Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:00, курсовая работа
Право человека свободно выбирать себе род занятий, профессию и место работы. Анализ положения молодежи на российском рынке труда. Понятие рынка труда в России, роль профсоюзов, предложения для преобразования в области студенческой занятости.
Введение……………………………………………………………стр.
I. Сущность рынка труда, его типология и структура………….стр.
1.1.Эволюция понятия «рынок труда»………………………………….стр.
1.2. Рынок труда и зарплата……………………………………………..стр.
1.3. Особенности товара «труд»………………………………………...стр.
1.4. Типология и структура рынка труда……………………………….стр.
II. Рынок труда в России……………………………………………...стр.
III. Роль рынка труда…………………………………………………..стр.
IV. Специфические особенности регионального молодежного рынка труда………………………………………...стр.
V. Роль профсоюзов…………………………………………………..стр.
VI. Проблема «выпускников» на рынке труда………………………стр.
VII. Предложения преобразования в области
студенческой занятости……………………………………...стр.
Заключение………………………………………………………..стр.
Приложение………………………………………………………..стр.
III.
Роль рынка труда.
Современный этап развития
связан с новым взглядом на рабочую
силу как на один из ключевых ресурсов
экономики. Этот новый взгляд - свидетельство
реального роста роли человеческого
фактора в условиях технологического
этапа, когда налицо прямая зависимость
результатов производства от качества,
мотивации и характера
Возрастание роли человеческого фактора
в производстве подтверждено результатами
экономических исследований ведущих американских
ученых. Начиная с 1929 года главным источником
роста производительности труда и национального
дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал
является первый фактор, охватывающий
совокупность образовательных, квалификационных,
демографических и культурных характеристик
рабочей силы.
Вложения средств в человеческие ресурсы
и кадровую работу становятся долгосрочным
фактором конкурентоспособности и выживания
фирмы в условиях рыночной экономики.
Не случайно прямые затраты частного бизнеса
в США на все виды обучения возросли уже
к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные
частные и государственные затраты с учетом
выплат компенсаций за время обучения
достигли 100 млрд. долл.
В эпоху высокоразвитой рыночной цивилизации
роль рынка труда в эволюции экономики
непрерывно возрастает. Связано это с
тем, что по мере расширения и углубления,
особенно в последние два десятилетия,
научно - технологической революции, освоения
высоко сложных технологий и распространения
ЭВМ народное хозяйство уже не может обходиться
без массовой творческой деятельности.
Впервые в истории производительные силы
выходят на такой уровень развития, при
котором их эволюция возможна лишь в условиях
творческой активности работников значительной
части профессий и широкого использования
в сфере общественного труда новейших
технических средств и сопутствующих
им знаний. К рабочей силе начинают предъявляться
совершенно новые, по сравнению с прошлым,
требования: участие в развитии производства
практически на каждом рабочем месте;
обеспечение высокого качества быстро
меняющейся по своим характеристикам
и технологически все более сложной продукции;
удержание низкой себестоимости изделий
путем постоянного совершенствования
методов производства; индивидуализация
всех видов и форм производственного и
непроизводственного обслуживания.
В новых, более эффективных организационных
условиях происходит соединение рабочей
силы и рабочих мест, включение в инновационно
- производственный процесс творческого
потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка
кадров, решение проблем социальной защиты
трудящихся и т.п.
Интенсивная экономика, живущая в режиме
периодического технологического и организационного
обновления, постепенно превращается
в экономику непрерывного развития, для
которой характерно практически постоянное
совершенствование методов производства,
принципов управления, эксплуатационных
характеристик товаров и форм обслуживания
населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном
национальной и мировой рыночной цивилизации,
на нем формируются трудовые ресурсы творческого
типа, осуществляющие повседневную эволюцию
общества. Речь идет о той или иной форме
инициативы, производственной самостоятельности,
стремлении к совершенствованию технологии
и методов обслуживания населения.
Исследования показывают, что активный
созидательный труд в настоящее время
в той или иной мере входит в содержание
деятельности большей части работающего
населения, прежде всего специалистов
с высшим и средним специальным образованием,
административно - управленческого персонала,
высококвалифицированных рабочих, работников
услуг. Это ведущий отряд национальной
рабочей силы, охватывающий в западных
странах от 40 до 50 % занятых в народном
хозяйстве.
IV.
Специфические особенности
регионального молодежного
рынка труда.
Незанятая молодежь
представляет собой один из четко
определенных устойчивых сегментов
рынка труда, характеризующийся
стабильным ростом предложения рабочей
силы.
Молодежный рынок труда формируется молодыми
людьми, нуждающимися в трудоустройстве.
Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических
и среднеспециальных, общеобразовательных
учебных заведений. Рынок труда пополняется
и за счет демобилизованных воинов срочной
службы. В последнее время существенен
для центральных районов России приток
молодежи за счет беженцев и мигрантов.
Разумеется, не все выпускники учебных
заведений ищут работу и попадают на рынок
труда. Часть из них планирует продолжить
образование, другие не трудоустраиваются
по иным причинам.
Молодежный рынок труда имеет свою специфику.
Во-первых, он характеризуется неустойчивостью
спроса и предложения, обусловленной изменчивостью
ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной
неопределенностью. Положение усугубляется
обострением социальных проблем молодежи,
связанных с коренным изменением социокультурных
и политических условий развития личности,
что влечет за собой возрастающие трудности
самоопределения молодых людей, в том
числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, специфична для молодежного
рынка труда низкая конкурентоспособность
по сравнению с другими возрастными группами.
Молодежь подвергается наибольшему риску
потерять работу или не трудоустроиться.
Возможности трудоустройства новой рабочей
силы, вступающей на рынок труда впервые,
сокращаются. Ограничение спроса на рынке
труда снижает возможности трудоустройства
выпускников учебных заведений.
В-третьих , молодежная занятость имеет
явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться
группа молодежи, которая нигде не работает
и не учиться, к концу 1998 года ее численность
в целом по России превысила миллион.
В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется
большой вариантностью. Это обусловлено
тем, что на него выходят выпускники учебных
заведений, осуществляющих подготовку
специалистов по всем возможным профессиям.
Отсутствие спроса на региональном рынке
труда на многие из них, приводит к тому,
что большая часть ищущих работу молодых
людей, в том числе недавних выпускников
учебных заведений, трудоустраивается
по специальностям, далеким от базового
образования, для многих переподготовка
является единственной возможностью получить
работу. Ежегодно из числа выпускников
каждый четвертый становится потенциальным
кандидатом на переобучение, получение
второй профессии. Кроме того, пятая часть
молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности
профессией, характером труда уже в первый
год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодежном рынке труда создалась
чрезвычайно сложная ситуация с женской
занятостью: традиционно среди выпускников
учебных заведений, особенно вузов, женщины
составляют значительную долю, при этом
работодатели отдают явное предпочтение
при приеме на работу мужчинам.
Складывающийся рынок труда предполагает
выявление приоритетных профессий и специальностей
на определенный момент. В связи с этим
возникли теоретические и прикладные
задачи по количественному и качественному
сопоставлению востребуемых рынком труда
профессий и специальностей, по которым
ведется подготовка специалистов в учебных
заведениях.
V.
Роль профсоюзов.
Московские профсоюзы
обеспокоены ростом числа нетрудоустроенной
молодежи
На первый взгляд, положение с безработицей
в Москве вполне благополучное. Ее зарегистрированный
уровень не превышает одного процента,
а численность безработных снизилась
к концу прошлого года примерно на 10 процентов
в сравнении с годом предыдущим.
Вместе с тем значительная часть трудоспособного
населения ищет работу, которая все больше
становится средством выживания. Общая
безработица, рассчитанная по методологии
Международной организации труда (МОТ),
на конец сентября 1999 г. составляла 271 тыс.
человек, или 5,1% от общей численности экономически
активного населения.
Ежемесячно более 100 тысяч человек трудятся
в режиме неполной рабочей недели (дня).
Люди вынуждены уходить в административные
отпуска. Общие масштабы неполной занятости
за 9 месяцев 1999 г. оцениваются в 32,5 млн.
человеко-часов, что равнозначно ежедневному
невыходу на работу 22 тыс. человек. Среди
работников, имевших вынужденные отпуска,
более половины не получали за это время
денежной компенсации.
Не останавливается процесс высвобождения
работников с предприятий – 29,8 тыс. человек
за 9 месяцев 1999 г.
Основные мотивы увольнений по собственному
желанию – несвоевременность выплаты
зарплаты и ее невысокий размер. За 9 месяцев
1999 г. 308,4 тыс. человек, или 72,1% от выбывших,
уволились по этой причине. В общей численности
зарегистрированных безработных также
преобладают уволившиеся по собственному
желанию. Их доля составляет 43%, доля высвобожденных
– 40%.
Все это приводит к тому, что многие вынуждены
перебиваться случайными заработками,
работать без оформления найма, без законодательной
защиты.
Казалось бы, в городской службе занятости
достаточно вакансий – около 140 тысяч
на конец прошлого года. Но среди них много
непривлекательных по уровню оплаты и
условиям работы, не соответствующих предложениям
на рынке труда.
Кадровый потенциал в городе во многом
потерян, престиж ряда профессий упал.
В то же время имеются существенные проблемы
с трудоустройством молодежи. Зачастую
выпускники учебных заведений, получив
диплом, сразу пополняют ряды безработных
или работают не по специальности.
За 9 месяцев 1999 года доля молодежи (16-29
лет) среди безработных составила 16%, из
них на лиц в возрасте 16-24 года приходится
60%, численность выпускников различных
учебных заведений среди ищущих работу
граждан возросла в 1,4 раза.
Причины такого положения, по мнению Золоторева
Р.Г.3, кроются в дисбалансе спроса и предложения
на рынке труда, в разрыве между трудовыми
притязаниями и имеющимися вакансиями,
их непривлекательности из-за низкого
уровня заработной платы. Сегодня система
подготовки кадров выглядит оторванной
от реальных потребностей народного хозяйства.
Учебные заведения готовят специалистов
исходя не из спроса, а из своего потенциала.
Грешит этим и система переобучения ищущих
работу граждан.
Что же предпринимается социальными партнерами
– городской исполнительной властью,
профсоюзами и работодателями – для изменения
сложившейся ситуации?
Их сотрудничество в этой области реализуется
через Координационный комитет содействия
занятости населения г. Москвы. Участвуя
в нем, профсоюзы влияют на городскую политику
в сфере занятости, на формирование Фонда
занятости, осуществляют контроль за использованием
его средств.
Представители профсоюзов участвуют в
работе Городской конкурсной комиссии
по рассмотрению проектов работодателей,
создающих и сохраняющих рабочие места.
Эта комиссия работает коллегиально, гласно,
принимает решения по результатам открытого
конкурса. Профсоюзы при принятии решений
настаивают на том, чтобы инвестиции за
счет Фонда занятости направлялись в приоритетные
отрасли городского хозяйства. Мы глубоко
убеждены, что предприятия и организации,
претендующие на выделение этих средств,
должны действовать в рамках системы социального
партнерства, обязательно иметь зарегистрированный
коллективный договор, защищающий трудовые
и социальные права работников. Работодатели
должны обеспечивать своевременную выплату
зарплаты в размере, соответствующем их
обязательствам по Московскому трехстороннему
соглашению.
Выделение средств за счет Фонда занятости
позволило создать и сохранить в 1999 году
более 15,0 тыс. рабочих мест, в том числе
путем представления предприятиям компенсационных
выплат.
Профсоюзы предлагают рассмотреть в ближайшее
время на Координационном комитете содействия
занятости населения вопрос о содействии
занятости молодежи, определить конкретные
меры по нормализации молодежного рынка
труда.
Московским трехсторонним соглашением
на 2000 год предусмотрено, что Правительство
Москвы и предприниматели обязуются принять
меры по повышению конкурентоспособности
молодых специалистов на рынке труда и
снижению безработицы в молодежной среде.
Работодатели обязались принимать участие
в выработке требований к профессиональной
подготовке молодых специалистов, исходя
из нужд городского хозяйства.
Внедрение городского Закона “О квотировании
рабочих мест в г. Москве” позволило несколько
снизить остроту вопроса с трудоустройством
инвалидов и отчасти молодежи до 18 лет.
При активном воздействии профсоюзов
городская служба занятости начинает
финансировать проекты работодателей
по созданию рабочих мест для гарантированного
трудоустройства молодежи до 18 лет и инвалидов,
а также Целевого счета для сбора финансовых
средств за невыполнение условий квотирования
рабочих мест. Уже приняты решения о финансировании
ряда проектов, в том числе ОАО “Мосэлектроприбор”,
ЗАО “Тушинская фабрика “Победа”, учебно-производственного
предприятия N 11 ВОС, ЗАО “Фирма “Зарница”,
ОАО “Фабрика швейных изделий N 3”.
Необходимо ускорить
создание автоматизированной информационной
системы рынка рабочей силы молодежи в
возрасте до 18 лет и инвалидов, которая
позволит обеспечить адресное создание
рабочих мест.
Надеемся4, что предпринимаемые социальными
партнерами меры помогут молодым специалистам
обрести свое рабочее место в жизни.
VI.
Проблемы Выпускников
на рынке труда.
Результаты работы
в группе5по теме "Выпускники вузов
на рынке труда"
В первую очередь участники обсудили в
целом вопрос реализации гражданами и
защиты законом права на труд. При этом
были выделеныследующие важные проблемы:
1. Право на труд закреплено законодательством
и соответствует норме демократического
государства.
2. Защита права на труд в настоящее
время существует на законодательном
уровне, а так же принят Закон о занятости
населения, но механизмы их реализации
недостаточно отработаны и недостаточно
финансово обеспечены.
3. Некоторые положения этого закона
плохо выверены с точки зрения сегодняшней
экономической и социальной ситуации.
В частности, это касается определения
суммы пособия по безработице. Пособие
высчитывается от определенной законом
суммы минимальной заработной платы, что
в разы меньше, чем реальный прожиточный
минимум.
4. Кроме того, сложным остаетсявопрос
о получении статуса безработного. Наиболее
остро данная недоработка в законодательстве
отражается на гражданах,уволенных в запас
из российской армии (как рядовых, так
и офицеров).
5. Также существует несоответствие
между формальным определением в законе
о занятостипонятия "подходящей работы"и
реальными требованиями к работе, которая
может быть названа подходящей.
Участники группы пришли к выводу, что
перечисленные проблемы могут быть решены
только на федеральном уровне. Однако
существует возможность выхода на федеральный
уровень с законодательной инициативой
через обращение к избранным в регионе
депутатам федеральных структур.
На перечисленные выше общие проблемы,
по мнению участников группы, накладываются
сложности, характерные именно для выпускников
вузов на рынке труда. После анализа и
ранжированияна обсуждение были вынесены
следующие проблемы:
-Отсутствие у выпускников вузов требуемого
работодателями стажа и опыта работы и
сложность получения этого опыта.
-Проблема дискриминации женщин при приеме
на работу.
-Проблема дисбаланса между спросом на
определенные специальности на рынке
труда и существующим предложением специальностей
со стороны ищущих работу.
-Проблема адаптации на рынке труда выпускников
вузов, являющихся рядовыми запаса российской
армии.
-Инфантилизм молодежи в поиске работы.
-Проблема неосведомленности населения
о своих правах и возможностях в поиске
работы.
В ходе обсуждения и анализа этих проблем
были выработаны определенные конструктивные
предложения.
Отсутствие опыта и стажа работы
Наличие опыта работы и стажа работы, желательно
по специальности, на сегодняшний день
является одним из существенных требований
к кандидатам на замещение предлагаемых
на рынке труда вакансий. Соответственно,
не имеющих опыта работы и стажа выпускников
вузов в этом случае на работу зачастую
берут неохотно. Следовательно, выпускники
не имеют не только опыта работы, но и возможности
получения такого опыта.
Решение этой проблемы участники группы
видят в реализации такого механизма как
квотирование рабочих мест для выпускников.
В настоящее время эта практика применяется
к таким категориям граждан как инвалиды,
дети-сироты, члены многодетных семей.
Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный
характер. Эффективного механизма реализации
этой практики на данный момент нет.
Альтернативой практике квотирования
может стать система условий, при которых
работодателям было бы выгодно брать на
работу выпускников, в частности - введенная
на муниципальном уровне система налоговых
льгот для работодателей, принимающих
на работу выпускников вузов. Реализация
этой идеи возможна через депутатские
комиссии и комитеты исполнительных структур
власти. Прежде всего, нужны конкретные
финансовые расчеты, которые позволят
определить стратегию реализации идеи.
Еще одной возможностью получения выпускниками
вузов необходимого опыта работы может
быть практика временного найма на разовые
работы. Такие как различного рода рекламные
акции, маркетинговые исследования, социологические
опросы, работа в сфере политики, занятость
на общественных работах, деятельность
в общественных организациях в качестве
волонтеров. Здесь полезным было бы ввести
практику получения рекомендательных
писем с мест такой работы. Временная занятость
выпускников в данном случае не только
позволит им получить опыт, но и заработать
репутацию, что играет значительную роль
на современном рынке труда.
Кроме того, существует еще механизм молодежной
практики. В настоящее время организацией
молодежной практики занимается служба
занятости. Однако брать на работу человека
без опыта для работодателя остается невыгодным
даже при условии того, что половину заработной
платы выплачивает служба занятости. Существует
возможность, при которой сам кандидат
будет оплачивать получение опыта работы
тому предприятию или фирме, которые согласны
предоставить ему место для практики.
Чтобы реализовать такой механизм, необходимо
создание банка данных подобного рода
вакансий, продвижение этой идеи в СМИ,
в школах через уроки ОБЖ, посредством
создания соответствующей странички в
Internet.
На федеральном уровне необходимо создание
и реализация программы создания рабочих
мест специально для молодых специалистов
- выпускников вузов. Практическая реализация
этой программы пока маловероятна из-за
недостатка бюджетных средств, но идея
должна продвигаться уже сейчас.
Проблема дискриминации женщин при приеме
на работу
Проблема заключается в том, что при приеме
на работу работодатели предпочитаю брать
на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее
желательным кандидатом при приеме на
работу оказывается молодая замужняя
женщина, не имеющая детей. Работодатель
в данном случае предполагает возможную
скорую беременность такой женщины и,
не желая нести лишние расходы на оплату
декретного отпуска, однозначно делает
выбор в пользу других кандидатов.
Изменить ситуацию крайне трудно. Участники
группы предложили следующие решения
проблемы.
Прежде всего - использование возможностей
служб и курсовой сети Департамента занятости
для предоставления возможности женщинам
пройти специальный тренинг, позволяющий
впоследствии взаимодействовать с работодателем
более успешно и преодолевать предрассудки,
ведущие к дискриминации по половому признаку.
Другим предложением стало - использовать
некие обходные пути, позволяющие женщине,
несмотря на сложившуюся ситуацию, получить
работу. Такими путями могут стать: работа
на дому, разовые работы, самозанятость.
Последний вариант предложен для женщин,
обладающих высокой квалификацией и желающих
иметь работу, позволяющую раскрыть их
интеллектуальный и творческий потенциал.
Еще одним решением проблемы может стать
в перспективе предоставление кадровыми
агентствами услуги по лизингу персонала.
Однако в условиях современного налогообложения
использование этих услуг для работодателя
крайне невыгодно, а потому реализация
данного предложения представляется в
настоящее время проблематичным.
Необходима также реализация программ,
позволяющих уменьшить долю женщин в домашней
работе и высвободить время для профессиональной
деятельности.
Проблема дисбаланса спроса и предложения
на рынке труда
Проблема заключается в том, что существует
несоответствие между тем, какие специальности
на конкретный момент требуются на рынке
труда, и тем, специалистов каких специальностей
выпускают вузы. В данном случае речь идет
о том, что рынок труда в настоящее время
даже приблизительно сложно прогнозировать
на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая
ситуация в обществе нестабильна. Приобретая,
казалось бы, престижную специальность,
выпускник рискует оказаться невостребованным
по окончании вуза в связи с резко изменившимся
рейтингом престижных специальностей.
В данном случае наиболее важным представляется
наличие у выпускников навыков, позволяющих
быстро адаптироваться к изменившейся
ситуации. Эти навыки должны воспитываться
в процессе социализации личности, как
в семье, так и во время обучения специальности.
Другим механизмом адаптации к требованиям
рынка является переобучение специалистов
в службе занятости и в вузах. Для этого
могут быть использованы механизмы получения
различного рода кредитования обучения
студентов работодателями, что позволяет
выпускникам определиться с дальнейшим
местом работы.
Кроме того, возможно налаживание механизма,
при котором вузы будут заключать с предприятиями
прямые договора на обучение специалистов
требуемых специальностей.
Создание информационных систем, позволяющих
учитывать спектр вакансий, анализировать
их и прогнозировать ситуацию на рынке
труда тоже улучшит ситуацию. Такая работа
уже начата, о чем проинформировали представителя
муниципальной власти в группе.
Проблема адаптации на рынке труда выпускников
вузов, являющихся рядовыми запаса российской
армии
Проблема "вуз-армия-рынок" состоит
в том, что молодые люди, получившие специальность
в вузе, при прохождении военной службы
теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся
место работы. После возвращения со службы
эти граждане зачастую в силу различных
причин не имеют возможности возобновить
свою квалификацию. В результате рынок
труда теряет квалифицированных специалистов,
а граждане, отслужившие в армии - возможность
получить достойную работу. Частично это
связано с тем, что в данной ситуации, оказывается,
практически невозможно получить статус
безработного и встать на учет на бирже
труда.
В качестве возможных путей решения было
предложено разработать на муниципальном
уровне через департамент занятости населения
специальную программу по адаптации на
рынке труда выпускников вузов, являющихся
рядовыми запаса российской армии. К реализации
данной программы могли бы подключиться
общественные организации города. Одним
из шагов реализации подобной программы
может стать создание при общественных
организациях консультативных центров
по вопросам трудоустройства для рядовых
запаса российской армии.
Также необходима защита этих граждан
на законодательном уровне. В частности
- обеспечить этой категории молодых людей
получение статуса безработного. Для чего
общественным организациям необходимо
выйти на федеральный уровень с соответствующими
законодательными инициативами.
Инфантилизм молодежи в поиске работы
Молодые люди зачастую не имеют активной
позиции в поиске работы, а соответственно
не используют многие из существующих
возможностей нахождения работы. В немалой
степени это связано с нежеланием попадать
в некомфортные и жесткие ситуации рынка
труда.
Для решения этой проблемы предложено,
прежде всего, раннее привлечение подростков
к труду.
Другим важным моментом является необходимость
наличия у выпускников вузов высокого
уровня самоорганизации с тем, чтобы в
поиске работы иметь возможность соответственно
встречать и преодолевать трудности, связанные
с не комфортностью предлагаемого труда.
Кроме того, для российского общества
актуальной является работа по включению
в общественном сознании механизма активного
поиска работы. Эта работа состоит, прежде
всего, в информировании молодежи о принципах
и технологиях поиска.
Необходимо проводить специальные курсы
для родителей с тем, чтобы способствовать
включению данного механизма на уровне
семьи.
Подобные программы (для молодых людей
и родителей) разработаны в городе, и участники
семинара договорились о практическом
взаимодействии по этому вопросу.
Проблема неосведомленности населения
о своих правах6и возможностях в поиске
работы
В настоящее время население крайне неудовлетворительно
информировано о возможностях поиска
работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся
пассивная позиция в поиске работы, так
и определенного рода предрассудки, неверная
интерпретация ищущими работу гражданами
своего положения как неудачника и просителя.
Кроме того, оказалось, что информационных
каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.
В связи с этим необходимой представляется
работа по широкому и доступному информированию
населения о существующих на рынке вакансиях.
Также необходимо информирование о существующих
возможностях получить такого рода информацию.
В конечном итоге широкое информирование
граждан о существующих возможностях
и правах в поиске работы позволить частично
снять каждую из названных в докладе проблем.
В ходе обсуждения выяснилось, что позитивные
изменения, произошедшие в последнее время
в структурах департамента занятости,
конструктивные усилия служб занятости
далеко не всегда доносятся до населения.VII.
Предложения для преобразований
в области студенческой
занятости
Занятость студентов
не только на временной, но на регулярной
работе во время их учебы в вузе
– это реальность тех экономических
и социальных условий, в которых
оказалась к концу XX века сфера
высшего образования и рынка
труда нашей страны. Об этом говорят
и численность работающих студентов,
и причины начала трудовой деятельности
во время учебы в вузе. Среди
таких причин есть общие для всех
групп населения - масштабность и
глубина структурной
По данным опроса, проведенного в рамках
проекта среди студентов Российских вузов,
работающих оказалось около половины.
Почти 20% имели постоянную работу с недельной
загрузкой свыше 30 часов. Более четверти
работающих студентов работали в режиме
полной рабочей недели. От первого к выпускному
курсу занятость возрастает.
Сегодня работа для студента – получениепрактического
профессионального опыта, новых знаний,
недополученных в вузе и ускоряющих процесс
их профессионального становления и последующего
трудоустройства; ознакомление с условиями
работы в различных организациях, что
помогает студентам формироваться как
работникам, выбирать место постоянной
работы после окончания учебы, заинтересовать
собой работодателя. Для значительной
части студентов работа – возможность
самостоятельно зарабатывать деньги.
Есть основания предполагать, что август
1998 года внес определенные коррективы
в ситуацию со студенческой занятости,
обострив проблемы трудоустройства, с
одной стороны, с другой – открыв новые
возможности для сотрудничества с отечественными
производителями, перспективу востребованности
по некогда утратившим спрос специальностям.
Есть основания ожидать дальнейшего роста
актуальности выхода студента на рынок
труда, роста численности работающих студентов.
Актуальность проблемы и реальная возможность
ее решения дает основания длянекоторых
рекомендаций в области решения проблем
студенческой занятости в России7 .
Необходима программа с более четкой координацией
деятельности следующих субъектов, действующих
на данном сегменте рынка труда:
-отдельные вузы города и департамент
высшего образования;
-потенциальные работодатели студентов,
их ассоциированные представители.
-специализированные службы занятости
при городской и областной администрации;
-организации, участвующие в деятельности
трудоустройству и адаптации молодежи
и студентов на рынке труда на коммерческой
основе (кадровые агентства, учреждения
дополнительного образования) ;
- общественные организации, выступающие
как в роли работодателя, так и посредника
на рынке труда, способствующие обучению
и развитию студентов как будущих работников;
студенты
Эффективным решением может стать комплексная
программа адаптации студентов на рынке
труда с особым вниманием к “проблемным”
вузам и специальностям.
Важнейшими ее направлениями должны стать:
Область управления студенческой занятостью :
* Обучение студентов процессу трудоустройства,
широкое информирование о возможностях
трудоустройства, профессионального роста
и развития для студентов. Важным моментом
является стимулирование активности самих
студентов через их участие в развивающей
их деятельности (общественных организациях,
деловых играх и пр.).
* Принятие мер по расширению потенциального
объема спроса на работника-студента (как
стажера, так и полноценного работника)
с разработкой системы стимулирования
работодателя (налоговые льготы, частичная
компенсация затрат на дообучение работника,
совместные проекты по решению внутренних
задач предприятий и пр.).
* Содействие в разработке приемлемых
форм сотрудничества студента и работодателя
с необходимым учетом интересов и прав
обеих сторон.
Область организации учебного процесса
* Придание гибкости учебной программе
и учебному расписанию.
Сотрудничество по линии “вуз-государство-работодатель”
в адаптации учебной программы к требованиям
вуза (прохождение стажировки на предприятиях,
производственный заказ на подготовку
работников, участие практиков в разработке
и реализации учебных планов и пр.)
Область контроля и исследовательской
деятельности
* Продолжение исследования студенческой
занятости, анализ ее динамики и специфики
применительно к вузам, учебным специальностям,
курсам, сферам бизнеса и типам рабочих
мест. Изучение ее влияния на трудовую
карьеру выпускников.
* Использование полученных данных для
разработки рекомендаций субъектам студенческой
занятости.
Одним из элементов комплексного подхода
к решению проблем может стать создание
специального агентства студенческой
занятости в кооперации. Можно открыть
отделения этого агентства во всех вузах
города.
Варианты мероприятий в рамках комплексной
программы содействия студенческой занятости
Месячник ликвидации безграмотности студентов
на рынке труда”, проводимый 2 раза в год
(весна, осень) с комплексом мероприятий
(обучение, консультации, деловые игры,
лекции от практиков в различных сферах
бизнеса и экономики и пр.)
Ярмарка-презентация выпускников вузов
перед окончанием обучения в вузе с привлечением
к участию потенциальных работодателей,
кадровых агентств. Время проведения –
март-апрель.
Телефонные линии”, по которым студенты
смогут получить бесплатную информацию
о возможностях на рынке труда (вакансии,
операторы, необходимые формальности
при трудоустройстве, трудовых спорах,
пр.).8