Монополия: понятия, сущность, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание

Целью данной работы будет выявление особенностей антимонопольной политики России.
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России я выбрал его темой своей курсовой работы.

Содержание

1. Монополия: понятия, сущность, виды …………………………………..5
2. Особенности монополий в России………………………………………. 9
3. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях…………………………………………………………………...13
4. Становление антимонопольной политики в России……………………16
5. Методы антимонопольной политики в России…………………………20
6. Система государственного регулирования естественных монополий

Работа состоит из  1 файл

мрака курсак.docx

— 71.70 Кб (Скачать документ)
  1. Не имея самостоятельности ни в выборе объёма продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных странах.
  2. Деятельность советских предприятий-монополистов не вызывала многих описанных выше последствий монополизации, а именно: не наблюдалось недопроизводства товара, завышения цен и предприятия не получали монопольных прибылей.
  3. Капиталистические монополии возникли преимущественно "снизу", в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и действовали в неестественных условиях.
  4. Монополистом в капиталистических странах чаще всего становилось предприятие-лидер, который использует передовые технологии, имеет значительный научно-технический и производственный потенциал. При социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе.
  5. Капиталистические монополии, участвуя в международном разделении труда, вынуждены для повышение конкурентоспособности улучшать качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем рынке, социалистические ограничивались в лучшем случае региональными рамками (например, СЭВ).
  6. Такое последствие монополизации, как х-неэффективность проявлялось исключительно сильно. Свидетельствами этого в СССР были завышенные издержки (в частности, энерго- и материалоёмкость, существенно превышавшие мировой уровень), низкое качество продукции замедленный темп её обновления. Особенно большому объёму х-монополизации способствовали следующие обстоятельства:
  • Стоимостные показатели, такие, как уровень издержек и даже прибыль, зачастую не являлись главными для советских предприятий. Если завод выполнял план, то его руководство мало заботилось о прибыльности предприятия как таковой, что стимулировало расточительность производства.
  • Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность экономики. В условиях фактического отсутствия выбора у покупателя ответственность монополиста сходила почти на нет.
  • Советская экономика была значительно более изолирована от внешнего мира, чем большинство рыночных, таким образом монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции.

В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции  резко усилились. Это усиление было во многом связано с распадом СССР и с ослаблением экономических  связей с бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями  в рамках СССР, на ставшие таковыми на сократившейся территории.

Стало ясно, что необходимо разрабатывать антимонопольную  политику.

 

3.Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.

           Монополия,  как мы убедились, сопряжена  с целым букетом резко отрицательных  последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при  этом составляют лишь вершину  айсберга монополистических злоупотреблений.  Те же причины, которые вынуждают  клиента фирмы-монополиста мириться  с высокими ценами, заставляют  соглашаться и с плохим качеством  продукции, ее устарелостью (замедлением  технического прогресса), отсутствием  сервиса и другими проявлениям  пренебрежения интересами потребителя. 

           Еще  более опасно то, что монополия  полностью блокирует механизмы  саморегуляции рынка. Плохая и  дорогая продукция может появиться  и в немонополизированной отрасли.  Но там подобные эксцессы являются  лишь временным эпизодом. Конкуренция  быстро расставляет все на  свои места. Недобросовестный  производитель либо меняет свое  отношение к делу, либо вытесняется  с рынка конкурентами.

           Всевластию  же монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль  ничто не грозит даже в длительном  плане. Самостоятельно рынок не  в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию  может лишь государство, проводящее  сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет  ни одной развитой страны (и  Россия в этом смысле не  составляет исключения), где бы  отсутствовало специальное антимонопольное  законодательство и не было  бы специального органа власти  для надзора за его исполнением.

Вместе с тем проведение антимонопольной  политики сопряжено с рядом объективных  трудностей. Чтобы понять их происхождение  обратимся к рис.3, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LATC).


           Как  уже отмечалось, для отраслей, в  которых возможно установление  монополистической структуры, характерен  большой оптимальный размер предприятия,  т.е. минимум средних долгосрочных  издержек, достигается при очень  больших объемах производства (Q0).


          Обозначим  точку минимума на кривой LATC буквой О, а соответствующий ей уровень издержек Р0. Фирма-монополист максимизируя свои прибыли, сильно ограничит объем производства – до Qм. При этом в силу х-неэффектиности издержки монополиста будут лежать не на кривой LATC, а заметно выше (см. точку М и соответствующий ей уровень издержек Рм). Разумеется, эта ситуация как по объему выпуска, так и по ценам (издержкам) далека от оптимальной и требует государственного вмешательства.

          Представим  себе, однако, что государственные  органы пытаются решить проблему  демонополизации «в лоб», путем  принудительного раздробления монополиста  на множество мелких фирм. Это  будет означать снижение объема  выпуска продукции каждой из  таких фирм до уровня Qc. Но в соответствии с кривой LATC столь малый объем выпуска приведет к резкому возрастанию издержек (до Рс). Напомним: малое производство в потенциально монополистических отраслях крайне неэффективно. Собирая автомобили в сарайчике нельзя добиться столь же низких издержек, как на сборочном конвейере АвтоВАЗа.

             И это далеко не частный  случай. Можно говорить о невозможности  превращения монополизированной  отрасли в отрасль совершенной  конкуренции как об общем правиле.  Преобразованиям такого рода  препятствует положительный эффект  масштаба. Даже  если государство  настоит на своем и вопреки  росту издержек будет принудительно  насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые  предприятия окажутся не конкурентоспособными  в международном плане. Рано  или поздно их задавят иностранные  гиганты.

              В силу названных причин прямое  дробление фирм-монополистов в  развитых рыночных экономиках  встречается достаточно редко.  Обычная цель антимонопольной  политики – не столько борьба  с монополистами как таковыми, сколько ограничение монополистических  злоупотреблений. На рис. 3 желаемый  результат антимонопольной политики  изображен в точке R, приближенной к положению оптимума О как по объему выпуска продукции, так и по ценам.9

 

4.Становление антимонопольной политики в России

 

Антимонопольная политика имеет несколько  основных направлений:

  1. Стимулирование предпринимательства
  2. Развитие конкурентных начал
  3. Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики

Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

 Таким  образом суть фактически любой  антимонопольной политики заключается  в использовании выгод крупномасштабной  экономики и в нейтрализации  её побочных последствий, связанных  с ослаблением конкуренции на  товарных и иных рынках.

Специфика российских монополий сказалась  и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В  капиталистических странах монополии  появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о  конкуренции разрабатывалось при  сильных монополиях и лишь формирующихся  рыночных отношениях. Поэтому для  нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Первый  закон, касающийся антимонопольного регулирования  экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и  ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года10.

С 1991 года по 1999 год было введено большое  количество объективно необходимых  законов, составивших организационно-правовую базу для  регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных  предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции  для федеральных государственных  нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства11.

Но в 1999 году, через восемь лет после  начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения  правоприменительной практики. Появилась  необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила  надежнее пресекать злоупотребления  рыночной властью, ущемление интересов  хозяйствующих субъектов, применять  штрафные санкции к юридическим  и физическим лицам, включая должностных  лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и  местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров  и услуг.

           В  результате такой необходимости,  российским правительством в  1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.

МАП состоит  из нескольких органов – в него входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий  на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная  служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная  энергетическая комиссия (ФЭК).

Но, несмотря на все предпринятые меры,  уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен. Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Р. Ф.:

  • приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;
  • принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;
  • малый бизнес так и не получил должного развития.

Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для  испытания венчурных технологических  и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать  капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство  причастности к делам фирмы и  заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска  малые предприятия охотно берутся  за новации, которые они затем  могут передать на тиражирование  промышленным гигантам.

Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых  предприятий в общем числе  хозяйствующих субъектов и численности  занятых, тем меньше безработица  и выше конкуренция. Однако сегодня  темпы роста числа этих предприятий  замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.

         Для развития  малого бизнеса необходимы доступные  кредиты и льготное налогообложение,  создание лизинговых компаний, информационных, консалтинговых и учебно-деловых  центров, а также вовлечение  малых предприятий в новые  сферы деятельности, международные  программы сотрудничества. Пока  же все это остается благим  пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли  у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных  реформ.

Информация о работе Монополия: понятия, сущность, виды