Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 20:48, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение монополизации, рассмотрение явления монополизма, его форм и последствий.
Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы:
Изучить историю рассмотрения учеными вопроса монополий.
Рассмотреть общие понятия монополий, их поведение на рынке.
Выяснить сущность монополизации, виды и причины её возникновения.
Проследить эволюционирование монополизма в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Сущность и понятие монополии…………………………………5
История возникновения и развития монополий…………………………5
Виды, типы и формы конкуренции монополизма в экономике………9
Государственное влияние в деятельности монополий………………..12
Выводы по первой главе………………………………………………………13
ГЛАВА II. Экономическая природа монополий в современной России..15
2.1. Поведение фирмы – монополиста на рынке и регулирование цен на практике…………………………………………………………………………..15
2.2. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства………………………………………………………19
2.3. Российские монополии и перспективы их развития…………………….23
Выводы по второй главе………………………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………………28
Приложение
Если мы имеем только одну фирму, кривая ее спроса будет совпадать с кривой рыночного спроса. Степень монопольной фирмы власти в этом случае будет зависеть от эластичности рыночного спроса, хотя чаще всего бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. В этом случае эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы.
Приведем пример рыночного спроса на зубную пасту. Предположим, что 4 фирмы выпускают зубную пасту ((Приложение №3) график 1(а)). В целом фирмы выпускают 20 000 зубных паст в день (5000 в день каждая) и продают ее по цене 1,5 $ за штуку. Заметим, что кривая спроса относительно неэластична: при цене 1,5 $ эластичность спроса составит - 1,5.
Предположим, что фирма B снижает цену, чтобы увеличить спрос. Для этого ей нужно знать, что произойдет с ее объемом реализации в результате изменения цены (график 1 (б)), где кривая спроса фирмы DA значительно эластичнее кривой рыночного спроса (при цене 1,5 $ за пасту эластичность составит -0,6). Фирма может предвидеть, что при увеличении цены с 1,5 до 1,6 $ сбыт снизится с 5000 ед. до 3000 ед., так как потребители будут покупать больше зубных паст других фирм, но по ряду причин, сбыт не упадет до нуля. Во-первых, зубные пасты фирмы B могут немного отличаться от паст конкурентов, и поэтому некоторые потребители заплатят за них немного больше. Во-вторых, другие фирмы также могут поднять цену на свою продукцию. Фирма B может предвидеть, что, снижая цену с 1,5 до 1,4 $, она продаст большее количество зубных щеток (7000 вместо 5000). Но ряд потребителей все равно будет предпочитать пасты конкурентов, которые могут завлечь потребителей, снизив свои цены.
Получается, что кривая спроса фирмы B зависит от того, насколько ее продукция отличается от продукции конкурентов и конкуренции фирм. Фирма B более эластична, чем кривая рыночного спроса, но не так, как кривая спроса фирмы на совершенном конкурентном рынке.
Таким образом, максимум прибыли объем производства достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам. На графике 1(б) объем производства составляет 5000 ед., а соответствующая цена равна 1,5 $, что превышает предельные издержки. Фирма B обладает монопольной властью, но не является чистым монополистом. Она может лишь назначить цену выше, чем предельные издержки, и получить дополнительную прибыль.
2.2. Экономические последствия монополизации рынка и антимонопольная деятельность государства
При оценке роли монополий в экономике страны можно отметить как положительное, так и отрицательное влияние.
Положительное влияние на экономику связаны прежде всего с тем, что в качестве монополиста обычно выступает крупное объединение предприятий, которое имеет возможность:
Деятельность монополий имеет и отрицательные стороны:
Подобные действия монополий приводят к менее эффективному по сравнению с совершенной конкуренцией распределению ограниченных ресурсов общества, порождая потери общества в целом.
В условиях несовершенной конкуренции потребитель может потерять часть своего потребительского эффекта ( ). Он вынужден покупать меньше ( ) и по более высокой цене ( ). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия ( ), другая часть потребительского эффекта теряется, представляя собой чистый убыток общества. По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов, в США достигает 2% ВНП страны.
Таким образом, монополии, назначая цену выше равновесной, устанавливают объем производства ниже эффективного, что приводит к безвозвратным потерям общества. Деятельность монополий усиливает неравномерность распределения доходов, что может иметь негативные социально-политические последствия.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Совокупность экономических и административных мер, которые направлены на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений называется антимонопольной политикой государства, которая включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий. Законодательство большинства стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33%, а на долю трех – 50%.
Разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, которое базируется на трех основных законодательных актах:
- Закон Шермана (1890 год). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах.
- Закон Клейтона (1914 год) запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию (когда это не диктовалось спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний и др.
- Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 год) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли: ценовая дискриминация и др.
Наиболее
разработанным принято считать
антимонопольное
В России существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В отличие от американских законов, российский содержит конкретные формулировки и нормативы.
Для того чтобы определить степень монополизации рынка, используется показатель концентрации рынка (индекс Харфиндела-Хиршмана): ,5 где - доля фирмы, выраженная в процентах; n – общее число фирм на рынке; i - фирма. Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ=1000 (10х102) ; слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (8x102+202). На основании этого государство регулирует конкуренцию на рынках.
Монополист также может сократить производство, повысив цену в результате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчитать, используя формулу. Если эластичность спроса, к примеру, составляет -1,5, тогда
К прямым методам регулирования деятельности монополий относятся установление потолка цен - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:
Обычно законодательные меры предполагают: запрещение
тайных сговоров, направленных на поддержание
монопольных цен, раздел рынков;
запрещение слияний фирм, которые ведут
к установлению контроля над предложением;
принудительную демонополизацию (дробление
фирм-монополий).
Демонополизация российской экономики является одним из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (свобода ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
Согласно закону, запрещаются соглашения, в результате которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок; попытки ограничить доступ на рынок конкурирующих фирм.
Цель государственного регулирования деятельности естественных монополий – обеспечить доступность реализуемого ими товара для потребителей и создать условия для эффективного функционирования субъектов естественных монополий.
Объективно
возникающая на основе конкуренции
монополизация рынков ведет к
снижению эффективности производства,
неоптимальному распределению ограниченных
ресурсов общества. Именно в силу такого
негативного воздействия
2.3. Российские монополии и перспективы их развития
Монополии и проблемы, связанные с ними возникли в России при переходе к рынку. В данный момент в российской промышленности существуют 4 тысячи предприятий-монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, коммунальные услуги т.д. Такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности.
Прибыли, получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том, стоит ли выходить на данный рынок или нет. Высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара.
Поддержание чистой монополии требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:
В условиях
российской действительности регулирование
цен продукции естественных монополий
связано с политическими
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняя ущерб потребителям.
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией – монопольно низкие. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется, прежде всего, за счет раздувания издержек. Число предприятий, не ощущающих конкуренции, сокращается и во многих отраслях не превышает 10-15%, лишь в отдельных случаях достигая 20%.
Три главных естественных монополиста России: РАО «ЕЭС», ГАЗПРОМ, МПС (железнодорожные перевозки). Также будет создаваться государственная национальная нефтяная компания – ННТ. Также такие компании есть в Бразилии, Мексике, Индонезии6.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Выводы по второй главе
Любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. С позиции общества монополия неэффективно использует ресурсы, так как по сравнению с конкурентной отраслью предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене. Ущерб от монополии - это чистые потери общества, возникающие из-за того, что монополист производит меньше, чем объем эффективного выпуска.
Монополизм, сложившийся в экономике
РФ при государственной
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство, представляющий собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией
Информация о работе Монополизм в экономике, его формы и последствия