Молодежь на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 21:46, реферат

Описание

Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, обеспечивающийся за счет взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ни что иное, как процесс. В таком случае было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками.

Содержание

Введение 3
Социологические проблемы рыночной экономики 5
Экономическое сознание 5
Экономическое поведение 6
Условия адаптации к рыночным отношениям 7
Молодежь и безработица 10
Понятие и виды безработицы 10
Уровень и структура безработицы 13
Дискриминация на рынке труда. 15
Социальные последствия безработицы 17
Решение проблемы занятости молодежи 21
Меры, направленные на снижение уровня безработицы 21
Правовое регулирование молодежной политики 22
Работа комитета по делам молодежи 23
Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости 24
Заключение 25
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 158.50 Кб (Скачать документ)

Взвешенная политика в отношении  молодежи, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к требованиям  жизни определяет общую ситуацию с занятостью на рынке труда. Изменения в ценностных трудовых ориентациях показывают необходимость формирования нового механизма мотивации, который бы стимулировал творческую активность и инициативу молодежи и новые формы самоутверждения в труде. Но такой механизм, стимулирующий внутреннюю мотивацию и терминальное отношение к труду, может быть создан только на уровне общества в целом, при условии экономической и политической стабильности и отношении к человеку не как производительной силе, а как к субъекту духовной и хозяйственной жизнедеятельности с учетом особенностей российской истории и культуры».

Успешность перехода России к рыночным отношениям во многом будет определяться особенностями взаимодействия экономической и политической сфер, их взаимосвязью. Анализ показывает, что в реформаторской реальности обнажились многообразные противоречия. Успешное их устранение зависит во многом от осознания возросшей роли политических решений.

Отраслевые органы социальной сферы  активно участвуют в формировании системы государственной поддержки  становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы. Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи. 

Правовое регулирование молодежной политики

Необходимость формирования современной  законодательной базы в области  государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко  и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности

Молодежь не имеет достаточного правового обеспечения своего статуса  в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования системы государственного управления. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики:

«Целью таких законов  является установление правовых основ государственной  молодежной политики в регионах. Это  означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как-то необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны стать и постановления Губернаторов и ведомственные акты. 
Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, возможности самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научно-методического и других его видов».

Работа комитета по делам молодежи

История работы КДМ такова: «на  первом этапе до 1993 года происходило институциональное становление молодежных комитетов и отделов под эгидой властных структур. Процесс шел неравномерно, зачастую ситуация на местах опережала ситуацию в целом по стране. На втором этапе,  в 1993 – 1995 годах, в рамках КДМ и при их материально-финансовой поддержке началось воссоздание и упрочнение инфраструктуры государственной молодежной политики. Появились различные молодежные социальные службы – биржи труда, подростковые клубы, центры досуга, социально-психологические учреждения адаптации и реабилитации, информационные пункты. С 1995 года начался третий этап, он характеризуется более здравым подходом к государственной молодежной политике, выделением приоритетов. Одновременно происходит оптимизация  организационной  и функциональной структуры КДМ»

В современных условия деятельность комитетов по делам молодежи очень  важна, он должна качественно обновляться  и усложняться. Молодежная политика осуществляется в динамически меняющейся обстановке. В переходные периоды, подобные современному, объективно на первый план выступают трудности повседневные, трудности выживания. В той степени, в какой удается их преодолевать, правомерно говорить об эффективности работы управленцев, менеджеров комитета по делам молодежи – от высшего до среднего и низшего звена. В статье «Кадровый потенциал работы с молодежью» авторы говорят о том, что «лишь перспективная, инновационная стратегия способна преодолеть кризисную ситуацию и повысить успехи взаимодействия с молодежью. Очень многое зависит от тех людей, которые работают с молодежью, поэтому важным является грамотный подбор и расстановка кадров. Предлагается следующая методика оценки кадрового потенциала КДМ. Она включает в себя: социологическое выявление потенциальных работников, то есть мотивов и установок людей. Социометрический анализ позволяет конкретно оценить те или иные качества работников – особенно потенциальных кандидатов в руководители. Так же необходимо использовать методы психодиагностики и организационный анализ, который предусматривает выделение типа структуры данной организации».

Изучение мотивационной основы профессиональной деятельности работников комитета по делам молодежи выводит  исследование кадрового потенциала на уровень прикладных управленческих решений и способно оптимизировать как работу уже существующих комитетов, так и подбор кадров в государственные органы подобного типа.

Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости

Комитетом по делам молодежи  ведется  активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи;

Содействие общеобразовательной  и профессиональной подготовке и  подготовке молодежи к труду включает в себя:

«оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов;

развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную  поддержку их общественных объединений.

Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней.

Содействие трудовой занятости  молодежи предполагает:

поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи;

формирование постоянных рабочих  мест;

создание возможностей для организации  вторичной занятости подростков и молодежи;

создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости  молодежи (и в первую очередь - подростков).

Существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы (летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь организованных постоянных рабочих. мест (при временной занятости подростков). Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков. 
Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые что-либо производят, где подросток в процессе работы может получить определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в трудовом коллективе».

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела  проблему положения современной  российской молодежи в сфере труди и занятости, и привела некоторые меры, которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения. Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации  на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

В заключении я бы хотела привести те меры, которая предлагает Лещинская  Г. в статье «Молодежный рынок  труда», возможно они в чемто повторят все сказанное выше, но мне они  кажутся наиболее актульными в области решение проблемы занятости молодежи: «намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм:

 

- создания малых производств,  способных более полно занять  молодежный и женский труд;

 

- организации квотирования рабочих мест через законодательные акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а также систему льгот для него;

 

- создания более эффективных  и устойчивых механизмов организации  временной занятости подростков.

 

Вопрос об эффективности государственной  молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается  мобилизовать молодежную инициативу в  общественных интересах. В решении  вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого  разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом.

 Необходимо вновь проработать  практику бюджетных выплат на  цели государственной молодежной  политики. Компенсаторные действия  должны быть строго ограничены  четко выделенными категориями  нуждающихся в помощи молодых  людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий)».

 

Список литературы

  1. Зубок Ю.А. «Молодежь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект» //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 183 – 199
  2. Калибеков Д. «Современные проблемы молодежи».// «Вопросы экономики», 2000, №8, с.18-25
  3. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 64
  4. Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г
  5. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г
  6. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.: «Инфра. М-Норма» 1998г.
  7. Гордон Л.А.  Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34
  8. Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева Г.Б. «Кадровый потенциал работы с молодежью»// Социс 1997г. №10 С.87 – 92
  9. Соколова Г. Н. «Социальные издержки безработицы и пути ее снижения» // Социс.-1995.-№9.-С.20
  10. Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 42 – 49
  11. Дадашев А. «Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования» // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.78


                                                           


Информация о работе Молодежь на рынке труда