Национальная экономика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение сущности, понятия и структуры национальной экономики, а также выявление и изучение проблем структурной перестройки экономики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи: сущность и структуру национальной экономики, ее сбалансированность, необходимость структурной перестройки экономики, пути совершенствования для улучшения социально-экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)

Современная научно-техническая  революция породила глубокие качественные и количественные преобразования структуры  всего общественного производства, развив ряд созидательных тенденций. Отметим главные из них [3, с.25].

Первая тенденция: научно-техническая  революция вызвала к жизни  многие принципиально новые отрасли  производства. Эти отрасли отличаются большой наукоемкостью. Если на протяжении веков люди создавали продукты в  порядке подражания природе, то теперь они открыли такие классы веществ  и процессов, которым нет аналогов в естественном мире. На начальном  этапе научно-технической революции  возникли такие необычные виды производств, как атомная энергетика, полимерная химия, производство средств автоматизации  и вычислительной техники. На втором ее этапе стали создаваться качественно  новые поколения ЭВМ, роботокомплексы, полностью автоматизированные производства, композиционные материалы. Эти авангардные  виды производства серьезно преобразовали  структуру I и II подразделений и резко определили по темпам роста все традиционные отрасли хозяйства, изменив его структуру.

Вторая тенденция: научно-техническая  революция наиболее развивается  на «стыках» (границах) разных областей науки и техники, что привело  к созданию межотраслевых комплексов. Прежде всего современный научно-технический  переворот породил целые объединения  новейших отраслей, выпускающих самые  наукоемкие продукты и технологии. Примером тому служит ракетно-космический  комплекс, с которым согласованно взаимодействует огромное количество предприятий самых разных отраслей промышленности. Современный научно-технический  прогресс способствовал появлению  множества взаимозаменяемых и взаимодополняемых  продуктов, которые отличаются более  высоким качеством. Благодаря этому  расширилась и существенно изменилась и структура многих традиционных отраслей. Они преобразовались  в  мощные и сильно обновленные промышленные комплексы, где сочетаются взаимодополняются  и взаимопроникают старые и новейшие виды производства. К ним, в частности, относятся топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной комплексы. Наряду с выполнением  структурообразующей роли научно-техническая  революция оказывает также и  прямо противоположное воздействие  на отраслевую структуру производства и всю макроэкономику. Об этом свидетельствуют  две другие тенденции.

Третья тенденция: научно-техническая  революция привела к свертыванию  и упадку традиционных отраслей хозяйства, создающих изделия из натурального сырья. Такие виды производства зачастую не могут конкурировать с новейшими  видами отраслей. Своего рода «вымирание»  устаревших отраслей ведет к определенной несбалансированности производства и  обостряет социально-экономическую  обстановку.

Четвертая тенденция: научно-техническая  революция настолько расширяет  масштабы и интенсифицирует производство, что ускоренно разрушает экологическое  равновесие – подрывает нормальное взаимодействие человека и биосферы. Со всей очевидностью можно утверждать: современное научно-техническое развитие несет с собой не только прогресс, но и регресс – изменения к худшему. И если эти тенденции изменений макроэкономической структуры не будут эффективно регулироваться государством, они могут вызвать серьезные структурные диспропорции, нестабильность народного хозяйства и общества в целом.

          1.3. Сбалансированность национальной экономики Республики Беларусь

Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между  взаимосвязанными отраслями, между  объемами производимых продуктов и  потребностями в них. Основу сбалансированности составляет пропорциональность. Сбалансированность и пропорциональность в реальной действительности обычно неустойчивы  и постоянно нарушаются. Например, экономический рост изменяет пропорции, ведет к установлению новых и  требует новой сбалансированности. Поскольку полного соответствия между отраслями в реальной жизни  не бывает, существует постоянная необходимость  в поддержании сбалансированности. Это осуществляется  путем корректировки  пропорций между отдельными сферами  экономики, а также внутри них. В  материальном производстве для этого  нужно  обеспечить соответствие между  первым и вторым подразделениями, т.е. между производством средств  производства и предметов потребления. Если такое соответствие будет нарушено, то I подразделение не сможет обеспечить средствами производства оба подразделения, а II подразделение — предметами потребления занятых и дополнительно  привлекаемых работников обоих подразделений.

В национальной экономике  Республике Беларусь и других стран  СНГ преобладает производство средств  производства, характеризующееся высокой  капиталоемкостью, материалоемкостью  и энергоемкостью. Это является основной причиной повышенного спроса на инвестиции, сырье и материалы. Наша национальная экономика отличается также малым  удельным весом нематериального  производства [3, с.30].

На  проблему сбалансированность национальной экономики нашей республики влияет скудность топливных природных  ресурсов, сырья для некоторых  отраслей промышленности, собственной  металлургической базы. Поэтому в  республике ввоз сырья и комплектующих  преобладает над вывозом продукции, причем 2/3 ввоза составляют каменный уголь, нефть, черные металлы, зерно, газ. Вывозятся же в основном сложные  изделия обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственные продукты.

К этим проблемам сбалансированности национальной экономики нашей республики прибавились новые, связанные с  ломкой сложившихся пропорций в  связи со структурно-экономическим  кризисом и распадом СССР. Кроме  того, переход от административно-командной  системы к рыночной в значительной степени обусловил деформацию всего  воспроизводственного цикла, который  включает производство, распределение, обмен, потребление. Эти пропорции  устанавливались внутри единой страны, а сейчас для таких относительно не­больших республик, как Беларусь, они превратились во внешние, межгосударственные. Поэтому многие проблемы сбалансированности должны решаться на уровне и основе  межгосударственных договоров.

В период перехода к рынку  национальная экономика Беларуси характеризуется  всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей нарушили товарно-денежную сбалансированность, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс с другими  странами, прежде всего с Россией. Возник структурный кризис и появилась  необходимость структурной перестройки. Ее главная цель – преобразование структуры  национальной экономики  в соответствии со складывающимися  потребностями республики, тенденциями  и запросами мирового рынка.

 

 

 

 

 

          2. Проблемы структурной перестройки экономики Республики Беларусь

2.1. Необходимость структурной  перестройки экономики Республики  Беларусь

Республика Беларусь после  распада СССР стала самостоятельным  суверенным государством и получила в наследство достаточно развитую относительно других бывших республик экономику  с многоотраслевой структурой. Преимущественную роль в ней играли машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и  пищевая промышленность, животноводство, льноводство и картофелеводство. Продукция этих отраслей в больших  объемах вывозилась за пределы страны для удовлетворения общесоюзных  потребностей. Однако в условиях переходного к рыночным отношениям сложившиеся производственно-экономические связи были нарушены, экономический кризис привел к потере или значительному сокращению рынков сбыта белорусских товаров, потере дешевых источников топливно-энергетических сырьевых ресурсов. В связи с низким платежеспособным спросом населения и ухудшением финансового положения предприятий, такая экономика перестала быть востребованной как на внутреннем, так и на внешних рынках. И  тем самым появилась необходимость ее модернизации и структурной перестройки в соответствии с современными требованиями рыночной экономики и мировыми тенденциями.

В первые годы экономического кризиса структурные преобразования осуществлялись стихийно, преимущественно на основе косвенного регулирования с помощью монетаристских подходов – либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики, что не привело к ожидаемому результату. По мере выхода из кризисного состояния утвердилось мнение о необходимости использования инвестиционной составляющей как важнейшего рычага структурных преобразований и повышения роли государства в их осуществлении на основе разработки и реализации эффективном инновационно-инвестиционной политики, учитывающей особенности нашей страны и мировой опыт [5, с. 512].

В экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, как  унаследованных от бывшего СССР, так  и возникших вследствие экономического кризиса. Основными из них являются:

    • несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей производственных мощностей, значительных объемах нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолженностей;
    • высокие энергоемкость и материалоемкость производства, его зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;
    • высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;
    • недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

Системный подход к решению  проблемы структурной перестройки  и повышению на ее основе конкурентоспособности  продукции означает, что недостаточно принять некий «план мероприятий» по ее улучшению – в действующей системе экономических координат его реализация вряд ли сможет оказать длительное, устойчивое воздействие на структуру экономики и конкурентоспособность. Необходимо обновить не только технологии и парк действующего оборудования, но и воспроизводственную, отраслевую и технологическую структуры экономики, набор инструментов, стимулирующих работу предприятий. После развала традиционных хозяйственных связей борьба за предотвращение экономического коллапса в стране и необходимость проведения деятельности по социальной защите населения поставили государство как единственный институт, который был в состоянии обеспечить решение этих задач, в центр общественно-экономической системы Беларуси. Централизованное управление должно быть дополнено механизмами конкуренции и инновационной деятельности. Перед системой государственного регулирования возникают новые задачи: структурная модернизация экономики; полноценное включение механизмов рыночной конкуренции и механизма коммерциализации нововведений, что в совокупности обеспечит долгосрочный рост конкурентоспособности белорусской экономики.

При определении направлений  структурных преобразований необходимо исходить из принципов:

  • концентрации ресурсов на эффективном использован конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;
  • постепенной трансформации отношений собственного развития предпринимательства, либерализации всех видом экономической деятельности;
  • перехода на инновационный путь развития;
  • социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренной динамики сферы услуг;
  • приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, импортозамещающих не ресурсоемких отраслей и производство с высокой долей добавленной стоимости;
  • учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией и другими странами CНГ;
  • гармонизации развития крупного производства (создание национальные и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

 

  • обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;
  • комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;
  • экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;
  • рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств [5, с. 514].

В качестве критериев успешности реализации указанных структурных  преобразований следует использовать обеспечение национальной безопасности (продовольственной, энергетической, финансовой, экологической, оборонной), повышение  уровня эффективности и конкурентоспособности  экономики Беларуси.

Опыт государств, добившихся достаточно быстрого подъема экономики, свидетельствует о необходимости  применения стратегий структурных  преобразований: стратегии использования  местных природных ресурсов с  привлечением иностранных инвестиций и последующим направлением полученных доходов на развитие других отраслей; стратегии «преследования», ориентированной  на освоение конкурентоспособной продукции  экономически развитых стран, но с более  низкими ценами; стратегии «передовых рубежей», суть которой состоит в  разработке новых продуктов и  технологий на основе достижений научно-технического прогресса.

Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь