Монетарная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Описание

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.

Работа состоит из  1 файл

монетарная политика РБ.docx

— 136.22 Кб (Скачать документ)

 

3 Монетарная политика  Республики Беларусь

 

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной  социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу  и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с  особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность  и эффективное размещение активов  предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.

Экономическое развитие страны в 2011 г. протекало в сложных условиях. Наибольшие трудности в плане достижения целей денежно-кредитной политики возникли во второй половине года и были обусловлены кризисными явлениями на мировых финансовых рынках, спровоцированными проблемами в экономике США. В последующем финансовый кризис перерос в самый глубокий за последние 75 лет мировой экономический кризис. Это отрицательно отразилось на экспорте нашей страны и повлекло за собой снижение поступающей валютной выручки. По оперативным данным, валютная выручка в декабре прошлого года снизилась почти в полтора раза по сравнению с июлем 2011 г.

Спрос на иностранную валюту начиная с середины 2011 г. существенно превышал предложение. Национальному банку пришлось затратить значительную часть золотовалютных резервов для поддержания на прогнозном уровне курса национальной валюты, обеспечения стабильного функционирования банковской системы и всех секторов экономики.

Несмотря на неблагоприятные  внешнеторговые условия, Республика Беларусь в 2011 г. сохранила высокую динамику экономического роста. Обеспечено достижение большинства важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, за исключением импорта товаров и услуг и сальдо внешней торговли.

Объем валового внутреннего  продукта в 2011 г. составил 128,8 трлн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах к уровню 2010 г. на 10%. Объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом возрос на 20,5%.

           

 

КР 01 (№ по жур.) ПЗ

           

Изм

Кол.

Лсит

Подпись

Дата

Разраб.

     

Влияние монетарной политики на экономическую активность

Стадия

Лист

Листов

Пров.

       

12

11

       

 

БГТУ 52512(№)12

       

Утв.

     

 

Свой вклад в социально-экономическое  развитие республики внесла банковская система, денежно-кредитная и курсовая политика Национального банка. Курсовая политика была направлена прежде всего на обеспечение устойчивости белорусского рубля. Обменный курс белорусского рубля к доллару США за 2011 г. снизился на 2,3%. На конец 2011 г. он составил 2200 рублей за 1 доллар США, что соответствовало прогнозному диапазону.

Стабильность национальной валюты к доллару США сохранялась  на протяжении четырех последних  лет (на 1 января 2005 г. - 2170, на конец 2011 г. - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США). Это оказало позитивное влияние на ограничение инфляции, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий у населения и субъектов хозяйствования.

До августа 2011 г. в целях реагирования на повышение инфляции, снижение курса доллара США на мировом рынке, а также недопущения значительного снижения курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров Национальный банк осуществлял постепенное укрепление курса белорусского рубля по отношению к доллару США в рамках утвержденных параметров. Однако с августа 2011 г. на мировых рынках стал значительно укрепляться курс доллара США к евро и российскому рублю, что могло привести к чрезмерному росту курса белорусского рубля к валютам стран - основных торговых партнеров. Это было нежелательно прежде всего из-за снижения спроса на экспортируемую продукцию и ухудшения условий для внешних заимствований.

Исходя из этого, а также  для сохранения доверия к проводимой курсовой политике Национальный банк обеспечил постепенное снижение курса белорусского рубля с выходом  курса на верхнюю границу установленного коридора - 2200 белорусских рублей за 1 доллар США. В 2011 г. курс белорусского рубля относительно евро и российского рубля изменялся с учетом динамики курса данных валют относительно доллара США. В целом по итогам года имело место укрепление курса национальной валюты относительно евро на 2,8% и относительно российского рубля - на 12,2%.

Под влиянием кризисных процессов  в мировой экономике, которые  привели к уменьшению поступления  в республику валютной выручки и  росту валютных интервенций Национального  банка, начиная с августа 2011 г. произошло снижение золотовалютных резервов. Международные резервные активы снизились на 1,33 млрд. долл. США, или на 26,6%, и составили на начало 2012 г. 3,66 млрд. долл. США.

Банки принимали активное участие в функционировании внутреннего  валютного рынка, обеспечивая его  ликвидность и движение валютных ресурсов между различными сегментами валютного рынка. Тем самым они  способствовали формированию курсов на рыночных принципах и в экономически обоснованных пределах. Как результат, на рынке не возникли существенные дисбалансы.

В конце 2011 г. в условиях нарастания мирового финансового кризиса были предприняты некоторые меры административного характера в области валютного законодательства. В частности, в целях недопущения в Республике Беларусь негативных явлений, связанных с оттоком капитала из страны, были ограничены авансовые платежи по импорту резидентов в адрес нерезидентов. По мере стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке эти ограничения смягчаются: так, с 15 января 2012 г. Национальный банк разрешил экспортерам, являющимся одновременно импортерами, закупающими на условиях авансовых платежей сырье (материалы, комплектующие, технологическое оборудование и т.п.), для обеспечения производства пользующейся спросом экспортно-ориентированной продукции, проводить авансовые платежи за счет имеющейся на их счетах выручки в иностранной валюте.

В стране проводилась работа по обеспечению стабильности цен, для  чего использовались как монетарные, так и немонетарные средства. Однако под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических  факторов рост потребительских цен  относительно 2010 г. ускорился. Прирост индекса потребительских цен в 2011 г. составил 13,3%, что в 1,1 раза больше, чем в 2010 г. (12,1%). Ускорение инфляционных процессов было обусловлено преимущественно ростом цен на энергоносители и другие импортируемые товары.

В 2011 г. темп наращивания кредитования опережал темп роста ВВП. Так, прирост требований банков к экономике в белорусских рублях и в иностранной валюте в реальном выражении за истекший год относительно 2010 г. составил 24,5% при увеличении реального ВВП на 10%, то есть темп наращивания кредитования превышал темп роста ВВП почти в 2,5 раза.

Фактически за указанный  год банки выдали инвестиционные кредиты на сумму 9,53 трлн. руб., или 173,3% от задания (5,5 трлн. руб.), установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 февраля 2011 г. № 178. Банки активно участвуют в оказании кредитной поддержки субъектам хозяйствования в ходе реализации отдельных государственных программ и мероприятий по решениям Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь. На цели, определенные в государственных программах, в 2011 г., по оперативным данным, банки выдали кредиты на сумму 11 трлн. руб., что на 4,9 трлн. руб., или в 1,8 раза, больше по сравнению с предыдущим годом.

Складывающаяся экономическая  и финансовая ситуация потребовала  определенной корректировки процентной политики. Учитывая более высокий  уровень инфляции, чем прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы  государства с середины 2011 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования, доведя ее с 17 декабря 2011 г. до уровня 12% годовых, а с 8 января текущего года - до 14%. Параллельно росли ставки депозитно-кредитного рынка.

Средняя процентная ставка по вновь привлеченным срочным депозитам  в национальной валюте в декабре  2011 г. сложилась на уровне 15,2% годовых, что на 5,1 процентного пункта выше по сравнению с декабрем 2010 г. (10,1%).

Достижение целей денежно-кредитной  политики в значительной степени  обеспечено за счет эффективного, надежного  и безопасного функционирования платежной системы. Работа банков Республики Беларусь в автоматизированной системе  межбанковских расчетов (АС МБР) в  2011 г. характеризуется следующими показателями. Проведено 57,8 млн. платежей на сумму 767,6 трлн. руб. Количество проведенных платежей в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом возросло на 9,8%, сумма - на 50,5%. В 2011 г. среднедневной оборот составил 3,0 трлн. руб. (227,6 тыс. платежей). Указанные цифры отражают общее повышение деловой активности хозяйствующих субъектов в истекшем году, увеличение объемов совершаемых банками операций на валютном и фондовом рынках, рынке межбанковских ресурсов.

Продолжала развиваться  и укрепляться непосредственно  сама банковская система. Совокупный уставный фонд по системе банков за 2011 г. увеличился на 4,16 трлн. руб., или в 1,9 раза, и на начало 2012 г. достиг почти 8,7 трлн. руб.

За 2011 г. сумма привлеченных ресурсов увеличилась на 21,4 трлн. руб., или на 51,3%, что в 1,4 раза выше прогнозной оценки (37%). Средства физических лиц - основной привлеченный ресурс белорусских банков. На 1 января 2012 г. их объем достиг 13,6 трлн. руб., или 21% от всех пассивов банков. Если на начало 2011 г. в среднем на одного жителя республики приходилось 1119 тыс. руб. сбережений, размещенных в банковских вкладах, сберегательных сертификатах и облигациях, то на 1 января 2012 г. - 1402 тыс. руб. За 2011 г. сумма вкладов в расчете на одного жителя республики возросла в эквиваленте белорусских рублей в 1,25 раза.

Прибыль, полученная банками  за 2011 г., составила почти 730 млрд. руб., что в 1,2 раза больше, чем за предыдущий год. В истекшем году банки проводили целенаправленную работу по развитию рынка розничных банковских услуг. Увеличилось потребительское кредитование, внедрялись новые виды кредитов и депозитов, расширялось использование современных банковских инструментов и технологий, улучшалось качество предоставляемых банками услуг, повышалась культура обслуживания населения.

Продолжалось совершенствование  методологии и практики банковского  надзора. В рамках дистанционного (документального) надзора осуществлялся мониторинг выполнения банками норм безопасного  и ликвидного функционирования с  целью раннего выявления и  предупреждения негативных тенденций  и проблемных ситуаций в работе банков.

Продолжалось развитие системы  безналичных расчетов с использованием платежных карт. К началу 2012 г. в обращении находилось 6,1 млн. карточек международных и внутренних систем расчетов, прирост которых составил за год 25,1%. Из указанного числа карточек 93,4% - карточки международных платежных систем, 6,6% - карточки системы “Бел-Карт”. Количество функционирующих банкоматов достигло 2452 единиц (прирост 21%), инфокиосков - 2083 (прирост 53%), платежных терминалов в организациях торговли и сервиса - свыше 13,6 тыс. (прирост 48%).

Активно развивалось международное  сотрудничество с центральными банками  России, стран ЕврАзЭС, Украины, Литвы, Латвии. Основное внимание банков в рамках международного взаимодействия было сосредоточено на разработке и реализации мер по снижению отрицательных последствий мирового финансово-экономического кризиса.

Углублялось сотрудничество с международными финансовыми организациями - Международным валютным фондом и  Всемирным банком. В Национальном банке работали миссии указанных  организаций. В июне 2011 г. в Минске было проведено 9-е заседание бельгийской группы стран - членов МВФ и Всемирного банка на уровне заместителей управляющих, на котором рассматривались насущные вопросы мирового экономического развития. Большая работа была проведена в целях подготовки и подписания представителями Республики Беларусь и МВФ финансовых документов для начала реализации программы “стенд-бай”.

Анализ состояния и  динамики денежно-кредитной сферы, валютного рынка и банковской системы показывает, что Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь и банки в  целом обеспечили выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год.

В 2012 г. перед страной и банковской системой стоят масштабные, сложные, во многом качественно новые проблемы. Особенность предстоящего года - это работа в условиях углубляющегося мирового финансово-экономического кризиса, пик которого, как ожидается, придется именно на текущий год.

Принимая в расчет действие факторов, порожденных мировым экономическим  кризисом, следует решить главную  стратегическую задачу, поставленную Главой государства: несмотря на все  внешние отрицательные воздействия, необходимо обеспечить поступательное развитие национальной экономики и  достижение целей по повышению жизненного уровня населения нашей страны, которые  намечены на текущую пятилетку. Требуемые  макроэкономические и финансовые условия  для динамичного социально-экономического развития страны обеспечит выполнение Основных направлений денежно-кредитной  политики на 2012 год. На это направлена проводимая Национальным банком курсовая, процентная, кредитная политика, работа платежной системы, всего банковского сектора страны в целом.

Информация о работе Монетарная политика Республики Беларусь