Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 19:16, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
– раскрыть понятие монополия, описать её место и роль на рынке;
- раскрыть понятие антимонопольное политика государства, её особенности;
- описать проблему регулирования естественных монополий.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Монополия: место и роль на рынке…………………………………….4
2. Антимонопольная политика государства……………………………...8
2.1. Особенности российского монополизма…………………………….8
2.2. Методы российского государства…………………………………..13
3. Законодательство о естественных монополиях: - проблемы применения и дальнейшего совершенствования………………………………21
Заключение………………………………………………………………..25
Литература………………………………………………………………...26
Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования.
Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.
Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п.
Кроме того, не разрешается
создавать министерства, госкомитеты
и т.п. для монополизации производства
или реализации товаров, а также
наделять уже существующие органы полномочиями,
способными ограничить конкуренцию.
Поэтому решения исполнительной власти
и местного самоуправления по вопросам
создания, реорганизации и ликвидации
предприятий или предоставления льгот
должны согласовываться с антимонопольным
ведомством.
Реестр как инструмент
антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния
товарного рынка и доли предприятий на
нем (более или менее 35%) они включаются
либо исключаются из государственного
реестра.
Делает это МАП, если речь идет о российском
рынке в целом, или его территориальные
управления в случае региональных рынков.
Реестр составляется для того, чтобы иметь
информационную базу о крупнейших субъектах
рынка и контролировать соблюдение ими
антимонопольного законодательства.
В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в России отдельных видов продукции. Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции", причем расширительное применение термина "монополист" не допускается.
Все товарные рынки можно,
с оговорками, разделить на три
типа: с развитой конкуренцией - рынки
основных видов продовольствия, зерна,
растительного масла, а также
рынки транспортного, строительного
и машиностроительного комплексов; олигополистические
с небольшим числом производителей - рынки
отдельных товаров длительного пользования
(автомобили, компьютеры, бытовая техника).
Они особенно трудно поддаются демонополизации,
потому что при формальном отсутствии
доминирования какого-либо из производителей
создаются благоприятные возможности
для монополистического сговора, который
юридически доказать довольно сложно;
монополизированные, в том числе рынки
естественных монополий.
Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий.
Естественная монополия - компания, чье производство (транспортировка) из-за естественных технологических особенностей всегда прибыльнее, чем аналогичное производство двух или более фирм. Например, компания, построившая одну мощную ЛЭП, будет нести меньшие затраты, чем две, протянувшие конкурирующие линии.
Единственная платная
дорога к какому-нибудь населенному
пункту позволяет ее владельцам получать
монопольную прибыль от сборов за проезд. Национализация
дороги и бюджетное финансирование расходов
на ее эксплуатацию устраняют естественный
монополизм, но снижают заинтересованность
в эффективном использовании "ничейного"
имущества.
Ограничить монополизм и обеспечить конкуренцию
между перевозчиками можно и при сохранении
частной собственности и связанных с ней
стимулов, если государство будет регулировать
плату за проезд. Точно так же установление
государством цены за транспортировку
нефти по нефтепроводу ограничивает естественную
монополию, позволяет сохранить конкуренцию
и заключать двусторонние договоры между
нефтедобытчиками и потребителями, избегая
диктата транспортников.
3. Законодательство о естественных монополиях: - проблемы применения и дальнейшего совершенствования.
Важной проблемой является разграничение сфер
действия Закона "О конкуренции"
и Закона "О естественных монополиях".
Иногда Закон "О естественных монополиях"
относят к антимонопольному законодательству.
Между тем принятый в августе Закон РФ
"О естественных монополиях" является
антиподом Закона "О конкуренции".
Закон "О естественных монополиях"
не направлен на развитие конкуренции,
ограничение и пресечение монополистической
деятельности, так как в сферах естественной
монополии конкуренция мало эффективна.
Этот Закон предусматривает прямое государственное
вмешательство в деятельность субъектов
естественных монополий и жесткое государственное
регулирование их деятельности. Государственное
регулирование осуществляется путем ценового
регулирования (посредством определения
(установления) цен (тарифов) или их предельного
уровня), а также в определении потребителей,
подлежащих обязательному обслуживанию,
и (или) установлении минимального уровня
их обеспечения в случае невозможности
удовлетворения в полном объеме потребностей
в производимых субъектами естественных
монополий товарах (ст. 6 Закона). Кроме
того, статьей 7 Закона предусмотрен государственный
контроль за рядом действий, осуществляемых
субъектами естественных монополий. Таким
образом, задачи, функции и правомочия
органов регулирования субъектов естественных
монополий и антимонопольных органов
различаются.
Общим же для этих органов является осуществление
ими контроля за соблюдением соответствующего
законодательства. Поскольку субъекты
естественных монополий по сути своей
деятельности обладают рыночной властью
и занимают на рынке доминирующее положение,
то запреты, установленные антимонопольным
законодательством, касаются и этих субъектов.
Следовательно, их деятельность является
предметом наблюдения и контроля как антимонопольных
органов, так и органов регулирования
естественных монополий. По такому пути
идет и судебная практика.
Один из критериев разграничения полномочий
этих органов предусмотрен статьей 12 Закона
"О конкуренции", согласно которой
антимонопольные органы не вправе налагать
штраф на субъектов естественной монополии
за нарушение установленного Законом
"О естественных монополиях" порядка
ценообразования.
Практика рассмотрения
дел антимонопольными органами показывает,
что большое количество таких
дел связано с
- отсутствие правовых
актов, без которых
- исключение из сферы
действия Федерального закона
ряда сфер естественной
- противоречия норм о системе органов регулирования естественных монополий включены в Закон "О естественных монополиях" и в Закон Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергии в Российской Федерации", принятый в апреле 1995 года. В соответствии со статьей 5 Закона "О естественных монополиях" федеральный орган регулирования естественных монополий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции. В этом случае должна быть единая федеральная система органов регулирования деятельности субъектов естественных монополий в отдельной сфере. По Закону "О тарифах на электроэнергию" создаются, наряду с Федеральной энергетической комиссией, региональные комиссии, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, что препятствует созданию единой системы регулирования.
В качестве еще одной из причин малой эффективности Закона "О естественных монополиях" можно назвать противодействие его принятию и применению, оказываемое со стороны крупнейших монополий РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и других. В связи с исключением из сферы действия Закона "О естественных монополиях" ряда сфер, и прежде всего водопользования, ряд субъектов Российской Федерации разработал проекты региональных законов. Принятие таких законов каждым субъектом может привести к отсутствию унификации норм. Кроме того, Закон "О естественных монополиях" содержит нормы, ограничивающие гражданские права, а такое ограничение возможно согласно Гражданскому кодексу РФ только законами Российской Федерации, а не законами ее субъектов. Представляется, что эти препятствия преодолимы. Так, воспроизведение в законах субъектов Российской Федерации норм Федерального закона, ограничивающих гражданские права, по существу не может рассматриваться как ограничения, установленные законом субъекта Федерации. Для устранения же разночтений в законах субъектов Федерации возможно предложить модельный Закон. Наконец, выход можно найти в дополнении сфер естественных монополий, на которые распространяется действие Федерального закона "О естественных монополиях", рядом других сфер, в частности сферой водопользования. Может быть названо еще одно направление совершенствования антимонопольного законодательства и законодательства о естественных монополиях - гармонизация соответствующего законодательства стран СНГ, что будет способствовать развитию общего рынка.
Заключение
Развитие рыночных отношений, демонополизация экономики и приватизация составляют ядро проводимой экономической реформы. Становление рыночных отношений, основанных на принципе свободной конкуренции коммерческих организаций, потребовало соответствующего правового обеспечения. Важнейшая роль в развитии конкуренции и использовании конкурентных механизмов в России была отведена антимонопольному законодательству. Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции") впервые принят в России в марте 1991 года, хотя в странах с развитой рыночной экономикой антимонопольные (антитрестовские) законы действуют уже столетия. Первые годы применения Закона позволили обеспечить конкурентную политику государства, создать правила поведения на товарных рынках участников рыночных отношений, защитить права малых предприятий и вновь создаваемых хозяйственных обществ и товариществ от "рыночной власти", "рыночного потенциала" хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. К сожалению, процессам приватизации, как правило, не предшествовала демонополизация, в связи с чем экономике Российской Федерации по-прежнему свойственна высокая степень монополизации.
В области регулирования естественных монополий был достигнут некоторый прогресс: принятие Закона РФ О естественных монополиях, подготовка нормативной базы для создания независимых органов регулирования.
Литература