Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:56, реферат
Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.
1 Молодежный рынок труда…………………………………..………...3
2 Специфика положения молодёжи на рынке труда………………….7
3 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………..……….11
4 Решение проблемы занятости молодёжи…………………………...13
4.1 Правовое регулирование молодёжной политики………………...13
4.2 Программы поддержки молодёжи………………………………....15
4.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи…………..16
Список использованных источников и литературы………………….19
В данном случае общество сталкивается с социально-психологическими, а не только с экономическими факторами, влияющими на молодого человека в процессе выбора будущей профессии. Современному работнику уже мало знать и уметь, для него важнейшим становится момент самовыражения.
Всё это достаточно ярко проявляется и в попытках начального самоутверждения молодого человека через выбор престижной профессии. При этом реальная возможность трудоустройства либо игнорируется (решение проблемы откладывается на срок завершения обучения или осуществляется нерыночными методами через родных и знакомых), либо становится новым стимулом к дальнейшему самоутверждению. Это тем более возможно, что именно в молодом возрасте (в силу недостаточной социализации и необремённости житейскими обязательствами) человек может выдвинуть для себя на первый план удовлетворение потребностей высшего уровня - в самореализации и самосовершенствовании, развитии своих способностей.
Возможно, именно это стремление большой массы молодых людей к формированию себя как личности и к формированию той экономической среды, в которой они хотели бы и считали для себя достойным жить, породило устойчивую тенденцию к овладению профессиями (специальностями), для которых в экономической системе страны не существовало достаточно рабочих мест. Прежде всего, это касается таких направлений подготовки специалистов с высшим образованием, как экономика, менеджмент, юриспруденция. Сюда были, в первую очередь, нацелены усилия первых возникших в России негосударственных ВУЗов. Практически все государственные ВУЗы иных направлений (технические, педагогические) открывали у себя подготовку по непрофильным прежде для них специальностям. В результате количество учебных мест по экономике, менеджменту, юриспруденции, финансируемых как из государственного бюджета, так и за счёт средств обучающихся, возросло непропорционально потребностям в них.
3 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда
Рыночная трансформация
казахстанской экономики
На основе комплексного исследования выявлены проблемы занятости молодежи:
· диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,
· причины не занятости безработной молодежи,
· конкурентоспособность основных
потоков учащейся молодежи (учащиеся школ,
школ-интернатов, учебно-производственных
центров и детских домов, учащиеся ПТУ,
техникумов, вузов ) при первичном выходе
на рынок труда с точки зрения профессионально-
· факторы успешной профессиональной карьеры, проблема координации деятельности социальных подготовки).
В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района, институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи, несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.
Как показало исследование,
молодежь не получает знаний о современном
рынке труда, о правилах поведения на рынке
труда, слагаемых построения успешной
профессиональной карьеры о своих правах
и обязанностях в сфере трудовых отношений.
Молодежь не готова конкурировать и быть
субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок труда у
молодежи преобладают идеалистические
представления о будущей профессии, трудовой
и профессиональной карьере, которые с
первых шагов на рынке труда разрушаются
и приводят к возникновению сложных социально-
психических состояний (тревога; состояние
депрессии, влияющее на коммуникативную
сферу и сопровождаемое ощущением безысходности,
комплексом вины) в условиях невозможности
трудоустройства. Столкновение с трудовой
реальностью приводит к переориентации
либо деградации трудовых ценностей. Таким
образом, безработица негативно влияет
на социально-психологическое развитие
молодых людей и часто приводит к исчезновению
взгляда на труд как средство личной самореализации,
а сам процесс нормальной социализации
оказывается нарушенным.
Вместе с тем, положение
молодежи на рынке труда определяется
и деятельностью
В настоящее время в
системе непрерывного образования
молодежи отсутствует целенаправленная,
систематическая психолого-
4 Решение проблемы занятости молодёжи
4.1 Правовое регулирование молодёжной политики
Необходимость формирования
современной законодательной
Правовое регулирование,
связанное с проблемами молодежи,
до активизации нормативно-
Однако формирование сильной
политики, достижение устойчивого управления
требуют четкого правового
Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем округа - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как то необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны стать и постановления Губернатора и ведомственные акты. Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том числе венчурных проектов, возможности самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научно-методического и других его видов. На сегодняшний день Комитет продолжает интенсивную законотворческую работу.
4.2 Программы поддержки молодёжи
Отраслевые органы социальной
сферы активно участвуют в
формировании системы государственной
поддержки становления и
4.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи
Комитетом по делам молодежи
ведется активная координационная работа,
базирующаяся на организационной и финансовой
поддержке реализации соответствующих
программ для молодежи, на их методическом
обеспечении, на различных формах повышения
квалификации кадров.
В числе перспективных направлений, обеспечивающих
повышение устойчивости положения и развитие
молодежи – содействие общеобразовательной
и профессиональной подготовке молодежи
к труду; содействие трудовой занятости
молодежи.
Содействие
- оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;
- развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.
Образование молодежи - проблема
сквозная, ее решение предполагает
взаимодействие и сотрудничество органов
управления образования и органов
по делам молодежи разных уровней. Комитет
по делам молодежи одним из направлений
своей деятельности избрал содействие
дополнительному образованию
Содействие трудовой занятости молодежи предполагает:
· поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи;
· формирование постоянных рабочих мест;
· создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи;
· создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков).
В силу специфики ситуации
в социально-экономической
Наиболее эффективными муниципальными
предприятиями являются те, которые что-либо
производят, где подросток в процессе
работы может получить определенную профессиональную
подготовку и навыки работы на предприятии,
в трудовом коллективе.
Информация о работе Молодежь на рынке труда: пути и способы эффективного способа поиска работы