Современная научно-техническая
революция породила глубокие качественные
и количественные преобразования структуры
всего общественного производства,
развив ряд созидательных тенденций.
Отметим главные из них [3, с.25].
Первая тенденция: научно-техническая
революция вызвала к жизни
многие принципиально новые отрасли
производства. Эти отрасли отличаются
большой наукоемкостью. Если на протяжении
веков люди создавали продукты в
порядке подражания природе, то теперь
они открыли такие классы веществ
и процессов, которым нет аналогов
в естественном мире. На начальном
этапе научно-технической революции
возникли такие необычные виды производств,
как атомная энергетика, полимерная
химия, производство средств автоматизации
и вычислительной техники. На втором
ее этапе стали создаваться качественно
новые поколения ЭВМ, роботокомплексы,
полностью автоматизированные производства,
композиционные материалы. Эти авангардные
виды производства серьезно преобразовали
структуру I и II подразделений и резко
определили по темпам роста все традиционные
отрасли хозяйства, изменив его структуру.
Вторая тенденция: научно-техническая
революция наиболее развивается
на «стыках» (границах) разных областей
науки и техники, что привело
к созданию межотраслевых комплексов.
Прежде всего современный научно-технический
переворот породил целые объединения
новейших отраслей, выпускающих самые
наукоемкие продукты и технологии.
Примером тому служит ракетно-космический
комплекс, с которым согласованно
взаимодействует огромное количество
предприятий самых разных отраслей
промышленности. Современный научно-технический
прогресс способствовал появлению
множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых
продуктов, которые отличаются более
высоким качеством. Благодаря этому
расширилась и существенно изменилась
и структура многих традиционных
отраслей. Они преобразовались в
мощные и сильно обновленные промышленные
комплексы, где сочетаются взаимодополняются
и взаимопроникают старые и новейшие
виды производства. К ним, в частности,
относятся топливно-энергетический,
металлургический, машиностроительный,
химико-лесной комплексы. Наряду с выполнением
структурообразующей роли научно-техническая
революция оказывает также и
прямо противоположное воздействие
на отраслевую структуру производства
и всю макроэкономику. Об этом свидетельствуют
две другие тенденции.
Третья тенденция: научно-техническая
революция привела к свертыванию
и упадку традиционных отраслей хозяйства,
создающих изделия из натурального
сырья. Такие виды производства зачастую
не могут конкурировать с новейшими
видами отраслей. Своего рода «вымирание»
устаревших отраслей ведет к определенной
несбалансированности производства и
обостряет социально-экономическую
обстановку.
Четвертая тенденция: научно-техническая
революция настолько расширяет
масштабы и интенсифицирует производство,
что ускоренно разрушает экологическое
равновесие – подрывает нормальное
взаимодействие человека и биосферы. Со
всей очевидностью можно утверждать: современное
научно-техническое развитие несет с собой
не только прогресс, но и регресс – изменения
к худшему. И если эти тенденции изменений
макроэкономической структуры не будут
эффективно регулироваться государством,
они могут вызвать серьезные структурные
диспропорции, нестабильность народного
хозяйства и общества в целом.
1.3. Сбалансированность национальной экономики
Республики Беларусь
Сбалансированность национальной
экономики означает соответствие между
взаимосвязанными отраслями, между
объемами производимых продуктов и
потребностями в них. Основу сбалансированности
составляет пропорциональность. Сбалансированность
и пропорциональность в реальной
действительности обычно неустойчивы
и постоянно нарушаются. Например,
экономический рост изменяет пропорции,
ведет к установлению новых и
требует новой сбалансированности.
Поскольку полного соответствия
между отраслями в реальной жизни
не бывает, существует постоянная необходимость
в поддержании сбалансированности.
Это осуществляется путем корректировки
пропорций между отдельными сферами
экономики, а также внутри них. В
материальном производстве для этого
нужно обеспечить соответствие между
первым и вторым подразделениями, т.е.
между производством средств
производства и предметов потребления.
Если такое соответствие будет нарушено,
то I подразделение не сможет обеспечить
средствами производства оба подразделения,
а II подразделение — предметами
потребления занятых и дополнительно
привлекаемых работников обоих подразделений.
В национальной экономике
Республике Беларусь и других стран
СНГ преобладает производство средств
производства, характеризующееся высокой
капиталоемкостью, материалоемкостью
и энергоемкостью. Это является основной
причиной повышенного спроса на инвестиции,
сырье и материалы. Наша национальная
экономика отличается также малым
удельным весом нематериального
производства [3, с.30].
На проблему сбалансированность
национальной экономики нашей республики
влияет скудность топливных природных
ресурсов, сырья для некоторых
отраслей промышленности, собственной
металлургической базы. Поэтому в
республике ввоз сырья и комплектующих
преобладает над вывозом продукции,
причем 2/3 ввоза составляют каменный
уголь, нефть, черные металлы, зерно, газ.
Вывозятся же в основном сложные
изделия обрабатывающей промышленности
и сельскохозяйственные продукты.
К этим проблемам сбалансированности
национальной экономики нашей республики
прибавились новые, связанные с
ломкой сложившихся пропорций в
связи со структурно-экономическим
кризисом и распадом СССР. Кроме
того, переход от административно-командной
системы к рыночной в значительной
степени обусловил деформацию всего
воспроизводственного цикла, который
включает производство, распределение,
обмен, потребление. Эти пропорции
устанавливались внутри единой страны,
а сейчас для таких относительно
небольших республик, как Беларусь,
они превратились во внешние, межгосударственные.
Поэтому многие проблемы сбалансированности
должны решаться на уровне и основе
межгосударственных договоров.
В период перехода к рынку
национальная экономика Беларуси характеризуется
всеобщей разбалансированностью. Инфляция,
разрушение хозяйственных связей нарушили
товарно-денежную сбалансированность,
баланс денежных доходов и расходов
населения, торговый баланс с другими
странами, прежде всего с Россией.
Возник структурный кризис и появилась
необходимость структурной перестройки.
Ее главная цель – преобразование
структуры национальной экономики
в соответствии со складывающимися
потребностями республики, тенденциями
и запросами мирового рынка.
2. Проблемы структурной перестройки экономики
Республики Беларусь
2.1. Необходимость структурной
перестройки экономики Республики
Беларусь
Республика Беларусь после
распада СССР стала самостоятельным
суверенным государством и получила
в наследство достаточно развитую относительно
других бывших республик экономику
с многоотраслевой структурой. Преимущественную
роль в ней играли машиностроение,
химическая и нефтехимическая, лесная
и деревообрабатывающая, легкая и
пищевая промышленность, животноводство,
льноводство и картофелеводство.
Продукция этих отраслей в больших
объемах вывозилась за пределы страны
для удовлетворения общесоюзных
потребностей. Однако в условиях переходного
к рыночным отношениям сложившиеся производственно-экономические
связи были нарушены, экономический кризис
привел к потере или значительному сокращению
рынков сбыта белорусских товаров, потере
дешевых источников топливно-энергетических
сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособным
спросом населения и ухудшением финансового
положения предприятий, такая экономика
перестала быть востребованной как на
внутреннем, так и на внешних рынках. И
тем самым появилась необходимость ее
модернизации и структурной перестройки
в соответствии с современными требованиями
рыночной экономики и мировыми тенденциями.
В первые годы экономического
кризиса структурные преобразования осуществлялись
стихийно, преимущественно на основе косвенного
регулирования с помощью монетаристских
подходов – либерализации хозяйственной
жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной
политики, что не привело к ожидаемому
результату. По мере выхода из кризисного
состояния утвердилось мнение о необходимости
использования инвестиционной составляющей
как важнейшего рычага структурных преобразований
и повышения роли государства в их осуществлении
на основе разработки и реализации эффективном
инновационно-инвестиционной политики,
учитывающей особенности нашей страны
и мировой опыт [5, с. 512].
В экономике Беларуси сложился
ряд структурных деформаций, как
унаследованных от бывшего СССР, так
и возникших вследствие экономического
кризиса. Основными из них являются:
- несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей производственных мощностей, значительных объемах нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолженностей;
- высокие энергоемкость и материалоемкость производства, его зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
- высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;
- недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.
Системный подход к решению
проблемы структурной перестройки
и повышению на ее основе конкурентоспособности
продукции означает, что недостаточно
принять некий «план мероприятий»
по ее улучшению – в действующей системе
экономических координат его реализация
вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое
воздействие на структуру экономики и
конкурентоспособность. Необходимо обновить
не только технологии и парк действующего
оборудования, но и воспроизводственную,
отраслевую и технологическую структуры
экономики, набор инструментов, стимулирующих
работу предприятий. После развала традиционных
хозяйственных связей борьба за предотвращение
экономического коллапса в стране и необходимость
проведения деятельности по социальной
защите населения поставили государство
как единственный институт, который был
в состоянии обеспечить решение этих задач,
в центр общественно-экономической системы
Беларуси. Централизованное управление
должно быть дополнено механизмами конкуренции
и инновационной деятельности. Перед системой
государственного регулирования возникают
новые задачи: структурная модернизация
экономики; полноценное включение механизмов
рыночной конкуренции и механизма коммерциализации
нововведений, что в совокупности обеспечит
долгосрочный рост конкурентоспособности
белорусской экономики.
При определении направлений
структурных преобразований необходимо
исходить из принципов:
- концентрации ресурсов на эффективном использован конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
- постепенной трансформации отношений собственного развития предпринимательства, либерализации всех видом экономической деятельности;
- перехода на инновационный путь развития;
- социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренной динамики сферы услуг;
- приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, импортозамещающих не ресурсоемких отраслей и производство с высокой долей добавленной стоимости;
- учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией и другими странами CНГ;
- гармонизации развития крупного производства (создание национальные и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;
- обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;
- комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;
- экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
- рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств [5, с. 514].
В качестве критериев успешности
реализации указанных структурных
преобразований следует использовать
обеспечение национальной безопасности
(продовольственной, энергетической, финансовой,
экологической, оборонной), повышение
уровня эффективности и конкурентоспособности
экономики Беларуси.
Опыт государств, добившихся
достаточно быстрого подъема экономики,
свидетельствует о необходимости
применения стратегий структурных
преобразований: стратегии использования
местных природных ресурсов с
привлечением иностранных инвестиций
и последующим направлением полученных
доходов на развитие других отраслей;
стратегии «преследования», ориентированной
на освоение конкурентоспособной продукции
экономически развитых стран, но с более
низкими ценами; стратегии «передовых
рубежей», суть которой состоит в
разработке новых продуктов и
технологий на основе достижений научно-технического
прогресса.