Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 14:23, курсовая работа
Национальная экономика является исторически сложившейся системой
общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и
видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы
общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер:
материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.
Введение.
1.Понятие национальной экономики, ее цели.
1. Цели национальной экономики
2. Занятость населения, как фактор экономики.
1.3 Структура национальной экономики, ее виды.
2.Система и виды макроэкономических пропорций.
2.1 Проблемы сбалансированности национальной экономики.
3.Современный подход к проблеме планирования и прогнозирования
национальной экономики.
3.1Прогнозирование экономического развития РБ.
4. Методы регулирования экономики.
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов
(СНС).
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
6.ВВП, его формы и методы измерения.
6.1 ВНП. Номинальный и реальный ВВП.
Заключение.
наукоемких производств и технологий; привлечение собственных средств
заказчиков для выполнения научных исследований и разработок. Приоритетными
должны стать исследования в высоконаукоемких областях производства:
электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника,
программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, информационные
услуги, биологические и тонкие химические технологии.
Общий подъем экономики позволит увеличить ресурсы инновационной сферы, и
наукоемкость ВВП возрастет до 1,8% в 2005 г. по прогнозу на 2000 г.
Инвестиционные ресурсы с помощью мер государственной поддержки,
стимулирования налогового и таможенного льготирования предполагается
направлять в первую очередь на обеспечение приоритетных направлений -
реконструкцию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими
технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение
качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий;
увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания,
разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки,
переработки и упаковки пищевой продукции; на совершенствование технологий и
создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание
современных транспортных коммуникаций и сетей связи.
Основным источником финансирования капитальных вложений будут средства
предприятий и организаций, включая кредиты банков. Средства предприятий и
организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят
около 1/3 общего объема инвестиций. Собственные средства населения
прогнозируются на уровне до 15%. Кредиты банков в производственное и
жилищное строительство составят около 28%. Значительно сократится доля
бюджетных средств в общем объеме инвестиций (менее 15%).
Внешнее финансирование, в первую очередь за счет прямых иностранных
инвестиций, а также кредитов, предполагается довести до 10% от общего
объема инвестиций. Основными задачами в области повышения инвестиционной
активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются:
усиление роли государственных инвестиций на основе поддержки
высокоэффективных инвестиционных проектов, и в первую очередь в сфере новых
и высоких технологий; усиление роли амортизационных отчислений в
инвестиционном процессе; расширение системы лизинговых операций, которые
позволяют решать проблемы модернизации и технического перевооружения
производств без значительного стартового капитала; привлечение прямых
иностранных инвестиций и кредитов; развитие инвестиционного сотрудничества
со странами СНГ, в первую очередь с Россией с учетом Договора о создании
Союзного государства.
В соответствии с подходами, регламентированными законодательством по
разгосударствлению и приватизации государственной собственности в РБ, все
решения в области приватизации будут приниматься с позиций
целесообразности, способности к повышению эффективности функционирования
экономики, обеспечения экономической безопасности, формирования
благоприятных условий для привлечения инвестиций, создания новых рабочих
мест.
Выполнение государством функций эффективного собственника будет
осуществляться путем последовательной и системной реализации новых подходов
к совершенствованию управления госимуществом.
В ближайшей перспективе необходимо завершить преобразование
государственных предприятий в республиканские и коммунальные унитарные,
основанные на праве хозяйственного ведения, и республиканские унитарные,
основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Главной целью развития предпринимательства на период до 2010 г.
является обеспечение развития малого и среднего бизнеса на новой
организационно-правовой, имущественной, финансово-инвестиционной, научно-
инновационной и управленческой основе, превращение его в один из основных
источников пополнения бюджета, сокращения безработицы и повышения занятости
трудоспособного населения.
Для достижения указанной цели предполагается улучшение предпринимательского
климата, создание благоприятной рыночной среды для ускорения развития
малого и среднего бизнеса, а также индивидуального предпринимательства;
совершенствование системы государственной поддержки, включая повышение
действенности всех форм финансовой поддержки субъектов малого и среднего
бизнеса, а также упрощение и облегчение системы регистрации,
налогообложения, учета и отчетности; устранение причин оттока
предпринимательского и научно-технического интеллекта, а также финансового
капитала в зарубежные страны.
Формирование рыночной инфраструктуры - одно из главных направлений
институциональных преобразований в РБ. Хотя на протяжении последних лет
рыночная инфраструктура получила некоторое развитие, она все еще находится
на начальном этапе своего формирования и нуждается в дальнейшем
совершенствовании.
Основными направлениями развития рыночной инфраструктуры Беларуси являются
развитие и унификация нормативно-правовой базы, обеспечивающей
функционирование рыночной инфраструктуры в целом, а также совершенствование
ее организационной структуры, обеспечивающей достаточный контроль и
регулирование этой сферы
5.Понятие национального продукта и система национальных счетов (СНС).
Результатом функционирования национальной экономики являются все товары
и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т. е.
национальный продукт(НП).
Показатели объема НП, их динамика являются чутким барометром, отражающим
состояние "здоровья" экономики, показывающим результативность действий
правительства по повышению ее эффективности.
В разных национальных экономиках, относящихся к разным экономическим
системам, существуют разные методы определения объема НП. В странах с
рыночной экономикой его объем определяется по (СНС) во всех отраслях
народного хозяйства. В странах с централизованной планово-регулируемой
экономикой, использующих марксистскую теорию воспроизводства, принято
подсчитыватьНП, производимый только в отраслях материальной сферы.
СНС представляет собой определенный способ упорядочения информации об
экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе
общественного воспроизводства.
Она появилась в 40—50-е гг. в наиболее развитых странах в ответ на
потребность органов государственного управления в информации
макроэкономического характера, необходимой для разработки экономической
политики, принятия мер, направленных на регулирование рыночной экономики. В
1993 г. статистическая комиссия ООН одобрила новую пересмотренную СНС,
которую предстоит внедрить в ближайшие годы большинству стран мира в
качестве международного стандарта.
СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и
перераспределения НП и НД в данной стране. Посредством национального
счетоводства можно определить макроэкономические показатели состояния
экономики за разные промежутки времени, чтобы на основе этой информации
определить степень достижения целей национальной экономики, выработать
экономическую политику, провести сравнительный анализ потенциалов
различных стран.
Особенностью СНС является ее всеохватывающий характер.
Во-первых, она учитывает деятельность всех участников производства
материальных благ и оказания услуг: органов государственного управления,
армии, лиц свободных профессий, наемной прислуги; владение жильем и т. п.
Во-вторых, СНС содержит показатели, которые в обобщающем виде описывают
все экономические операции, все стадии экономического процесса, все активы
и пассивы производственного процесса.
5.1 Экономические субъекты и операции в СНС.
Структура СНС.
В СНС изучаются операции между субъектами национальной экономики. К
экономическим субъектам (агентам) национальной экономики и СНС относят
хозяйственные единицы, совершающие экономические операции с материальными
или финансовыми активами. Экономические агенты группируются в шесть
секторов:
1) производственные фирмы и предприятия, выпускающие товары и оказывающие
услуги (кроме финансовых), или нефинансовые предприятия. В этот сектор
входят государственные предприятия, частные компании, кооперативы,
акционерные общества и др. фирмы, выпускающие продукцию или оказывающие
услуги. Кроме того, сюда включают ремесленников, самостоятельных работников
(частные врачи, юристы и др.), предпринимателей;
2) финансовые учреждения и организации — коммерческие банки, страховые
компании, пенсионные фонды и другие юридические лица, занимающиеся
посреднической деятельностью в области финансов между сберегателями и
инвесторами, аккумулирующие временно свободные капиталы владельцев домашних
хозяйств и юридических лиц и предоставляющие им ссуды;
3) государственные учреждения, оказывающие услуги, которые не являются
объектом купли-продажи. Это такие учреждения, как органы государственного
управления (парламент, правительство, суды, министерства, ведомства);
государственные финансово-кредитные организации (Нацбанк, государственные
финансовые компании, налоговые инспекции и т. д.) и др.;
4) частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.
Основная особенность их деятельности в том, что она не финансируется и не
контролируется государством. К ним относятся различные общественные фонды,
партии, профсоюзы, ассоциации, религиозные организации;
5) домашние хозяйства. К ним относятся собственно домашние хозяйства и
коллективы лиц, выполняющие экономические операции для обеспечения своей
жизнедеятельности (солдаты, заключенные и др.);
6) заграница (остальной мир) — все экономические агенты за границей,
осуществляющие операции с субъектами внутри данной страны.
Операция между субъектами представляет собой экономическое действие по
взаимному соглашению между институциональными единицами (субъектами) с
целью создания, передачи, обмена, преобразования или ликвидации
экономической стоимости. Следует различать операции между
институциональными единицами и внутри них.
В СНС выделяются следующие виды операций между субъектами:
1) с материальными благами и услугами, охватывающие экономические
процессы производства и распределения материальных благ и услуг. Это
операции по производству, импорту, инвестициям и др., отражаемые на счетах
производства, потребления и капиталообразования в форме таких показателей,
как продукция, потребление, валовые капвложения и др.;
2) по распределению доходов между секторами (зарплата, дивиденды и др.);
3) финансовые операции (операции с ценными бумагами, валютой, по
изменению денежных активов и пассивов).
К операциям внутри институциональных единиц относятся, например,
строительство жилого дома, производство автомобиля, выпечка хлеба, выдача
банком ссуды.
СНС — это "бухучет страны", т.к. в нем используются такие принципы
бухучета, как двойная запись, балансы, корреспонденция счетов. СНС
представляет собой свободные таблицы, в которых отражаются имеющиеся
ресурсы и направления их использования. Каждый ресурс имеет своего продавца
и покупателя, поэтому операция записывается 2 раза: первый раз как актив
продавца, а второй — как актив покупателя.
Современная СНС состоит из трех взаимосвязанных блоков. Первый дает
возможность сопоставить инвестиции и сбережения и дать количественную
оценку созданию, распределению и конечному использованию НД. Второй
предназначен для анализа создания и распределения продукта между отраслями,
отображаемого в таблицах "затраты — выпуск". Третий блок представляет собой
счет потоков фондов и отражает движение финансовых активов в виде покупок и
продаж на денежном рынке.
Национальное счетоводство основывается на модели народнохозяйственного
кругооборота, отражающей функционирование национальной экономики в виде
замкнутых потоков товаров, услуг и денег, движущихся между
макроэкономическими субъектами.
Представим, что существуют только два рынка (товаров и услуг и ресурсов
(факторов) и три группы субъектов (домашние хозяйства, предпринимательские
фирмы, государство). Эти субъекты совершают следующие виды экономических
процессов .
Домашние хозяйства являются обладателями всех ресурсов, находящихся в их
частной собственности. Они предлагают эти ресурсы — землю, денежный
капитал, рабочую силу — на рынок ресурсов и потребляют (покупают) товары и
Информация о работе Национальная экономика, ее цели и измерение результатов развития