Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение монополизации, рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
Изучить историю рассмотрения учеными вопроса монополий.
Рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке.
Выяснить сущность монополизации, виды и причины её возникновения.
Проследить эволюционирование монополизма в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Сущность и понятие монополии…………………………………5
История возникновения и развития монополий…………………………5
Виды, типы и формы конкуренции монополизма в экономике………9
Государственное влияние в деятельности монополий………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………13
ГЛАВА II. Экономическая природа монополий в современной России..15
2.1. Поведение фирмы – монополиста на рынке и регулирование цен на практике…………………………………………………………………………..15
2.2. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства………………………………………………………19
2.3. Российские монополии и перспективы их развития…………………….23
Выводы по второй главе………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………28
Приложение
Существуют такие виды монополий, как:
- Естественный отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Здесь невозможна или нежелательна конкуренция. Характерно также наличие в ряде отраслей высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей (передача электроэнергии, нефти и газа, коммунальные услуги).
- Административный – предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности и организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным ассоциациям и главам.
- Экономический является наиболее распространенным видом. Появление такой монополии обусловлено экономическими причинами на основе закономерностей хозяйственного развития.
- Государственный: существование такой монополии на рынке конкретных товаров и услуг вызвано естественным монополизмом отдельных государственных предприятий (например, железнодорожный транспорт) и государственными ограничениями притока новых фирм в какую-либо отрасль (например, в области экспортно-импортных операций стратегически важных товаров и т. д.). Здесь монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек.
Различают 5 основных форм монополистических объединений:
- картель – объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта;
- синдикат – объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой;
- многоотраслевой концерн – объединение десятков предприятий различных отраслей промышленности, торговли, транспорта, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Более сложные формы
- трест – объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста;
Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой, и она обладает очень высоким контролем над ценами.
В современном обществе монопольная экономическая власть связана не столько с величиной собственных денежных накоплений, сколько со стабильностью влияния на распределение общественных накоплений. Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны.
Монополии являются составной частью любого развитого государства. От их деятельности зависят все сферы жизнедеятельности общества: политическая, экономическая, социальная. От них зависит положение в обществе, так как настроение людей напрямую связано с их материальным обеспечением – зарплатой, выплатой пособий, предоставлением услуг, а все это может быть только при хорошо работающей экономике, составной частью которой являются крупные монополии, дающие основную часть доходов. Бюджет любой страны полностью зависит от монополий. Они являются главной составной частью экономики, ее стержнем. Основные монополии объединяются в корпорации, в которых форма бизнеса исключает участие в нем конкретных лиц, им владеющих. Это " юридические" лица, которые могут приобретать ресурсы, владеть активами, производить и передавать продукцию, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, выполнять другие функции, как всякое другое предприятие. Корпорации привлекают денежный капитал через продажу своих акций и облигаций через рынок ценных бумаг, они объединяют в общий фонд все финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц. Значение таких корпораций в экономике трудно переоценить. Они играют решающую роль в наполнение бюджета, а значит, влияют на жизнь страны в целом.
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, представляющий собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Первые антимонопольные законы представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных отличия – контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против «IBM» министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.
Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах.
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате объединения сходных фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.
В случае объединения последовательно связанных производств типа угольных, автомобильных компаний, закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках, поскольку слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.
Обычно разрешаются
Выводы по главе
Монополия – рынок с одним покупателем и множеством продавцов. Мы можем наблюдать его на многих рынках, когда друг с другом конкурируют несколько фирм, которые могут влиять на цену и получать прибыль за счет установления предельных издержек.
Монополии являются составной частью любого развитого государства, стержнем экономики. Они имели несколько причин своего существования: естественная, и когда одна единственная фирма обладает контролем над редкими и чрезвычайно важными ресурсами, защищенных патентом или содержащихся в секрете и государственное ограничение.
История монополистических тенденций проявляется на всех этапах развития рыночных процессов, начиная с глубокой древности. Первые российские монополии образовались в 80-х годах XIX века.
Различают 5 основных форм монополистических объединений: картель, синдикат, многоотраслевой концерн. Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, представляющий собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией. Современному антимонопольному законодательству характерны контроль за ценами и контроль за слияниями компаний.
ГЛАВА II. Экономическая природа монополий в современной России
2.1. Поведение фирмы –
монополиста на рынке и
Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой, и она обладает очень высоким контролем над ценами.
В современном обществе монопольная экономическая власть связана не столько с величиной собственных денежных накоплений, сколько со стабильностью влияния на распределение общественных накоплений. Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны.
За последние годы не было такого
правительства, которое не ссылалось
бы на высокий уровень монополизации.
О степени монополизации
С позиции общества монополия неэффективно использует ресурсы, так как по сравнению с конкурентной отраслью предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене. Ущерб от монополии – это чистые потери общества, возникающие из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска.
Таким образом, мы видим превышение
интересов монополиста над
Монополизм, сложившийся в экономике
РФ подавляет развитие рыночных отношений
и создает барьер для деятельности
частнопредпринимательских
Лидер движения «Вперед, Россия» Б. Федоров для решения этой проблемы предлагает такие меры, как борьба с монополизмом в ценообразовании путем регулирования цен на электроэнергию, нефть и газ и т.д.; запрет на ограничение движения товаров и услуг между субъектами РФ.
По его мнению, «государство не должно регулировать цены сверх определенного минимума; оно должно определять процент ставки, налоги, валютный курс»3.
Развитие конкуренции между
товаропроизводителями следует
осуществлять через формирование и
поддержку отечественных
В условиях несовершенной конкуренции
потребитель теряет часть своего
потребительского эффекта (
) - он вынужден покупать меньше (
) и по более высокой цене (
). Часть утерянного излишка потребителя
присваивает монополия (
), другая же часть потребительского эффекта
(
- заштриховано) просто теряется
(она не достается никому) и представляет
собой чистый убыток общества.
Потери от несовершенной конкуренции
можно проиллюстрировать графически (Приложение
№2)
Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований, которые заключаются в том, что используя свое монополистические положение, они имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены – монопольная цена, которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение на рынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, или монополистических прибылей.
Особенность монопольной цены заключается
в том, что она сознательно
отклоняется от реальной рыночной,
которая устанавливается в
Структура монопольной цены может быть представлена формулой: Р мон.=Р1+Р2+Р3 где Р1 – средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции; Р2 – обычная сверхприбыль; Р3 – монопольная сверхприбыль от использования монопольного положения.
Удержать монопольную цену в течение длительного времени невозможно, поскольку сверхприбыли притягивают в отрасль других предпринимателей, которые в результате «ломают» монополию4.
Информация о работе Монополизм в экономике, его формы и последствия