Монетарная политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 18:50, реферат

Описание

Денежно-кредитная политика, являясь неотъемлемой частью общегосударственной социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечивать решение задач, вытекающих из общего контекста социально-экономического развития страны и макроэкономической ситуации, а также связанных с особенностями банковского сектора («кровеносной системы экономики»), который должен обеспечивать сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной политики определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всех стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных мероприятий.

Работа состоит из  1 файл

монетарная политика РБ.docx

— 136.22 Кб (Скачать документ)

В рамках курсовой политики реализуются следующие меры. Со 2 января 2012 г. Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. В 2011 г., особенно во второй половине, усилились взаимные колебания курсов основных мировых валют. В результате возникли нежелательные для населения и предприятий значительные изменения курса белорусского рубля по отношению к евро и российскому рублю.

Для компенсации этого  эффекта в Основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год был определен более гибкий подход к курсовой политике, обеспечивающий общую стабильность курса белорусского рубля к корзине иностранных валют: доллар США - евро - российский рубль. Эти определяющие для экономики Беларуси иностранные валюты вошли в состав корзины равными долями. Ее рублевая стоимость рассчитывается как среднее геометрическое двусторонних курсов национальной валюты к доллару США, евро и российскому рублю.

При новом механизме снижение курса белорусского рубля к одной  из валют корзины может происходить  при ее усилении на мировом рынке  и будет компенсироваться укреплением  национальной валюты к другим иностранным  валютам корзины. Стоимость корзины  валют предусматривается стабильной. В 2012 г. ее колебания оцениваются в пределах ±5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке, а также иных краткосрочных и долгосрочных факторов.

Необходимо отметить, что  принятое решение отвечало рекомендациям  Международного валютного фонда  и содействовало получению нашей  страной кредита от данной организации  в размере около 800 млн. долл. США  в январе текущего года. Общий объем  кредита МВФ составит 2,5 млрд. долл. США. Получение остальной суммы  предусматривается по частям в течение  2012 г. и первого квартала 2010 г. Достижение соглашения с МВФ является принципиальным фактором для развития финансовых взаимоотношений с ведущими международными организациями, Европейским союзом и другими государствами. В конечном счете это позволит сформировать финансовую “подушку безопасности” для нашего государства в целях дальнейшего повышения устойчивости белорусской экономики. В то же время разовая девальвация имела и ряд негативных последствий: возник повышенный спрос на иностранную валюту и потребительские товары длительного пользования, усилились девальвационные ожидания со стороны населения.

В результате принятых Национальным банком совместно с Правительством мер к 20-м числам января текущего года отрицательные последствия  разовой девальвации были минимизированы. Вместе с тем для этого в  указанный период потребовались  значительные валютные интервенции  Национального банка. Новых разовых  корректировок обменного курса  Национальный банк проводить не будет. Более того, имеющиеся ресурсы  позволяют надежно прогнозировать на I квартал текущего года колебания  курса валютной корзины в пределах установленного коридора.

Следующее по актуальности направление работы - процентная политика. Как уже указывалось, учитывая более  высокий уровень инфляции, чем  прогнозировалось, Национальный банк с согласия Главы государства  с середины 2011 г. начал постепенно повышать ставку рефинансирования. С 8 января текущего года она установлена на уровне 14% годовых. При прогнозируемом Министерством экономики уровне инфляции на 2012 г. (9-11% годовых) и исходя из допустимого изменения курса белорусского рубля к корзине валют, ставка рефинансирования к концу текущего года должна составить 10-12%, как это и определено в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2012 год. Вместе с тем Национальный банк может корректировать ставку рефинансирования в случае изменения Министерством экономики официальных прогнозов инфляции с учетом складывающихся реальных тенденций в экономике и денежно-кредитной сфере. В 2012 г. Национальный банк будет поддерживать положительные в реальном выражении процентные ставки по операциям Национального банка на финансовом рынке.

Для обеспечения устойчивости нового курсового механизма и  монетарной стабильности в целом  Национальный банк предпринял ряд шагов  в области процентной политики. В  результате планомерного повышения  основные процентные ставки находятся  на положительном уровне в реальном выражении.

По итогам работы экономики  в I квартале текущего года, в случае ее прогнозируемого развития, представляется возможным постепенное снижение уровня ставок с целью обеспечения  большей доступности кредитов для  населения и предприятий.

В соответствии с Основными  направлениями денежно-кредитной  политики к концу 2012 г. процентные ставки по новым кредитам нефинансовому сектору должны составить 13-15% годовых, по новым срочным депозитам в банках – 10-12% годовых. В настоящее время под влиянием инфляционных и девальвационных процессов в экономике на рынке банковских услуг существенно поднялись процентные ставки по кредитам и депозитам. Национальный банк исходит их того, что достигнутый в настоящий период уровень процентных ставок следует рассматривать как предельный. Нет объективных причин для их дальнейшего повышения.

Проводимые антиинфляционные меры позволяют прогнозировать замедление темпов инфляции. Осуществлен переход  к привязке белорусского рубля к  валютной корзине, который стабилизирует  курсовые колебания. Необходимо постепенно перейти от роста процентных ставок на рынке депозитов и кредитов к их снижению и обеспечить выполнение прогнозных параметров основных направлений денежно-кредитной политики в 2012 год.

В 2012 г. Национальным банк проводить мероприятия по обеспечению надежного и безопасного функционирования национальной платежной системы. Продолжит совершенствование нормативно-правовой базы в области осуществления межбанковских расчетов и процедур надзора за платежной системой.

Получит дальнейшее развитие национальная система безналичных  расчетов по розничным платежам на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных  расчетов в розничном платежном  обороте.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса возрастают требования к  устойчивости функционирования финансовых институтов и финансового рынка в целом. Работа Национального банка как национального органа банковского надзора в 2012 г. направлена на выполнение установленных законодательством функций, главной из которых является поддержание стабильности банковского сектора, защита интересов вкладчиков и иных кредиторов.

Продолжится совершенствование  методологии и практики банковского  надзора по ряду актуальных направлений. Среди них можно отметить развитие систем, методов и инструментов управления рисками банковской деятельности; оптимизацию  надзорной отчетности с учетом международных  стандартов; совершенствование процедур осуществления надзора за банковскими  группами и банковскими холдингами и другие.

В 2013 году денежно-кредитная  политика Республики Беларусь сохранит стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике.

Для поддержания внешней  и внутренней сбалансированности экономики обменный курс белорусского рубля,  как и в 2012 году,  будет формироваться исходя из спроса и предложения иностранной валюты при ограниченном участии Национального банка в курсообразовании  (режим управляемого плавания).

Цель денежно-кредитной  политики в 2013 году –  снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики,  принимаемых Правительством Республики Беларусь.

Наряду с достижением  цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер,  направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне,  обеспечивающем экономическую безопасность страны. 

С учетом погашения Республикой  Беларусь внутренних и внешних обязательств в иностранной валюте,  привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (4,5 млрд.  долларов США на чистой основе), достижения положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами международные резервные активы в соответствии с методологией

Международного валютного  фонда за 2013 год возрастут на 0,3 – 0,7 млрд. долларов США.

Инструменты денежно-кредитной  политики в 2013 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Ключевая роль отводится  процентной политике,  приоритетом которой является поддержание положительного уровня  (в реальном выражении)  процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом замедления инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2013 года составит 13 – 15 процентов годовых.

Аукционные операции Национального  банка направлены на недопущение значительных отклонений ставки однодневного рублевого межбанковского кредита от уровня ставки рефинансирования.

Национальный банк обеспечит  сужение коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям  (кредит и своп овернайт,  депозиты по фиксированной процентной ставке). 

Кредитная эмиссия Национального  банка проводится исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

Национальный банк продолжит  работу по развитию и укреплению банковской системы. 

Банки нарастят нормативный  капитал до уровня,  необходимого для покрытия принятых ими рисков,  в том числе за счет внесения средств инвесторами в уставные фонды банков. 

Ресурсная база банков увеличится за счет привлечения средств резидентов и нерезидентов Республики Беларусь. Требования банков к экономике возрастут на 17 – 20 процентов.

В 2013 году Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь предпримет меры,  направленные на повышение устойчивости и конкурентоспособности финансового рынка. Также в 2013  году будет обеспечено эффективное,  надежное и безопасно функционирование национальной платежной системы.

В 2013 году продолжится:

  • реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства,  а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств –  участников Содружества Независимых Государств;
  • работа по вопросам,  связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства,  включая формирование и развитие договорно-правовой базы;
  • взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком,  Международной финансовой корпорацией,  Европейским банком реконструкции и развития,  Антикризисным фондом Евразийского экономического сообщества,  зарубежными центральными (национальными)  банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества. 

Итогом реализации денежно-кредитной  политики в 2013 году станет замедление инфляционных процессов,  создание условий для устойчивого и сбалансированного развития экономики страны.

Отметим также и Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1 Основные прогнозные показатели банковской системы Республики Беларусь на 2013 год

Далее рассмотрим динамику ставки рефинансирования в 2012 году (рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 Динамика ставки рефинансирования

 

Как видно из рисунка, в 2012 году ставка рефинансирование постепенно уменьшается и в настоящий  момент составляет 30%.

Теперь рассмотрим денежную массу (широкая денежная масса) на рисунке 3.2.

 

 

Рисунок 3.2 Широкая денежная масса Республики Беларусь

 

Как видно из рисунка, широкая  денежная масса на 01.1.2012 год составил 151249,8 млрд. руб., что выше аналогичного показателя за 01.01.2012 год на 36%.


Информация о работе Монетарная политика Республики Беларусь