Монополия: место и роль на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является:
– раскрыть понятие монополия, описать её место и роль на рынке;
- раскрыть понятие антимонопольное политика государства, её особенности;
- описать проблему регулирования естественных монополий.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Монополия: место и роль на рынке…………………………………….4
2. Антимонопольная политика государства……………………………...8
2.1. Особенности российского монополизма…………………………….8
2.2. Методы российского государства…………………………………..13
3. Законодательство о естественных монополиях: - проблемы применения и дальнейшего совершенствования………………………………21
Заключение………………………………………………………………..25
Литература………………………………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

общая экономическая теория.doc

— 580.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Монополия: место и роль на рынке…………………………………….4

2. Антимонопольная политика государства……………………………...8

2.1. Особенности российского монополизма…………………………….8

2.2. Методы российского государства…………………………………..13

3. Законодательство о естественных монополиях: - проблемы применения и дальнейшего совершенствования………………………………21

Заключение………………………………………………………………..25

Литература………………………………………………………………...26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что развитие рыночных отношений, демонополизация экономики и приватизация составляют ядро проводимой экономической реформы. Становление рыночных отношений, основанных на принципе свободной конкуренции коммерческих организаций, потребовало соответствующего правового обеспечения. Важнейшая роль в развитии конкуренции и использовании конкурентных механизмов в России была отведена монополии -антимонопольному законодательству.

Для антимонопольного законодательства ключевым является понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Антимонопольный Закон установил, с одной стороны, верхний предел - долю, наличие которой на рынке является достаточным признаком для характеристики хозяйствующего субъекта (коммерческой организации, индивидуального предпринимателя) как доминирующего (безусловная доминанта), с другой - нижнюю планку, при недостижении которой исключается признание положения хозяйствующего субъекта доминирующим. Нижней планкой признается 35 процентов доли рынка, верхним пределом - 65 процентов.

Целью курсовой работы является:

 – раскрыть понятие монополия,  описать её место и роль  на рынке;

- раскрыть понятие антимонопольное политика государства, её особенности;

- описать проблему регулирования  естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 
1. Монополия: место и роль на рынке

Монополия (греч. monos – один, poleo- продаю) – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

Под монополией принято  понимать рыночную структуру, отвечающую следующим условиям:

•  выпуск товара всей отраслью контролируется лишь одним  продавцом этого товара, который  называется монополистом. Иными словами, фирма-монополист является единственным производителем товара и олицетворяет собой всю отрасль;

•  производимый монополией товар является особым в своем роде и не имеет близких заменителей. Соответственно спрос на товар при изменении цен на товары иных отраслей меняется незначительно, а поэтому перекрестная эластичность спроса монополизированного товара и продуктов иных отраслей экономики очень низкая;

•  монополия полностью  закрыта для входа в отрасль  новых фирм.

Данные условия означают, что фирма-монополист в состоянии самостоятельно в определенных пределах менять цену реализуемого товара в любом направлении (в отличие от совершенной конкуренции, при которой отдельные фирмы не могут воздействовать на цену производимого ими товара). Поскольку фирма-монополист выступает как отрасль, кривая спроса на весь объем производимого товара, т.е. рыночная (отраслевая) кривая спроса, является и кривой спроса монополии. Это означает, что фирма-монополист обязана понижать цену производимого товара, чтобы продать дополнительную единицу своей продукции. Отсюда следует, что в отличие от совершенной конкуренции, при которой предельная выручка также равна цене, в условиях монополии предельная выручка МК всегда меньше средней выручки АК, т.е. всегда меньше цены товара и кривая предельной выручки МК всегда лежит ниже кривой АК. т.е. ниже кривой спроса.

Равновесие  в краткосрочном периоде. Согласно универсальному правилу: чтобы добиться максимальной прибыли фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам MR=MC,  т.е. действуя в любой рыночной структуре, фирма производит такое количество товара q, при котором МR = МС. Фирма-монополист, также будет стремиться выполнить данное условие; цена товара при этом будет определяться спросом на товар фирмы-монополиста (кривой спроса). Раскрытие зависимости цены товара, производимого монополистом, от объемов выпуска проще сделать с использованием соответствующих графиков.

 

 

 

Рис. 1. Максимизация прибыли фирмой-монополистом

Как видно из рис. 1, фирма  производит такой объем товара qе, при котором МК=МС. Цена Рe при этом определяется соответствующей точкой Е1 на кривой спроса D цена Рe, превосходит средние суммарные издержки, т.е. находится выше кривой АТС (рис. 1а), то фирма получает прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.

В том случае, если средние  суммарные издержки при выпуске объема товаров qе равны цене (кривая АТС1 на рис. 1б), то фирма полностью покрывает издержки упущенных возможностей и имеет нулевую прибыль.

Когда же, суммарные издержки на единицу продукции превосходят  цену (кривая АТС2 на рис. 1б), фирма-монополист несет убытки (заштрихованная область).

Поскольку у фирмы-монополиста  кривая МR лежит всегда ниже кривой спроса, то в отличие от совершенной конкуренции, где условием максимизации прибыли служит равенство Р=МС, при монополии универсальное правило 2 (МС=МR) выполняется, в том случае, когда предельные издержки меньше цены товара (МС<Р) и точка пересечения кривых МС и МR находится ниже кривой D.

Обычно существуют типичные заблуждения в отношении принципов деятельности монополии. Во-первых, бытует мнение, что фирма-монополист может установить любую цену на монопольно продаваемый ею товар. Однако цена производимого монополистом товара зависит от спроса на этот товар и при заданных значениях qе (когда МС=МR) имеет вполне конкретную (Ре на рис.1) величину. Во-вторых, считается, что монополист реализует с максимальной прибылью каждую единицу товара. Но внимательное изучение рис. 1а показывает, что выпуская qa единиц товара (где, суммарные издержки на единицу продукции минимальны), фирма имела бы более высокую прибыль на единицу продукции, чем в точке qе (цена Рe выше Ра средние суммарные издержки ниже).

Следовательно, монополист максимизирует суммарную прибыль, увеличивая выпуск до qе: теряя в "удельной" прибыли (на единицу продукции), он за счет расширения объемов производства повышает суммарную прибыль. Наконец в-третьих, с точки зрения обывателя, монополист обязательно имеет прибыль. Однако очевидно, что успехи монополиста всецело зависят от объективной рыночной ситуации: изменение спроса, рост издержек в связи с увеличением цен ресурсов могут привести к ситуации, отраженной на рис. 1б, когда монополист несет убытки. Следовательно, монополизации отрасли вовсе не означает, что монополист будет иметь прибыль.

Равновесие  фирмы-монополиста в долгосрочном периоде. Если фирма является монополистом, то она олицетворяет собой отрасль, и, условия максимизации прибыли для отдельной фирмы-монополиста применимы и для всей отрасли; Несомненно, прибыль, получаемая фирмой-монополистом, будет привлекать в отрасль иные фирмы. Поэтому монополист обеспечит равновесие в долгосрочном периоде только в том случае, если он сможет удержать контролируемую им отрасль от проникновения в нее иных фирм. Препятствия, которые выдвигает монополист на пути проникновения в отрасль иных фирм, называются входными барьерами.

Барьеры подразделяются на естественные и искусственные.

Естественные возникают тогда, когда какой-то фирме или группе фирм удается добиться низких средних издержек в долгосрочном периоде, что дает возможность вытеснить остальные фирмы из отрасли. Естественные барьеры также создаются, когда условия спроса на товар отрасли позволяют удержаться в отрасли только одной фирме. Наконец, естественным является барьер, связанный со сложностью вхождения в отрасль: монополизированные отрасли, как правило, имеют значительный объем выпуска продукции, поэтому новой фирме для входа в отрасль необходимо осуществить больше инвестиций, подготовить квалифицированные кадры, создать систему сбыта продукции и т.п. Это зачастую приводит к серьезным затратам, что останавливает потенциальных производителей данного товара внедряться в отрасль.

Искусственно создаваемые барьеры могут возникнуть чисто институциональным путем, например вследствие действий правительства. В частности, гарантирование патентных прав на изобретение, предоставление особых привилегий (обычно разного рода лицензий), обеспечение секретности отдельных разработок, контроль за расходованием важных стратегических сырьевых ресурсов может обеспечить отдельным фирмам возможность монополизации отрасли. Другая природа искусственных барьеров - это нечестные целенаправленные действия самих фирм-монополистов: угроза силой потенциальным конкурентам, давление на владельцев ресурсов и т.п.

В связи с тем, что  монополист обязательно сокращает объемы производства ниже потенциально возможных ради получения монополькой прибыли, в условиях данной рыночной структуры экономические ресурсы

Используются неэффективно. Поэтому во многих странах, в том  числе и в России, принимаются  антимонопольные законодательства.

Антимонопольное регулирование - ограничение посредством правовых актов и судебной практики возможностей монопольного контроля за сбытом, установлением цен, условиями продажи со стороны одного крупного поставщика, олигополии и картельных сговоров (установление для крупных корпораций предельных долей участия в партнерских фирмах, прямая реорганизация монополистических структур). Антимонопольное регулирование защищает свободную конкуренцию, поддерживает малый и средний бизнес.

 

2. Антимонопольная политика государства

2.1 Особенности  российского монополизма

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных  товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды  в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали Госплан, Госснаб и Госкомцен.

Советской экономике  была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия потребителю. Плохое качество товара, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Но социалистические монополии существенно отличались от капиталистических аналогов. Капиталистические  монополии возникли "снизу" в  результате конкурентной борьбы, а  социалистические насаждались "сверху" и действовали в тепличных условиях. В монополисты при капитализме прорывается предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).

Специфика российских монополий  сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее (доминирующее) положение на рынке товара, не имеющего заменителей, или на рынке взаимозаменяемых товаров. Такое положение позволяет ему затруднять доступ на рынок другим производителям, диктовать свои условия им и потребителям.

Доминирующим считается  положение предприятия, если его  доля на рынке определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения: первое - положение предприятия  не будет признано доминирующим, если оно сумеет доказать, что, несмотря на превышение 65-процентного лимита, его положение на рынке не является доминирующим; второе - положение предприятия считается доминирующим даже тогда, когда его доля на рынке определенного товара меньше 65%, если это доминирование выявил антимонопольный орган, исходя из стабильности доли данного предприятия на рынке, из относительного размера долей его контрагентов, а также из ограниченности доступа на этот рынок новых конкурентов.

Если же доля предприятия  на рынке определенного товара не превышает 35%, его положение не может быть признано доминирующим, а оно само монополистом.

Информация о работе Монополия: место и роль на рынке