Молодежь на рынке труда: пути и способы эффективного способа поиска работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 12:56, реферат

Описание

Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

Содержание

1 Молодежный рынок труда…………………………………..………...3
2 Специфика положения молодёжи на рынке труда………………….7
3 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда…………..……….11
4 Решение проблемы занятости молодёжи…………………………...13
4.1 Правовое регулирование молодёжной политики………………...13
4.2 Программы поддержки молодёжи………………………………....15
4.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи…………..16

Список использованных источников и литературы………………….19

Работа состоит из  1 файл

реферат по Иванову.docx

— 36.18 Кб (Скачать документ)

В данном случае общество сталкивается с социально-психологическими, а  не только с экономическими факторами, влияющими на молодого человека в  процессе выбора будущей профессии. Современному работнику уже мало знать и уметь, для него важнейшим  становится момент самовыражения.

Всё это достаточно ярко проявляется и в попытках начального самоутверждения молодого человека через выбор престижной профессии. При этом реальная возможность трудоустройства  либо игнорируется (решение проблемы откладывается на срок завершения обучения или осуществляется нерыночными  методами через родных и знакомых), либо становится новым стимулом к  дальнейшему самоутверждению. Это  тем более возможно, что именно в молодом возрасте (в силу недостаточной  социализации и необремённости житейскими обязательствами) человек может  выдвинуть для себя на первый план удовлетворение потребностей высшего  уровня - в самореализации и самосовершенствовании, развитии своих способностей.

Возможно, именно это стремление большой массы молодых людей  к формированию себя как личности и к формированию той экономической  среды, в которой они хотели бы и считали для себя достойным  жить, породило устойчивую тенденцию  к овладению профессиями (специальностями), для которых в экономической  системе страны не существовало достаточно рабочих мест. Прежде всего, это касается таких направлений подготовки специалистов с высшим образованием, как экономика, менеджмент, юриспруденция. Сюда были, в первую очередь, нацелены усилия первых возникших в России негосударственных ВУЗов. Практически все государственные ВУЗы иных направлений (технические, педагогические)  открывали у себя подготовку по непрофильным прежде для них специальностям. В результате количество учебных мест по экономике, менеджменту, юриспруденции, финансируемых как из государственного бюджета, так и за счёт средств обучающихся, возросло непропорционально потребностям в них.

 

 

 

 

3 Подготовка молодежи к выходу на рынок труда

 

Рыночная трансформация  казахстанской экономики приводит к изменению положения личности в сфере занятости. Личность становится субъектом рыночных отношений, осуществляет самостоятельный профессиональный и экономический выбор, несет  ответственность за его последствия  в виде: размеров заработной платы, условий труда, возможностей для  развития своих способностей и профессиональной карьеры.

На основе комплексного исследования  выявлены проблемы занятости молодежи:

· диспропорциональность на молодежном сегменте рынка труда,

· причины не занятости безработной молодежи,

· конкурентоспособность основных потоков учащейся молодежи (учащиеся школ, школ-интернатов, учебно-производственных центров и детских домов, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов ) при первичном выходе на рынок труда с точки зрения профессионально-квалификационной подготовки, ценностных ориентаций в сфере труда и социально-психологической ориентации на рынке труда города,

· факторы успешной профессиональной карьеры, проблема координации деятельности социальных подготовки).

В современных социально-экономических условиях рациональный путь решения проблемы подготовки специалистов в области профессиональной ориентации - это подготовка данных специалистов из числа безработных граждан, имеющих высшее образование, но чьи профессии устарели или существует избыток данных профессий на рынке труда города, района, институтов, решающих задачи профессионального самоопределения и занятости молодежи, несоответствие действующей в городе системы психолого-профориетационной работы новым экономическим реалиям и другие особенности молодежного сегмента рынка труда.

Как показало  исследование, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.  
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере, которые с первых шагов на рынке труда разрушаются и приводят к возникновению сложных социально- психических состояний (тревога; состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины) в условиях невозможности трудоустройства. Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Таким образом, безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным. 

Вместе с тем, положение  молодежи на рынке труда определяется и деятельностью образовательных  учреждений города, которые через  процесс подготовки и воспитания задают профессионально-квалификационный уровень подготовки своих выпускников, формируют ценностные ориентации на труд, модель поведения на рынке  труда и в сфере трудовых отношений.  

В настоящее время в  системе непрерывного образования  молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать  личности в профессиональном самоопределении  с учетом не только потребностей и  возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система  комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения  и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг  молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения  разного уровня)

 

 

4 Решение проблемы занятости молодёжи

4.1 Правовое регулирование молодёжной политики 

 

Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а  нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом  и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности  и перспективах ее развития. Предпринимаемые  меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых  людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности.

Правовое регулирование, связанное с проблемами молодежи, до активизации нормативно-правовой деятельности Комитета по делам молодежи характеризовалось принятием документов, направленных на решение проблем  тех или иных наиболее незащищенных категорий молодежи или категорий  населения, в которые без особого  выделения входили и молодые  жители округа (инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, семьи  с низкими доходами и т.д.). В  количественном отношении документы, отстаивающие и реализующие принципы прямых мер социальной защиты, как  правило, в виде единовременных пособий  и компенсаций преобладали. Несмотря на существование на тот период ряда общественных объединений молодежи в стране, активное участие самой  молодежи в программах ее временной  и постоянной занятости, достаточно развитую клубную работу, молодежь до определенного момента не имела  достаточного правового обеспечения  своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной  степени органы по делам молодежи.

Однако формирование сильной  политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования  сферы приложения, в первую очередь  посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и  процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования системы государственного управления субъекта РК. Важнейшими документами  с этой точки зрения являются законодательные  акты, касающиеся реализации местной  государственной молодежной политики. Целью таких законов  является установление правовых основ государственной молодежной политики в автономном округе. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Закон, таким образом, решает задачи в области социального  управления. Из ряда самых больных проблем округа - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как то необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны стать и постановления Губернатора и ведомственные акты. Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, в том числе венчурных проектов, возможности самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научно-методического и других его видов. На сегодняшний день Комитет продолжает интенсивную законотворческую работу.         

 

 

4.2 Программы поддержки  молодёжи 

 

Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в  формировании системы государственной  поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают  специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением  в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы. Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи.  Начиная с 1992 года в Казахстане стали возникать органы по делам молодежи в муниципальных образованиях округа. Деятельность Комитета характеризуется стремлением создавать специфическую нормативно-правовую базу, формы и механизмы деятельности сети учреждений, отвечающие целям комплексного обеспечения жизнедеятельности и становления молодежи округа, тем самым формируя единую систему работы с молодежью. Эффективность такой деятельности во многом зависит от качества взаимодействия Комитета с ведомствами, курирующими различные отрасли социальной сферы, органами по делам молодежи местного самоуправления и молодежными общественными объединениями. Без их активного участия, совместных инициатив, оттачивания наиболее эффективных форм и методов работы была бы невозможна цельная и последовательная государственная молодежная политика в округе. 

 

 

4.3 Содействие профессиональной подготовке молодёжи

 

Комитетом по делам молодежи  ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. 
В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи.

Содействие общеобразовательной  и профессиональной подготовке и  подготовке молодежи к труду включает в себя:

- оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;

- развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений.

Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов  управления образования и органов  по делам молодежи разных уровней. Комитет  по делам молодежи одним из направлений  своей деятельности избрал содействие дополнительному образованию молодежи через содействие организации и  функционирования профильных клубов ("клубов по интересам") и центров дополнительного  образования.

Содействие трудовой занятости  молодежи предполагает:

· поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи;

· формирование постоянных рабочих мест;

· создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи;

· создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков).

В силу специфики ситуации в социально-экономической сфере  в округе существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы (летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в сфере  оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь  организованных постоянных рабочих мест (при временной занятости подростков). Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков. 
Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые что-либо производят, где подросток в процессе работы может получить определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в трудовом коллективе.

Информация о работе Молодежь на рынке труда: пути и способы эффективного способа поиска работы