      По данным АС РК к 2009 году по республике газифицировано природным газом 594 населенных пункта, что составляет 8,3 % к общему количеству населенных пунктов (7 152), сжиженным газом газифицировано 16 населенных пунктов, что составляет 0,2 % к общему количеству населенных пунктов. 
      Следует отметить, что учет потребляемых услуг в системе газоснабжения ведется не в полном объеме. Счетчики учета, установленные в 90-х годах, в основном, не сертифицированы и не соответствуют требованиям точного учета. 
      Не отлажен процесс инспектирования и не проводятся работы по техническому обслуживанию газораспределительных систем. 
      Требует скорейшего решения практика пользования сжиженным газом в баллонах в многоэтажных (более 2-х этажей) домах, что категорически недопустимо по требованиям Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.

 
      Основные проблемы коммунальной  инфраструктуры:

 
  высокий уровень износа инженерных сетей и сооружений; 
      низкий уровень обеспеченности приборами учета потребления ресурсов; 
      технологическая отсталость отрасли, в том числе слабая практика применения инновационных энерго- и ресурсосберегающих технологий и мероприятий; 
      недостаточные объемы финансирования проектов по реконструкции сетей и сооружений из внебюджетных источников.

 

 

    1. Анализ действующей политики государственного 
      регулирования сферы

 

 

      Нормативно-техническая  база ЖКХ насчитывает порядка  169 нормативно-технических документов (далее - НТД). На сегодняшний день  данные документы не в полной  мере соответствуют требованиям  современного технологического  развития сектора и не стимулируют  повышение эффективности, снижение  удельных эксплуатационных затрат, внедрение инновационных технологий.      

 Анализ государственного регулирования  в сфере ЖКХ свидетельствует  о том, что действующие нормы  эксплуатационных характеристик  жилых и общественных зданий, разработанные в период бывшего  Советского Союза, не соответствуют  современным стандартам энергосбережения.

 

 

 

    1. Анализ сильных и слабых сторон текущей ситуации в ЖКХ

 

 

Сильные стороны

Слабые стороны

Угрозы (Риски)

Возможности

высокий уровень 
обеспеченности жильем 
населения республики

слабый контроль за 
надлежащим 
содержанием и 
эксплуатацией МЖД

значительный износ МЖД

проведение мероприятий 
по ремонту МЖД

развитая система 
коммунальных сетей и 
объектов

высокая степень 
износа инженерных 
сетей и объектов

дальнейший рост 
аварийности и потерь 
в коммунальных сетях 
и объектах

проведение 
модернизации и 
реконструкции 
инженерных сетей и 
объектов

развитая сырьевая 
база обеспечения 
сферы ЖКХ

нерациональное 
использование 
имеющихся ресурсов 
и высокий уровень 
потерь

повышение тарифов для 
населения

проведение энерго- и 
ресурсосберегающих 
мероприятий

поддержка сферы ЖКХ 
со стороны 
государства

отсутствие 
эффективного и 
точного 
планирования

секвестирование 
республиканского 
бюджета по программам 
в сфере ЖКХ

развитие новых 
механизмов 
финансирования сферы ЖКХ

наличие практики 
применения 
дифференцированных 
тарифов в 
электроснабжении

отсутствие 
долгосрочных 
тарифов от 5 и выше лет

снижение 
конкурентоспособности 
сферы ЖКХ в 
результате не 
отрегулированных 
тарифов

возможность применения 
долгосрочных и 
дифференцированных 
тарифов в других 
отраслях ЖКХ

наличие отечественных 
предприятий по 
производству товаров 
для сферы ЖКХ

низкий уровень 
конкурентоспособ- 
ности отрасли ЖКХ, 
слабая материально- 
техническая база, 
отсутствие 
трансферта 
необходимых 
технологий

вероятность 
практической 
неприменимости 
технологий

использование 
зарубежного опыта по 
проведению научных 
исследований и 
конструкторских 
разработок, трансферт 
инновационных 
технологий, 
стимулирование 
отечественного 
производства в сфере ЖКХ

наличие механизма 
жилищной помощи 
малообеспеченным 
гражданам

отсутствие 
механизма 
предоставления 
жилищной помощи на 
капитальный ремонт 
объектов 
кондоминиума

Недофинансирование

Распространение 
жилищной помощи на 
ремонт общего 
имущества объектов 
кондоминиума

Информация о работе Модернизация коммунального хозяйства