Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 02:00, курсовая работа
Право человека свободно выбирать себе род занятий, профессию и место работы. Анализ положения молодежи на российском рынке труда. Понятие рынка труда в России, роль профсоюзов, предложения для преобразования в области студенческой занятости.
Введение……………………………………………………………стр.
I. Сущность рынка труда, его типология и структура………….стр.
1.1.Эволюция понятия «рынок труда»………………………………….стр.
1.2. Рынок труда и зарплата……………………………………………..стр.
1.3. Особенности товара «труд»………………………………………...стр.
1.4. Типология и структура рынка труда……………………………….стр.
II. Рынок труда в России……………………………………………...стр.
III. Роль рынка труда…………………………………………………..стр.
IV. Специфические особенности регионального молодежного рынка труда………………………………………...стр.
V. Роль профсоюзов…………………………………………………..стр.
VI. Проблема «выпускников» на рынке труда………………………стр.
VII. Предложения преобразования в области
студенческой занятости……………………………………...стр.
Заключение………………………………………………………..стр.
Приложение………………………………………………………..стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе сделана
попытка, дать анализ как научно-теоретического,
так и практического аспекта
деятельности такого составного элемента
рыночной экономики, как рынок труда.
Очевидно, что из-за чрезмерной обширности
данной темы невозможно подробно рассмотреть
в одной работу все стороны
этой проблемы. Однако, исходя из всего
вышесказанного, можно сделать некоторые
выводы, обобщая анализ каждого из
рассмотренных вопросов.
Итак, теперь можно уже с уверенностью
говорить о том, что рынок труда это не
только отношения между наемными молодыми
работниками как субъектами предложения
труда и предпринимателями как субъектами
спроса, возникающие по поводу купли-продажи
этого труда. Ведь рынок труда испытывает
колоссальное влияние со стороны различных
субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы,
отстаивающие интересы молодых наемных
работников перечисленными в пункте V.
способами, и государство, поддерживающее
интересы, как работников, так и работодателей
посредством специализированных организаций
и законодательного регулирования трудовых
отношений, и предпринимательские объединения,
создающиеся в противовес профсоюзам.
В нашей же экономике с присущим ей крупным
государственным сектором и активным
вмешательством в рыночные процессы говорить
о построении эффективной социальной
экономики рано. Этому способствует и
несовершенство правовой базы, и налогового
законодательства, и коррупция в руководящем
составе. Словом, чтобы начать эффективно
решать проблемы на рынке труда, нужно
сначала реформировать все сферы экономической,
политической и социальной жизни общества.
Обзор нормативно-правовой базы по теме
“Молодёжь на рынке труда”
Основные права граждан в сфере занятости
и трудоустройства закреплены в Конституции
РФ. В частности, ст. 37 Конституции устанавливает,
что каждый имеет право свободно распоряжаться
своими способностями к труду, выбирать
род деятельности и профессию. В свою очередь,
государство обязуется гарантировать
наиболее эффективное осуществление этих
прав, а также на защиту от безработицы.
Основные направления государственной
политики в сфере занятости и трудоустройства
перечисляются в Законе “О занятости
населения в РФ” от 19 апреля 1991 года. В
частности, государственная политика
направлена на развитие трудовых ресурсов,
в том числе, разработку специальных мероприятий,
способствующих обеспечению занятости
граждан, особо нуждающихся в социальной
защите и испытывающих трудности в поиске
работы.
Признано, что выпускники средних и высших
учебных заведений относятся к категории
граждан, нуждающихся в дополнительных
гарантиях по обеспечению рабочими местами,
так как в основном они, не имея достаточных
навыков и квалификации, не готовы к жёсткой
конкуренции на современном рынке труда.
Не последнее место занимает и низкий
уровень социальной обустроенности молодых
специалистов.
Само понятие “молодой специалист”, предполагавшее
ранее некий социальный статус, гарантировавший
трудоустройство после окончания учебного
заведения, а также дополнительные трудовые
права и социальные гарантии (не установление
испытательного срока при приёме на работу,
невозможность увольнения в течение первых
3 лет, право на льготную очередь при получении
жилплощади и т.д.), ушло в прошлое. Сегодня
“молодой специалист” – выпускник учебного
заведения, готовый реализовать свои способности
к труду и испытывающий сложности при
устройстве на работу.
Помочь молодым специалистам в решении
проблемы трудоустройства призвано законодательство
о труде молодёжи7, а также правовые нормы,
направленные на облегчение процесса
перехода молодёжи от учёбы к трудовой
деятельности.
На федеральном уровне основным нормативным
актом является Федеральная целевая программа
“Молодёжь России (1998 – 2000 гг.)”, которая
предусматривает необходимость дальнейшего
развития нормативно-правовой базы, в
том числе и на региональном уровне, финансовой
поддержки молодёжного предпринимательства,
поддержки комплексных программ в области
занятости, поддержки молодёжных бирж
труда, центров занятости и т.д.
Особое место в перечне основных действий
по вопросам занятости выпускников образовательных
учреждений занимает программа “Молодёжная
практика”, направленная на расширение
возможностей трудоустройства и приобретения
профессиональны знаний, навыков и умений
молодых специалистов. Эта программа предполагает
оказать содействие в трудоустройстве
200 – 250 выпускникам учебных заведений,
25% которых будут трудоустроены на постоянную
работу по окончании “Молодёжной практики”.
Ст. 182 КЗОТ РСФСР и “Положение о целевой
контрактной подготовке специалистов
с высшим и средним профессиональным образованием”,
утверждённое Постановление Правительства
РФ от 19 сентября 1995 года, реализуют и регламентируют
механизм трудоустройства молодого специалиста
на основе заключения студентом за три
месяца до окончания учёбы контракта с
работодателем на срок до 3-х лет, по предложению,
которое делается руководителем учебного
заведения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Схема
занятости населения.
Население
Не способные работать по найму Способные
работать по
найму
Старики инвалиды дети Не занятые по найму
Занятые по найму
занятые в домашних предприниматели, фермеры,
учащиеся высших и
хозяйствах занятые индивидуальной средних
учебных
трудовой деятельность заведений с отрывом
(ИТД) от производства
военнослужащие
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Рекомендации по улучшению
ситуации в области
студенческой занятости
1.
Проблемные Аспекты |
Задачи |
Механизмы |
Участники |
Низкая информированность о |
* Сделать доступным максимально необходимый объем информации по рынку труда для всех субъектов в области * Приблизить деятельность специализированных учреждений к их реальным потребителям, добиться большей эффективности их деятельности * Упростить некоторые этапы трудоустройства студентов и поиска работника-студента * Аккумулировать и систематизировать имеющуюся информацию по мерам, предпринимаемым в области студенческой занятости. |
Издание регулярного информационного бюллетеня “Рынок труда для студентов”, распространение по вузам, специализированным учреждениям Стенды в вузах города с информацией о месте нахождения специализированных учреждений, услугах, новости о рынке труда. Презентации деятельности специализированных учреждений по вузам города (Ярмарки-презентации операторов на рынке труда – реальные, в Интернет) Поддержание специализированной странички для Интернет, позволяющей работодателю бесплатно размещать информацию о вакансиях (временная, разовая, прочая работа для студентов), студентам предлагать собственные услуги. Систематический сбор и распространение информации о предлагаемых вакансиях |
- городские и областные - кадровые агентства |
Отсутствие у большинства |
* Обучать навыкам |
Введение в программу обучения лекционных и практических занятий по курсу “Ориентация на рынке труда” |
- кадровые агентства - представители бизнес организаций |
Массовый отъезд высококвалифицированных работников-студентов и |
* Содействовать росту * Контролировать процесс временного “отъезда” молодых людей |
Сотрудничество с Поддержание связи со студентом, уехавшим за рубеж, адресная рассылка тем, кто работает “там”, поиск потенциальных работодателей для них здесь (в России) |
· Городские и областные службы · Организации, организующие стажировки и отъезды · Кадровые агентства |
Инфантилизм и пассивность студентов |
* Стимулировать активность и поддерживать деятельность * Пропагандировать необходимость активной позиции и личной ответственности за свое будущее |
Программа сотрудничества и поддержки инициатив общественных объединений, способствующих адаптации студентов и выпускников на рынке труда |
Вузы вузовские и городские студенческие организации. |
Правовая незащищенность работающих студентов Предпосылки: Распространенность неформальной занятости среди студентов (без письменного, трудового, в неформальном секторе экономики) Низкая заплата в легальном секторе |
* Содействовать развитию * Содействовать в поиске приемлемых механизмов индивидуальных и … соглашений между работодателями и работающими студентами |
Консультации для студентов по вопросам, защита в спорных вопросах с льготной оплатой услуг Разработка типовых трудовых договоров и распространение по различным каналам Заключение договоров (оформление) через вузы, агентства занятости Введение в программу обучения курса “Основы трудового права” |
Вузы Организации, предлагающие юридические услуги Кадровые агентства Городские и областные службы занятости |
Расхождение учебной программы и реальных потребностей рынка |
* Создавать системы |
Заключение договоров между Привлечение практиков для чтения разовых лекций и курсов по актуальным вопросам Проведение в вузах встреч со своими успешными выпускниками (ставшими профессионалами, адаптировавшимися на рынке труда) |
Выпускники Представители бизнес сектора Обучающие организации, |
Отсутствие координации между субъектами, действующими на рынке труда |
* Способствовать прозрачной * Регулярно обмениваться информацией между субъектами |
Проведение регулярных встреч между городскими и областными структурами, привлечение независимых |
Все субъекты |
Отсутствие организованных форм стажировки и практики студентов |
* Адаптировать учебные планы к реальным потребностям рынка * Стимулировать индивидуальной активности студента при поиске организации для прохождения стажировок |
Заключение трехсторонних договоров между местной администрацией, вузом и предприятиями города по организации стажировок и производственных практик для студентов. Прямые обращения вузов в организации, сотрудничество с ассоциированными организациями предпринимательства и бизнеса |
|
Отсутствие механизмов реализации разработанных программ | * Использовать зарубежный и * Популяризовать имеющийся опыт для всех субъектов (вузов, работодателей, студентов, госучреждений) |
Обмен, стажировки специалистов Проведение конференции с участием всех заинтересованных сторон Сбор и распространение информации об инициативах общественных организаций (Интернет, вузы) через каналы общественных организаций Совместные проекты |
Координационные центры общественных организаций (спец передачи на молодежную тематику, о рынке труда, занятости) |
Учреждение “Студенческого банка” (или фонда) Назначение средств: кредиты для дополнительного обучения, прохождения платных стажировок в отечественных и зарубежных организациях |
Финансирование программ занятости студентов |
*Нужны деньги! Способствовать экономии расходов бюджетных средств за счет согласованной деятельности всех субъектов Поддерживать предпринимательские инициативы студентов, других активностей на рынке труда, способствующих успешной адаптации и профессиональному росту |
Взносы – отчисления от государственных и муниципальных программ, - целевые и не целевые взносы коммерческих организаций, некоммерческих фондов и прочих организаций, осуществляющих поддержку подобных мероприятий. |
Сотрудничество вуза и предприятий Договоры на подготовку специалистов и заказы на выпускников Стажировки и практика, экскурсии на заводы Приглашение руководителей эффективных предприятий из производства Совместные проекты: открытие лабораторий или отделов при вузах, Написание дипломов в рамках производственных задач |
Высокая конкуренция на рыке труда (много людей с высшим образованием, безработица) Дефицит рабочих мест для студентов |
* Расширить потенциальный
список рабочих мест за счет
государственных, * Способствовать росту привлекательности для студентов производственной сферы * Широко использовать найм студентов внутри вуза (обслуживающий персонал и пр.) и через вуз (предоставление образовательных и прочих услуг) |
Вузы Предприятия Специализированных учреждений |
Сотрудничество с |
Отсутствие систематического контроля за ситуацией |
* Регулярный (ежегодно или раз в 2 года) мониторинг занятости студентов и выпускников * Разрабатывать кратко-, средне- и долгосрочные планы деятельности по адаптации студентов на рынке труда с участием всех заинтересованных сторон |
Вузы, исследовательские коллективы Городские и областные службы Предприниматели города и пр. |
Приложение 3.
Законодательство
о труде молодежи:
1 . Не допускается прием на работу лиц
моложе 15 лет.
Для подготовки молодежи к производственному
труду допускается прием на работу обучающихся
в образовательных учреждениях, образовательных
учреждениях начального и среднего профессионального
образования для выполнения легкого труда,
не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего
процесса обучения, в свободное от учебы
время по достижении ими 14-летнего возраста
с согласия родителей, усыновителей или
попечителей (ст. 173 КЗоТ РФ).
2. Несовершеннолетние (лица, не достигшие
восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях
приравниваются в правах к совершеннолетним,
а в области охраны труда, рабочего времени,
отпусков и некоторых других условий труда
пользуются льготами, установленными
настоящим Кодексом и другими актами трудового
законодательства (ст. 174 КЗоТ РФ).
3 . Запрещается применение труда лиц
моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах
с вредными или опасными условиями труда,
на подземных работах, а также на работах,
выполнение которых может причинить вред
их нравственному развитию (в игорном
бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве,
перевозке и торговле спиртными напитками,
табачными изделиями, наркотическими
и токсическими препаратами). Запрещаются
переноска и передвижение несовершеннолетними
тяжестей, превышающих установленные
для них предельные нормы (ст. 175 КЗоТ РФ).
Помимо работ с тяжелыми, вредными или
опасными условиями труда лица моложе
18 лет не могут привлекаться:
а) к работам, выполняемым вахтовым методом
(п. 2.2 Основных положений о вахтовом методе
организации работ (утв. пост. Госкомтруда
СССР. ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря
1987 г.));
б) к работам по совместительству;
в) к работам, связанным с производством,
хранением и торговлей спиртными напитками
(ст. 11 Указа Президиума Верховного Совета
РСФСР от 16 мая 1985 г.).
Запрещается заключение письменного договора
о полной материальной ответственности
с несовершеннолетними, занимающими должности
или выполняющими работы,непосредственно
связанные с хранением, обработкой, продажей
(отпуском), перевозкой или применением
в процессе производства переданных им
ценностей.
Запрещается привлекать работников моложе
восемнадцати лет к ночным и сверхурочным
работам и к работам в выходные дни (ст.
177 КЗоТ РФ).
4. Работникам моложе 18 лет ежегодный
оплачиваемый отпуск устанавливается
продолжительностью не менее 31 календарного
дня и может быть использован ими в любое
удобное для них время года (ст. 178 КЗоТ
РФ).
Отпуск за первый год работы работникам
моложе восемнадцати лет предоставляется
до истечения одиннадцати месяцев непрерывной
работы по просьбе работника (ст. 71 КЗоТ
РФ).
5 . Для рабочих моложе восемнадцати
лет нормы выработки устанавливаются,
исходя из норм выработки для взрослых
рабочих пропорционально сокращенной
продолжительности рабочего времени для
лиц, не достигших восемнадцати лет.
Для молодых рабочих, поступающих на предприятие,
в организацию по окончании общеобразовательных
школ, профессионально-технических учебных
заведений, а также прошедших профессиональное
обучение на производстве, в предусмотренных
законодательством случаях и размерах
и на определяемые им сроки могут утверждаться
пониженные нормы выработки. Эти нормы
утверждаются администрацией предприятия,
организации по согласованию с соответствующим
выборным профсоюзным органом предприятия,
организации (ст. 179 КЗоТ РФ).
6 . Для работников, обучающихся без
отрыва от производства в общеобразовательных
школах и профессионально-технических
учебных заведениях, устанавливается
сокращенная рабочая неделя или сокращенная
продолжительность ежедневной работы
с сохранением заработной платы в установленном
порядке; им предоставляются также и другие
льготы (ст. 189 КЗоТ РФ).
7. Предельные нормы переноски и передвижения
тяжестей для несовершеннолетних были
предусмотрены еще пост. НКТ РСФСР от 4
марта 1921 г. (бюлл. Трудового фронта, 1921,
№ 5).
Молодые рабочие от 16 до 18 лет не должны
назначаться на работы, заключающиеся
исключительно в переноске или передвижении
тяжестей весом свыше 4,1 кг. Предельная
норма переноски тяжестей для несовершеннолетних
от 16 до 18 лет составляет: для юношей 16,4
кг, девушек - 10,25 кг. Нормы передвижения
касаются перемещения тяжестей на вагонетках,
двух- и трехколесных тележках. Переноска
и передвижение тяжестей несовершеннолетними
в пределах указанных в пост. Норм, допускаются
лишь в случаях, если они непосредственно
связаны с выполняемой ими постоянной
профессиональной работой и отнимают
не более одной трети рабочего времени.
8 Расторжение трудового договора (контракта)
с работниками моложе 18 лет по инициативе
работодателя помимо соблюдения общего
порядка увольнения допускается только
с согласия государственной инспекции
труда субъекта Российской Федерации
и районной (городской) комиссии по делам
несовершеннолетних. При этом расторжение
трудового договора (контракта) по основаниям,
указанным в пунктах 1, 2 и 6 статьи 33 настоящего
Кодекса, производится лишь в исключительных
случаях и не допускается без последующего
трудоустройства (ст. 183 КЗоТ РФ).
Ст. 33 КЗоТ РФ:
п. 1 - ликвидация предприятия, учреждения,
организации, сокращение численности
или штата работников;
п. 2 - обнаружившееся несоответствие работника
занимаемой должности или выполняемой
работе вследствие недостаточной квалификации
либо состояния здоровья, препятствующих
продолжению данной работы;
п. 6 - восстановление на работе работника,
ранее выполнявшего эту работу
9. "Молодежная практика" - одно
из направлений работы органов Федеральной
государственной службы занятости населения
(далее - центр занятости) Российской Федерации
с безработной молодежью, зарегистрированной
в службе занятости, по созданию возможностей
для ее трудоустройства и повышения конкурентоспособности
на рынке труда (положение об организации
временной занятости безработной молодежи
– "Молодежная практика" (утв. Приказом
ФСЗ РФ от 22.11.94 № 150 (в ред. Приказа ФСЗ
РФ от 24 января 1996 № 18)).
10 . На основе обобщения и анализа собранной
о предприятиях информации центр занятости
проводит подбор безработной молодежи
для участия в "Молодежной практике"
по следующим критериям:
1) состоят на учете в районном (городском)
центре занятости в качестве безработных
свыше 3-х месяцев. Приоритетным правом
пользуются длительно безработные граждане.
При этом в исключительных случаях для
выпускников образовательных учреждений
среднего (полного) общего образования
и лиц, не завершивших указанное образование
по каким-либо причинам, в случае их отказа
от профессиональной подготовки направление
на "Молодежную практику" может предлагаться
со дня признания их безработными;
2) отсутствие в период подбора участников
подходящей для них работы;
3) возраст от 16 до 26 лет включительно ("Положение
об организации временной занятости безработной
молодежи – "Молодежная практика"
(утв. Приказом ФСЗ РФ от 22 ноября 1994 №
150, в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24 января 1996
№ 18)).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Социальные службы
для молодежи являются составной
частью государственно-общественной системы
социальных служб и социальной помощи
населению. Выделение социальных служб
для молодежи объясняется спецификой
данной возрастной категории и наибольшей
потребностью вступающих в жизнь
молодых людей в социальной поддержке.
С 1 сентября 1993 года в г. Белгороде начала
работать Молодежная биржа труда "Шанс",
созданная отделом по делам молодежи администрации
Белгородской области. Позже, в мае 1994
года согласно Постановления Главы администрации
Белгородской области была создана Специализированная
служба социальной поддержки молодежи
Белгородской области, деятельность которой
направлена на оказание различного вида
социальной помощи молодежи и подросткам
г. Белгорода и Белгородской области.
Необходимость создания службы в поддержку
молодежи возникла давно.Опыт показывает,
что такие организации действительно
нужны молодым людям.
Учитывая необходимость государственных
мер по социальной поддержке молодежи,
включения ее в производственную, творческую,
духовную жизнь общества, основываясь
на Указе Президента РФ №1075 от 16.09.92 года
"О первоочередных мерах в области государственной
молодежной политики"Специализированная
служба социальной поддержки молодежи
Белгородской областиоказывает комплексную
поддержку молодежи в целях снижения социальной
напряженности.
В настоящее время директором СССПМ Белгородской
области является Говорушенко Светлана
Николаевна
Статья 62 Констит
http://www.marketologi.ru/lib/
http://tambovwolf.ru/work/