Молодежь на рынке труда: пути и способы эффективного способа поиска работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:56, реферат

Описание

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

Содержание

1 Молодежный рынок труда…………………………………..………...3
2 Специфика положения молодёжи на рынке труда………………….7
3 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………..……….11
4 Решение проблемы занятости молодёжи…………………………...13
4.1 Правовое регулирование молодёжной политики………………...13
4.2 Программы поддержки молодёжи………………………………....15
4.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи…………..16

Список использованных источников и литературы………………….19

Работа состоит из  1 файл

реферат по Иванову.docx

— 36.18 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Комсомольский-на-Амуре  государственный

технический университет»

Факультет социальный

Кафедра «Социальная работа»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Организация занятости, трудоустройства и предпринимательства молодежи»

Тема: «Молодежь на рынке труда: пути и способы эффективного способа поиска работы»

 

 

 

 

 

 

 

Студент группы 8СР                                                                            Жукова И.Е.

Преподаватель                                                                                      Иванов А.А.

 

 

Комсомольск-на-Амуре

2012

Содержание

 

1 Молодежный рынок труда…………………………………..………...3

2 Специфика положения молодёжи на рынке труда………………….7

3 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………..……….11

4 Решение проблемы занятости молодёжи…………………………...13

4.1 Правовое регулирование молодёжной политики………………...13

4.2 Программы поддержки  молодёжи………………………………....15

4.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи…………..16

 

Список использованных источников и литературы………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Молодёжный рынок труда 

 

Необходимость анализа положения  молодежи на российском рынке труда  обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые  люди составляют около 35% трудоспособного  населения России, во-вторых, что  самое главное, они – будущее  страны, и от стартовых условий  их деятельности зависит последующее  развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические  и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в  нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется  мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных  документах.

На молодежный возраст  приходятся главные социальные и  демографические события в жизненном  цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и  получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория  населения развивается на ряд  групп, определяющих их положение на рынке труда.

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены  в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей  части населения изменило жизненную  позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.

Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего – это  самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок.

Молодежь в возрасте 18-24 года – это  студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего  уже имеют собственную семью  и предъявляют достаточно высокие  требования к предлагаемой работе.

Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость  и конъюнктура рынка труда,

Для молодых людей скрытая  безработица представляет не меньшую  опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют  в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное  безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что  в подобной ситуации большинство  молодых людей стремится к  стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.

Из-за падения престижа производительного  труда для значительной части  молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность  иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой  своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а труду с низкой интенсивностью, направленному на получение значительной материальной выгоды любым путем. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.

Уменьшение объемов производства, рост числа убыточных предприятий, усиление платежного кризиса оказывают  самое негативное влияние на спрос  рабочей силы. Повсеместно увеличивается  высвобождение работников.

В последнее время безработица  среди молодежи все больше приобретает  застойный характер. Повсеместно  наблюдается сокращение емкости  официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом  и предложением рабочей силы, что  приведет к дальнейшему росту  общей безработицы, в том числе  молодежной.

Особенности российской безработицы  определяются структурно–регрессивным  спадом производства при разрушении прежних рынков (экономического пространства) и механизмов функционирования хозяйства  и медленном формировании новых  рынков и рыночных механизмов регулирования  и саморегулирования экономики. Тенденции формирования безработицы  закрепляются инвестиционным кризисом.

В результате спада производства во многих отраслях увеличился удельный вес сырьевых отраслей с низкой степенью переработки сырья. Позитивным моментом можно считать устойчивый рост доли отраслей непроизводственной сферы. Возникли новые сектора экономики: банки, страховые, консалтинговые, аудиторские  и инвестиционные компании. Здесь  особенно быстро увеличивалась численность  занятых, причем именно молодых людей.

Если существующие в настоящее  время тенденции в воспроизводстве  квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно  ожидать роста безработицы среди  неквалифицированного населения, и  прежде всего, среди молодежи–выпускников  общеобразовательных школ, не продолжающих дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация общеобразовательного и профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием национальной экономики, так и с мировыми тенденциями на рынке труда.

В последнее время все  большее число молодых людей  считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального  статуса и более высокого материального  положения, определенной гарантией  от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом  инфраструктуры рынка труда, который  поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер  по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ  и средних специальных учебных  заведениях прием студентов в  вузы из года в год увеличивается.

Большое значение имеет развивающаяся  в службе занятости система профессионального  обучения незанятого населения. Она  способствует профессиональной адаптации  высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности  на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам: переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.

По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения  перестройки отраслевой структуры  занятости ценность общеобразовательной  и социальной подготовки работника  неизбежно возрастет. Это будет  способствовать увеличению занятости  молодежи на учебе. Мировой и отечественный  опыт подтверждают устойчивую тенденцию  роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной  прибыли предприниматели переходят  к долговременной стратегии получения  устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них  появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.

 

 

 

2 Специфика положения молодёжи на рынке труда

 

Переход к рыночным отношениям в сфере труда и занятости  в условиях структурной перестройки  экономики привёл к возникновению  принципиально новой ситуации в  социально-трудовых отношениях. Особенно тяжёлой и болезненной данная ситуация оказалась для молодёжи, которая в силу специфики социально-психологических  характеристик оказывается недостаточно подготовленной к современным реалиям  рынка труда. Это требует от государства  разработки и реализации особой системы  мер, обеспечивающих не только представление  тех или иных гарантий занятости  молодёжи, но и оказание поддержки  в адаптации данной группы населения  к современной экономической  системе общества. Государство и  общество не должны пассивно ожидать  самонастройки молодёжного рынка  труда: требуется обоснованная политика регулирования молодёжной занятости  и достижения его эффективного уровня.

По сравнению с другими  возрастными группами работников молодёжь характеризуется более продолжительным  периодом предстоящей трудоспособности, что в разной степени может  быт востребовано организациями, реализующими ту или иную стратегию бизнеса. Предпринимательская  стратегия обычно не побуждает администрацию  к формированию стабильного трудового коллектива, чаще данная стратегия ориентирована на непродолжительное существование самой организации (так называемые фирмы-однодневки избирают именно такую предпринимательскую стратегию). В данном случае продолжительный период предстоящей трудоспособности работника будет скорее препятствовать его трудовой мотивации. Молодой сотрудник, стремящийся к профессиональному развитию и должностному росту, должен будет ограничить свои стремления лишь определённым уровнем вознаграждения. Стратегия изменения курса, вынуждающая работников временно поступиться собственными интересами во имя интересов организации, может оказаться неприемлемой для молодёжи в силу ряда других её специфических черт (высокий уровень трудовой и социальной мобильности, идеальные представления о трудовой жизни). Наибольший интерес данное качество молодых сотрудников представляет для стабильно функционирующих организаций, с четко дифференцированной по отношению к различным категориям и группам работников кадровой политикой, в которой важное место занимает планирование карьеры. Соответственно и сами молодые специалисты заинтересованы в трудоустройстве в такого рода организации.

Традиционно приписываемый  молодёжи более высокий образовательный  уровень по сравнению со старшими поколениями в современных российских условиях уже не является бесспорным. Всё большие контингенты молодёжи оказываются на рынке труда, не имея не только профессионального, но законченного общего среднего образования. Это обусловлено  в значительной мере тем, что принятый в советское время закон об обязательном среднем образовании  перестал выполняться: теперь государство  практически сняло с себя обязательства  по обеспечению действия этого закона. Кроме того, наличие существенного  разрыва между теоретической  подготовкой в профессиональных учебных заведениях и практическими  аспектами конкретной трудовой деятельности делает неадекватной реакцию потенциального работодателя на возможно высокий уровень подготовки молодых специалистов, не подкреплённый соответствующим развитием трудовых умений и навыков. Это в итоге сказывается на возможностях их реального трудоустройства.

Практически все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть всё то , что свидетельствует  о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное  влияние стереотипов представления  об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и  устойчивость влияния стереотипов  такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодёжи на рынке  труда. Вместе с тем, является очевидным, что социализация человека в обществе, хотя и сопряжена с возрастом, протекает у отдельных людей  индивидуально. Явления инфантилизма и социальной незрелости могут сохраниться  у человека до концам его трудовой жизни, а могут быть преодолены в  достаточно раннем возрасте, на стадии профессионального обучения и становления. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих  молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наёмного работника и члена трудового  коллектива.

Несовпадение представлений  работодателя с реальными характеристиками молодёжи, выходящей на рынок труда, сочетается с далеко не всегда обоснованными  представлениями молодёжи о путях  адаптации в сфере труда и  занятости. Это проявляется в  выборе профессии, а в дальнейшем - в определении перспектив собственного трудоустройства. Например, сегодня  в России, вопреки логике и здравому смыслу, вопрос о престижности и  рейтинге образовательного учреждения далеко не всегда связан в сознании молодого человека с перспективой реального трудоустройства по будущей профессии (специальности). Более того, сам выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлениях о будущей желаемой работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной в большинстве городов страны.

Информация о работе Молодежь на рынке труда: пути и способы эффективного способа поиска работы