Молодежь на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:46, реферат

Описание

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, обеспечивающийся за счет взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ни что иное, как процесс. В таком случае было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками.

Содержание

Введение 3
Социологические проблемы рыночной экономики 5
Экономическое сознание 5
Экономическое поведение 6
Условия адаптации к рыночным отношениям 7
Молодежь и безработица 10
Понятие и виды безработицы 10
Уровень и структура безработицы 13
Дискриминация на рынке труда. 15
Социальные последствия безработицы 17
Решение проблемы занятости молодежи 21
Меры, направленные на снижение уровня безработицы 21
Правовое регулирование молодежной политики 22
Работа комитета по делам молодежи 23
Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости 24
Заключение 25
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Оглавление 2

Введение 3

Социологические проблемы рыночной экономики 5

Экономическое сознание 5

Экономическое поведение 6

Условия адаптации к рыночным отношениям 7

Молодежь и безработица 10

Понятие и виды безработицы 10

Уровень и структура безработицы 13

Дискриминация на рынке труда. 15

Социальные последствия безработицы 17

Решение проблемы занятости молодежи 21

Меры, направленные на снижение уровня безработицы 21

Правовое регулирование молодежной политики 22

Работа комитета по делам молодежи 23

Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости 24

Заключение 25

Список литературы 27

 

Введение

В своей курсовой работе я рассмотрю  проблему положения молодежи в сфере  труда и занятости, на примере  российской молодежи, оценю уровни ее занятости и безработицы, ее положение на современном рынке труда, постараюсь отметить некоторые пути выхода из сложившейся кризисной ситуации в этой области российской действительности.

В данной работе я проанализирую  тенденции спроса и предложения  труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой  статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения разбивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.

Рынок труда представляет собой  совокупный спрос и предложение  рабочей силы, обеспечивающийся за счет  взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ни что иное, как процесс. В таком случае было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей силы  со средствами производства, тем самым удовлетворяется потребность работодателей в труде, а наемных работников - в заработной плате. 

Анализ динамических изменений  рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности.

По классификации МОТ, которая  приведена в статье Л.А. Гордона  и Э.В. Клопова «Социальная эффективность  и структура безработицы в  России», все население Российской Федерации можно разделить на две группы:

1. Экономически активное население

Данная группа включает ту часть  населения, которая обеспечивает предложение  рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории:

    • Занятые (Выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам; самостоятельно обеспечивают себя работой)
    • Безработные (Не имеют работу, т.е. доходного занятия; занимаются поиском работы, т.е. обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п.; готовы приступить к работе)

2. Экономически неактивное население

Данная  группа включает в себя людей, не входящих в состав рабочей  силы:

    • Учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения
    • Лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности
    • Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми
    • Отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск
    • Другие лица, у которых нет необходимости работать

Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного  населения России:

    • Незанятые, но ищущие рабочее место
    • Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие  другую работу или дополнительное рабочее место
    • Занятые, но рискующие потерять рабочее место

 

Вышеперечисленные группы образуют предложение труда. Владельцы рабочих мест формируют спрос на труд, складывающийся из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену.

 

Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости  началось с изменения приоритетов  государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей  в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы.

Социологические проблемы рыночной экономики

Задача социологии в связи с  преобразованием экономики в нашей стране состоит в изучении особенностей экономического сознания как тех, кто находится у власти, так и широких слоев населения, в выявлении факторов, влияющих на экономическое сознание, его стереотипы, в составлении прогнозов его изменения, в классификации различных типов экономического сознания. Проблемы экономического сознания и поведения рассмотрены в главе учебника «Социология молодежи», посвященной теме молодежи в сфере труда и занятости, именно их я хочу привести в следующих пунктах своей работы об экономическом сознании и поведении:

Экономическое сознание

 Экономическое сознание интересует социолога как определенная система, которая наряду с объективными условиями жизни (одновременно будучи опосредованной ими) формирует цели трудовой и социальной деятельности того или иного рода, мотивы социального и экономического поведения. Сознание в значительной мере определяет не только характер и качество деятельности, но и возможные для данного индивида с нравственной точки зрения средства достижения целей.

Экономическое сознание ограничено рамками объекта, на который оно направлено, но как вид сознания оно обладает всеми присущими последнему свойствами. В сознании как феномене можно выделить две группы компонентов. Это, во-первых, глубинные, относительно постоянные компоненты, присущие сознанию отдельного человека или социальной группы в течение относительно длительного периода времени, задающие направления осознания любого объекта и во многом обусловливающие его результаты. Это осознанные потребности, ценности, мотивы деятельности. В цепочке «потребности – интересы  – ценностные   ориентации» исходными являются потребности. Именно они, как известно, выражают исходную форму активного, избирательного отношения человека к условиям внешней среды. Во-вторых, это поверхностные компоненты – оценки, мнения.

Потребности и степень  их удовлетворенности интересуют социолога с двух точек зрения — как социальные факты и как компоненты сознания (осознанные потребности). В этой связи необходимо выявление закономерностей и тенденций формирования и изменения потребностей, фиксация их динамики в социальной статистике (на сегодняшний день социальная статистика является явно недостаточной), разработка прогноза их развития, а также определение степени удовлетворенности различных групп населения.

Экономическое поведение

 Исследования показывают, что экономическое поведение людей определяется сложным взаимодействием сознания и объективной действительности, которая влияет на формирование ценностей. И наоборот – уже сформированные ценности во многом обусловливают восприятие реальности. В этой связи существенное значение приобретает рассмотрение социальных аспектов формирования рыночной экономики.

Абсолютное большинство населения  обобрано государством, потеряло все свои накопления и вступило в рынок, как и положено пролетариату, свободным от всякой собственности.

В условиях жесткого и быстро развивающегося кризиса товаропроизводители ощущают себя зажатыми в тиски инфляции, налогового пресса. Из-за недостатка оборотных средств, неизбежно ведущего к банкротству, они оказались неспособными перестроиться, переоснаститься на выпуск новой продукции, модернизировать производство, что необходимо для гарантированного выживания в новых условиях. В чрезвычайно сложной ситуации оказались и новые, рожденные рынком, субъекты – малый и средний бизнес, фермерство и т. д. Из-за того же дефицита средств и времени, непредсказуемости экономической политики властей, политической ситуации они видят бесперспективность усилий по созданию товаропроизводящих производств. Где действительно наблюдается оживление, так это в сфере посреднического оборота, но и здесь товарная база постоянно сужается (снижение объемов производства, сокращение импорта).

Рынок, который в данный момент формируется в России, далек от цивилизованных форм, он чужд народу. Процесс первоначального накопления капитала протекает в России в худших традициях становления мирового рынка. Закономерно, что к числу основных явлений, сопровождающих процесс становления рынка, относятся обострение экономических, социальных, политических, межнациональных и других противоречий. Забыт, фактически, человек с его нуждами и запросами.

Условия адаптации к рыночным отношениям

Радикальные социально-экономические  перемены в российском обществе не могут не стимулировать человека к конструированию отношения  к труду, направленного на достижение нового качества жизни. Поэтому, видимо, социально-психологические факторы стратификации оказываются более значимыми для изменения уровня благосостояния, чем сама по себе включенность в рыночные отношения. Если особенности реформ, в частности, специфика молодежного рынка труда предопределяют саму возможность войти в рыночную экономику, то направление сознания молодых людей в отношении к труду определяет глубину этого включения. Это можно показать на примере исследований, проведенных в рамках проекта «Молодежный рынок труда», осуществленных Социальноэкономической Ассоциацией «АСЭ», Институтом проблем занятости РАН, Центром профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда, Московским Центром труда и занятости молодежи «Перспектива»:

Перед исследователями была поставлена задача – осветить некоторые важные особенности ценностных установок и поведенческих приоритетов, связанных с готовностью молодых людей войти в рыночные отношения, описать стратегию молодежи как субъекта рынка труда. Я согласна с авторами исследования в том, что нужно акцентировать внимание в этом вопросе на контингенте, находящемся в начале социально-профессионального определения, то есть лучше всего обращаться к выпускникам общеобразовательных школ. Выборочная совокупность составила 840 человек (девушки составили 56%).

Исследовалась также зависимость социально-психологических факторов от так называемых структурных ресурсов. К ним относятся принадлежность молодежи к семьям из различных социально-профессиональных групп; уровень материального благосостояния семьи; возможность помощи, которую молодые люди ожидают со стороны родителей.

 

 

 

 

 

 

Иерархия доминирующих ценностей, определяющих расположение профессий на шкале предпочтений в оценках выпускников, принадлежащих  к различной социально-профессиональной среде (в % от опрошенных; N = 840)

 

Социально-профессиональные группы

Иерархия трудовых ценностей

Ответили

Девушки

Юноши

Дети  рабочих высокой и средней  квалификации (N=103; дев. – 47, юноши – 56)

Заработная  плата

61,3

73,4

Гарантия занятости

57,5

69,6

Содержание работы

35,9

9,1

Дети  служащих (специалистов) с высшим и  средним специальным образованием (N=737; дев. – 392, юноши – 345)

Заработная  плата

67,5

77,3

Гарантия занятости

55,4

54,7

Содержание работы

47,6

47,2


 

Респондентам предлагалось назвать  три основные характеристики, ранжированные по степени важности. Поэтому количество ответов превышает 100%.

Исследование показывает, что для  большинства выпускников средних  школ определяющая ценность хорошей  работы – деньги, а не содержание. Из таблицы видно, что в составе  трех доминант, определяющих ценностную ориентацию молодых людей при выборе профессии и будущей трудовой деятельности, выступают, прежде всего, материальные соображения и возможность трудоустройства. Содержание работы как регулятор профессионального самоопределения уступает этим двум критериям по своей значимости.

Большое значение «материальной» позиции  в структуре трудовых ценностей  во всех выделенных группах подтверждается также значимой положительной связью между отношением респондентов к  рыночным требованиям работодателей и готовностью включиться в рынок труда, как видно из таблицы, приведенной ниже.

Информация о работе Молодежь на рынке труда