Монополия и её виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 00:24, курсовая работа

Описание

Долгое время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия не обращали внимания, т.к. монополия являлась, можно сказать, целью экономики.
Актуальность темы исследования: В настоящее же время проблема монопо-лии в национальной экономике стоит достаточно остро и определяется традиционной структурой национальной российской экономики.
Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Поэтому к числу важнейших экономических функций современного российского государства относится разработка и проведение антимонопольной политики.

Содержание

Введение............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы исследования монополии..........................5
§1. Возникновение, причины, развитие и сущность монополии..............5
§2. Формы и виды монополий......................................................................9
§3.Социально-экономические последствия монополии..........................13
Глава 2. Проблемы монополизации рынков России. Антимонопольная
политика..........................................................................................17
§1. История монополий в России..............................................................17
§2. Антимонопольная политика в России................................................21
§3. Сравнительный анализ: Россия и зарубежные страны.....................26
Заключение....................................................................................................32
Список использованных источников..........................................................35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая раюота по экономической теории.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  науки и образования РФ

Ижевский  Государственный Технический Университет

Факультет «Менеджмент и Маркетинг»

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

На тему: «Монополия и её виды» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                               Коростелева А.И., студентка гр. 3-51-8

Научный руководитель:              Полищук Е.А., д.э.н., доцент

                                                                                  
 
 

      Ижевск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы исследования монополии..........................5

 §1. Возникновение, причины, развитие и сущность монополии..............5

 §2. Формы и виды монополий......................................................................9

 §3.Социально-экономические последствия монополии..........................13

Глава 2. Проблемы монополизации рынков России. Антимонопольная

         политика..........................................................................................17

 §1. История монополий в России..............................................................17

 §2. Антимонопольная политика в России................................................21

 §3. Сравнительный анализ: Россия и зарубежные страны.....................26

Заключение....................................................................................................32

Список  использованных источников..........................................................35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка.

Долгое  время у нас в стране существовала командная экономика. На такие понятия как конкуренция, монополия не обращали внимания, т.к. монополия являлась, можно сказать, целью экономики.

Актуальность  темы исследования: В настоящее же время проблема монополии в национальной экономике стоит достаточно остро и определяется традиционной структурой национальной российской экономики.

Монополии ограничивают выпуск продукции и  устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Поэтому к числу важнейших экономических функций современного российского государства относится разработка и проведение антимонопольной политики.

Степень разработанности темы в научной  литературе: В мировой экономической науке принято достаточно прозрачное толкование причин и последствий существования монополий. Монополиям посвящена целая глава в классическом учебнике К. Р. Макконнелла и С. Л. Брю “Экономикс”.

Западные  источники, в частности, работы Ф. Шерера, X. Лейбенстейна, У.Шеферда и многих других, отражают специфический опыт регулирования естественных монополий в конкретных исторических условиях. Зарубежный опыт регулирования деятельности монополий представлен в экономической литературе весьма широко, однако большинство отечественных публикаций пространстве носит дискуссионно-популяризаторский характер, обобщающий научные работы с анализом положения монополий в условиях переходной экономики.

Целью данной курсовой работы является изучение монополии и ее экономических последствий, а также антимонопольного регулирования в России.

Основные  задачи:

1. Выяснить  возникновение, причины, развитие и сущность монополии.

2. Проанализировать формы и виды монополий.

3. Выявить  социально-экономические последствия монополии.

4. Изучить  историю монополий в России.

5. Определить  роль государственного регулирования  в Российской Федерации и особенности антимонопольной политики.

6. Сравнить  антимонопольное законодательство России с зарубежными странами.

Поставленная  цель и сформулированные задачи определяют структуру курсовой работы. В курсовой работе 2 главы и 6 параграфов. 1-ая глава посвящена теоретическим основам исследования монополии, 2-ая - проблемам монополизации рынков России и антимонопольной политике. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические основы исследования монополии 

    §1. Возникновение, причины, развитие и сущность монополии

    Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

    • С точки зрения рыночной структуры
    • С точки зрения рыночного поведения
    • С точки зрения рыночных итогов.

    Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что, опираясь на рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

    Здесь, также будет уместным привести ещё  одно определение монополии:

    “Монополия  – это такое явление, при котором  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы и отрасли совпадают”.1

    Во  всех трех случаях монополист выпускает продукцию при условии равенства предельных издержек предельному доходу, но в одном случае (рисунок 1) он получает прибыль, в другом (рисунок 2) - лишь покрывает свои затраты, а в третьем (рисунок 3) и вовсе терпит убытки. 

     Причины возникновения монополии

     Сущность  и особенности всех видов монополистических  объединений ярко проявляются в целях и характере их поведения.

     Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом, оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов, когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно конкурентным. 
 

     Есть  несколько причин существования  монополии.

     Первая  причина: «естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной фирмы обходятся дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше её стоимость.

     Вторая  причина: одна-единственная фирма обладает контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами.

     Третья  причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на монополию: в ряде стран только государственные монополии могут продавать табак.

     В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе, отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.2

    Существует  два способа образования монополий: посредством капитализации прибыли или путем поглощений. В последнее время отмечается существенное преобладание последнего способа.

    Методы  концентрации и централизации капитала, применявшиеся в XIX веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической собственности, находящейся под единым контролем, существовало давно, но лишь под влиянием быстрого роста производительных сил они получили широкое распространения и решающее значение. Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических компаний.

    Важнейшая сторона развития монополий связана  с новой ролью банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. От концентрации производства и капитала постоянно усиливалась необходимость расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае изменения экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились во всесильных монополистов. Это означало формальное создание «общего распределения средств производства».

    В конце XIX в. возникла реальная угроза для функционирования конкуренции (необходимого атрибута рынка) в виде монополистических образований в экономике. Отношения конкуренции постепенно приобрели новые формы. Количество выпускаемой продукции перестало определять конкурентные позиции фирмы. На смену ему пришло качество, способность с наивысшей эффективностью удовлетворить растущие потребности покупателя.

    Объективной основой монополизма является доминирующие положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца.  
 

    §2. Формы и виды монополий

    Классификация монополий и их характеристика.

    1) Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить так называемые предприятия общественного пользования – электрические и газовые компании, автобусные фирмы, предприятие водоснабжения и связи – могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен на это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило.

Информация о работе Монополия и её виды