Модернизация коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:11, реферат

Описание

Для модернизации коммунального хозяйства требуется привлечение большого объема инвестиций, а для этого нужно создать соответствующие финансовые инструменты и организационно-правовые условия, а именно:
скорректировать принципы тарифной политики с ориентацией на население со средним уровнем доходов;
обеспечить прозрачность движения денежных потоков, формирующих инвестиционные ресурсы коммунальных предприятий;
произвести реструктуризацию задолженностей предприятий коммунального хозяйства.

Содержание

Введение
1. Жилищный фонд и жилищные отношения …………………………………..5
2. Состояние коммунальной инфраструктуры …………………………………6
3. Анализ действующей политики государственного регулирования сферы ...7
4. Анализ сильных и слабых сторон текущей ситуации в ЖКХ ………………8
5. Анализ казахстанского содержания товаров, работ, услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………………9
6. Обзор позитивного зарубежного опыта …………………………………….10
7. Оценка влияния на окружающую среду ……………………………………11
8. Обеспечение содержания жилищного фонда ………………………………11
9. Государственное управление жилищным фондом ………………………..12
10. Участие граждан в управлении жилищным фондом ……………………..13
Заключение

Работа состоит из  1 файл

сам отчет.docx

— 46.79 Кб (Скачать документ)

 

     

 

5. Анализ казахстанского содержания  товаров, работ, 
        услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства

 

 

      По данным  Комитета Таможенного контроля  Министерства финансов Республики  Казахстан за 2009 год и внешнеторговых  показателей анализ состояния  отечественного производства показывает  невысокую конкурентоспособность  товаров на внутреннем рынке.

Показатель

Значение, млн. тенге

Доля, %

Товарооборот продукции, применяемой 
в сфере ЖКХ, в том числе:

280 548,8

-

Экспорт

62 456

22,3 %

Импорт, в том числе

218 092,8

77,7 %

 из Казахстана

76 878,5

35,2 %

 из Китая

31 861

14,6 %


 

      Также необходимо  отметить имеющийся потенциал  по увеличению доли казахстанского  содержания в производстве отдельных  видов товаров, работ, услуг  для сферы коммунального сектора.

 

 

  1. Обзор позитивного зарубежного опыта

 

 

      В странах  с развитой рыночной экономикой  накоплен богатый опыт организации  жилищно-коммунальных служб в  рамках государственного и частного  секторов.     

 Опыт стран Восточной Европы  по управлению многоквартирными  домами показывает, что собственники  жилья объединяются в товарищества  собственников жилья (ТСЖ - аналог  казахстанского КСК) и привлекают  на конкурсной основе профессиональную  сервисную компанию, которая выполняет  все виды работ, связанных с  содержанием и эксплуатацией  жилого дома. ТСЖ лишь проводит  мониторинг и контроль выполненных  работ. В случае неудовлетворенности  качеством предоставленных услуг,  принимается решение о привлечении  другой сервисной компании. 
      В мировой практике наиболее успешный опыт, широкое применение и высокий уровень развития форм государственно-частного партнерства (далее - ГЧП) в сфере ЖКХ наблюдается, как правило, в высокоразвитых странах Западной Европы и Северной Америки. Что же касается перспективных экономических лидеров (Китай, Индия, Казахстан, Бразилия и прочие), а также многих стран постсоветского пространства, то они пока заметно уступают как по степени развитости форм ГЧП, так и по широте применения. 
      Зарубежный опыт указывает на следующие направления развития ГЧП в жилищно-коммунальной сфере:     

 организация и эксплуатация жилищного фонда (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия); 
      бытовое обслуживание населения: ремонтные услуги, благоустройство дворовых территорий, сбор, удаление и переработка бытовых отходов (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция, Германия, Япония, Канада, Швеция, Австрия);     

 уборочные работы, озеленение (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Австрия, Германия, Бельгия, Канада);     

 транспортное обслуживание (Соединенные  Штаты Америки, Великобритания, Швеция, Австрия, Франция);     

 ремонт и содержание дорог (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Австрия, Франция, Италия, Бельгия, страны Латинской Америки). 
      Следует принять во внимание, что государственное регулирование коммунальной инфраструктуры в развитых странах не только не упразднено, но и претерпело глубокую эволюцию под воздействием специфических потребностей в той или иной отрасли ЖКХ.     

 В странах Западной и Восточной Европы реализован ряд мер по государственной поддержке собственников многоквартирных жилых домов по проведению капитального ремонта (модернизации) общего имущества объектов кондоминиума путем создания специализированных финансовых институтов в жилищном секторе, которые предоставляют кредиты и субсидии на модернизацию многоквартирных жилых домов и на увеличение муниципального жилищного фонда, предоставляемого в найм.      

 Принимаемые государственные  программы в этих странах нацелены  на повышение энергоэффективности жилищного фонда путем вовлечения местных органов власти, собственников и арендаторов жилья.

 

 

  1. Оценка влияния на окружающую среду

 

 

      В коммунальной сфере объектами, оказывающими существенные влияния на окружающую среду являются объекты отопительных систем: котельные, теплоцентрали, очистные сооружения, искусственно-биологической очистки сточных вод, при проектировании новых объектов или реконструкциии будут исполнены рабочие проекты имеющие раздел "Охрана окружающей среды", который проходит обязательную государственную экологическую экспертизу по мере разработки и по месту реализации планов.     

 Проведение мероприятий по  энергосбережению существенно сократит  расход топлива на обеспечение  потребности в электрической  и тепловой энергии. Модернизация  и реконструкция источников тепловой  и электрической энергии, тепловых  и электрических сетей будут  проводиться с использованием  новых энергосберегающих технологий, которые приведут к уменьшению  выбросов парниковых газов на  единицу продукции.

 

 

            

  1. Обеспечение содержания жилищного фонда

 

 

       В 2012-2015 годах реализуется механизм финансирования ремонтных работ общего имущества объектов кондоминиума путем использования накопительной системы граждан и предоставления жилищной помощи малообеспеченным семьям (гражданам).     

 Внедрение оптимальной модели  жилищных отношений, при которой  функции управления и содержания  общего имущества объекта кондоминиума  разделены между органом управления  объектом кондоминиума и сервисными  компаниями, а также создание  механизмов финансирования ремонта общего имущества объектов кондоминиума. 
      В рамках принятого 22 июля 2011 года Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищных отношений" предусмотрено законодательное закрепление функций управления объектом кондоминиума за органами управления объектами кондоминиумов, а функций содержания - за субъектами сервисной деятельности.     

 Под содержанием объекта  кондоминиума следует понимать  совокупность организационных и  технических мероприятий, реализуемых  субъектами сервисной деятельности  на основании договора с органом  управления объектом для эксплуатации, проведения ремонта общего имущества  объекта кондоминиума.     

 Ремонт общего имущества  объектов кондоминиума должен  включать в себя элементы термомодернизации - вида строительных работ по улучшению теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий за счет утепления полов, стен, кровли дома. При комплексе работ по термомодернизации здания устанавливаются автоматизированные системы регулирования теплопотребления.

       В результате проведения текущего ремонта с элементами термомодернизации достигается экономия теплопотребления до 10 процентов, в результате проведения капитального ремонта - до 30 процентов. 

 

 

9. Государственное управление жилищным фондом

 

Содержание  и ремонт жилищного фонда –  потенциально рентабельная и конкурентная сфера деятельности. Между тем  во многих городских образованиях все эти работы выполняются государственными предприятиями, подчиненными местным исполнительным органам. Они выступают в этом случае как прямой участник хозяйственной деятельности и как местный монополист.

В условиях многообразия форм собственности на жилищный фонд и нежилые помещения  все собственники, включая местные исполнительные органы, юридические и физические лица, вправе самостоятельно определять организации для целей управления и обслуживания принадлежащего им жилищного фонда. Создание конкурентной среды в этой сфере, как отмечалось, служит ключевой задачей местных исполнительных органов. Для этого необходимо разделение функций и формирование договорных отношений между собственником жилья (или уполномоченной им организацией), управляющими компаниями и подрядными эксплуатирующими организациями.

Особенно  важным для этого перехода является разделение функций местных исполнительных органов как собственников коммунального жилищного фонда и организаций, управляющих жилищным фондом. Как отмечалось, управляющая организация может иметь любую форму собственности, определяться на конкурсной основе и функционировать на основе договора с местными исполнительными органами. Покажем в обобщенном виде разграничение функций между местным исполнительным органам как собственником коммунального жилищного фонда и управляющей организацией.

Управляющие компании:

1) поддержание жилищного фонда в надлежащем состоянии;

2) выбор  исполнителей подрядчиков и заключение  договоров с ними;

3) осуществление  системы контроля за выполнением договоров;

4) организация сбора платежей за подрядные организации.

Местные исполнительные органы как собственники:

1) соблюдение  нормативно-технических требований  содержания жилья и инфраструктуры;

2) обеспечение  финансирования содержания коммунального жилищного фонда;

3) заключение  договоров социального найма,  найма или аренды коммунального жилищного фонда и нежилых помещений;

4) заключение  договоров с управляющей компанией  на управление коммунальным жилищным фондом и на услуги энергосервиса;

5) контроль  над соблюдением договоров.

 

 

 

    1. Участие граждан в управлении жилищным фондом

 

Важнейшее условие успешного реформирования ЖКК – участие граждан в этом процессе, превращение жителя из пассивного потребителя ЖКУ и жалобщика на их низкий уровень в полноправного собственника жилищного фонда. Во всем мире основная часть жилищного фонда находится в частной собственности; собственник сам содержит его, оплачивая услуги коммунальных служб. Собственник многоквартирного жилищного фонда сдает квартиры в аренду. Коммунального жилья в зарубежных городах очень мало. Как правило, это жилье невысокого качества для малообеспеченных слоев населения.

Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях» предусмотрено сохранение в коммунальной собственности только жилищного фонда социального назначения для обеспечения жилыми помещениями социально-уязвимых слоев населения, бюджетных работников и государственных служащих на условиях договора найма. Следовательно, весь остальной коммунальный жилищный фонд сменит собственника.

Одна  из важных задач реформирования ЖКК  – постепенная передача управления жилыми домами и прилегающими к ним  территориями кооперативам собственников помещений: КСП, жилищным и жилищно-строительным кооперативам. Порядок создания и деятельности КСП определен Законом Республики Казахстан от 8 мая 2001 года  
«О потребительском кооперативе». Кооператив собственников помещений – некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации общего недвижимого имущества в кондоминиуме.

Кондоминиум – форма собственности на недвижимость, при которой помещения находятся в индивидуальной (раздельной) собственности граждан, юридических лиц, государства, а общее имущество принадлежит им на праве общей долевой собственности. Кондоминиум как неделимый имущественный комплекс подлежит государственной регистрации в органах юстиции. Отдельные жилые помещения в кондоминиуме находятся в собственности граждан, юридических лиц, госу3дарства или других собственников, а общее имущество находится в общедолевой собственности. К общему имуществу в кондоминиуме относятся лестничные клетки, лифтовые шахты, крыши, технические этажи и подвалы, прилегающие земельные участки и другие объекты.

Предметом ведения КСП является распоряжение общим имуществом кондоминиума, а также деятельность по содержанию, сохранению и приращению недвижимости в кондоминиуме. КСП – юридическое лицо, подлежащее государственной регистрации в органах юстиции.

Практика  функционирования КСП свидетельствует о существенном улучшении эксплуатации жилищного фонда и снижении затрат на его содержание, появлении у членов КСП чувства подлинного хозяина своего и общего имущества.

По первой схеме КСП самостоятельно обслуживает свой жилищный фонд, выступая в роли и собственника, и эксплуатирующей организации; имеет своих сантехников, электриков, дворников и т. п. – управляющей организации в этом случае не требуется.

По второй схеме КСП заключает договор на обслуживание своего жилищного фонда с частной жилищно-эксплуатационной организацией, выступая в роли собственника и управляющей организации – заказчика. По третьей схеме КСП заключает договор на управление своим жилищным фондом с управляющей организацией, выступая только в роли собственника и доверяя управляющей организации выбор эксплуатирующих организаций и заключение договоров с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

  1. Реформа жилищной политики неизбежна как объективная данность. Но как любая экономическая реформа она имеет двойственный характер и несет с собой как новые возможности, так и новые сложности. В качестве главной цели реформы должно рассматриваться создание новой модели жилищных отношений.
  2. Анализ сложившейся ситуации показывает, что от проведения новой жилищной политики могут больше всего пострадать социально уязвимые слои населения. В этой связи Казахстану следует еще раз проанализировать и оценить мировой опыт поиска источников модернизации ЖКХ на предмет соответствия их социальным приоритетам развития страны. Основным критерием их приемлемости должна стать не только экономическая эффективность, но и социальная ответственность.
  3. Основополагающим принципом разработки реалистичной жилищной политики должна стать ее тесная взаимосвязь с общей макроэкономической политикой, демографическими процессами, охраной окружающей среды, социальной политикой, мобилизацией ресурсов и максимальной эффективностью их использования.
  4. Необходим поиск оптимальной меры присутствия государства в жилищной сфере. Чрезмерное присутствие государства в жилищной сфере так же вредно и опасно, как и его недостаточное регулирующее воздействие на жилищные отношения. Мировой опыт свидетельствует о том, что у каждой страны имеются свои представления о мере государственного присутствия жилищной политике с учетом ее специфики.
  5. Надо принять к сведению один реальный и непреложный факт – угрозы для реализации казахстанской жилищной политики, в основном, создаются главным образом в сфере управления. Состояние жилищной сферы прямо пропорционально качеству управления.
  6. Стимулирование предложения на рынке жилья и модернизация ЖКХ не только даст импульс развитию процессов повышения качества жизни, но и приведёт к усилению процессов расслоения и сегрегации в обществе.
  7. Нет сомнений в том, что государственное регулирование ЖКХ должно стать более жёстким и предметным.

Информация о работе Модернизация коммунального хозяйства