Национальная экономика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 13:04, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение сущности, понятия и структуры национальной экономики, а также выявление и изучение проблем структурной перестройки экономики Республики Беларусь.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть следующие задачи: сущность и структуру национальной экономики, ее сбалансированность, необходимость структурной перестройки экономики, пути совершенствования для улучшения социально-экономического развития.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 49.63 Кб (Скачать документ)

2.2.Методы регулирования экономики.

         Существует  несколько методов регулирования экономики.   Среди   них

государственное  регулирование  экономических  процессов  обусловлено   как

объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за  развитием социально-экономических процессов, так и положением государства в  качестве носителя   законодательной    и    административной    власти.    Приоритет государственной  власти  связан  с  особым  положением   и   специфическими функциями  государства,   позволяющими   оперативно   вмешиваться   в   ход экономического процесса. Следует иметь  в  виду  и  финансово-экономическую мощь  государства [9, с. 47].   Несмотря   на   разгосударствление   и   приватизацию, государство продолжает оставаться собственником подавляющей  части  средств производства и  имущества  страны,  а  это  дает  ему  экономическое  право вмешиваться в хозяйственные процессы. Оно реально влияет на  состояние  дел на рынке, формирование спроса  и  предложения,  перераспределение  доходов, решает глобальные  проблемы  развития  экономики,  обеспечивает  социальную защиту населения.

Решение названных задач  осуществляется посредством выполнения  государством определенных   функций:    правовой,    воспроизводственно-технологической, прогностической, регулирующей, обеспечения текущих потребностей населения.

    Правовая функция   государства  связана  с   законодательным  оформлением статуса субъекта производственных отношений, установлением  норм  и  правил хозяйствования,   формированием   организационной   структуры   управления; правовым оформлением отношений собственности, установлением правил создания и ликвидации предприятий и т.д.

    Воспроизводственно-технологическая  функция обусловливает нормальный  ход воспроизводственного  процесса.  Она  сводится  к  созданию   условий   для обеспечения  производства  необходимыми  ресурсами,  удовлетворению   людей нужными материальными  и  духовными  благами,  а  также  условиями  для  их образования, производственного обучения и жизни.  Государство  способствует ускорению научно-техническому процессу, заботится о включении хозяйственных звеньев экономики в мирохозяйственные связи и повышении  конкурентоспособности  их  товаров  на внешнем рынке.

       Прогностическая   функция    определяет    приоритетные    ориентиры экономического развития, которые вырабатываются на  основе  прогнозирования развития  экономики,  выявления   тенденций   и   направлений   структурной перестройки, формирования механизма рыночного  хозяйствования,  обеспечения занятости населения и регулирования безработицы. В ходе  реализации  данной функции  государство  выполняет  координирующую  роль,   что   предполагает налаживание  гибкой  системы  взаимодействия  центра  с  экономическими   и административно-хозяйственными структурами общества.

     Регулирующая  роль  государства  —  самая   обширная  и  разносторонняя функция. В ходе ее выполнения государство  использует  прямые  и  косвенные методы,   формирует   инфраструктуру,    поддерживает    сбалансированность общественного  производства,  для  чего  широко  привлекает  такие   методы воздействия, как финансово-кредитные, налоговые, ценовые, проводит активную экспортно-импортную политику.  Государство  берет  на  себя  и  организацию оборота ценных  бумаг,  обеспечивает  присвоение  дивидендов,  активизирует расширение сферы предпринимательской деятельности. Методы регулирования условно можно подразделить на прямые  и  косвенные. Прямые базируются на административных мерах воздействия.  Косвенные   могут носить административный, но чаще экономический характер.  Эффективность  их

использования  определяется   конкретной   исторической   и   хозяйственной

ситуацией, а также задачами, решаемыми на данном этапе  развития.  Если  же

говорить  о  конкретных  методах  государственного  регулирования  рыночной

экономики,  следует  назвать  антимонопольную  политику,   ценообразование,

налоговую систему, налоговую  инспекцию и систему государственных  заказов.

   2.3. Пути совершенствования структурной перестройки экономики Республики Беларусь

Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы подготовлены в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» [Приложение 1]. В Основных положениях даны оценка социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010 годах и анализ положения Республики Беларусь в мире, определены внешние и внутренние факторы экономического развития, цели, задачи, основные направления, приоритеты и ожидаемые результаты социально-экономического развития национальной экономики на 2011-2015 годы, направления и меры по их реализации, в том числе пути модернизации экономических институтов и системы государственного регулирования.

Республика Беларусь последовательно  реализует избранную модель социально  ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в  расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 %, а производительность труда на одного занятого в экономике - с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году. При этом на результаты выполнения данной программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово-экономического кризиса. В 2006-2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный).     В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5% продукции промышленности – 10,5%, инвестиций в основной капитал – 23,8%, реальной заработной платы – 12,1%.

Мировой финансово-экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2%, реальной заработной платы — 100,1%) и снижение промышленного производства (98% к уровню 2008 года). Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1% к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4% от ВВП. Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.

Беларусь существенно  продвинулась по пути создания инновационной  экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано  и реконструировано 255 действующих  предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей  продукции. В настоящее время  республика экспортирует бесшовные  горячекатаные трубы, железнодорожные  вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые  печи, автоматические стиральные машины. Ускоренными темпами осваивается  выпуск новой высококачественной продукции, что сказалось на увеличении экспорта промышленных товаров, которые в  настоящее время поставляются более  чем в 140 стран мира. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению  с 2005 годом в 3 раза.

Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006-2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ-3, Гродненской ТЭЦ-2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини-ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.

Все это позволило увеличить  долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива с 16,8%  в 2005 году до 20,5% в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5% от валового потребления топливно-энергетических ресурсов за пятилетие.

Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора  зерновых за 2001-2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30% с гектара.

Укрепляется национальная продовольственная  безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов  питания, а в общем объеме потребления  продовольствия импорт составляет менее 10%.

Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и  составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.

Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые  оказывают сдерживающее влияние  на динамичное социально–экономическое  развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости  выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности  продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается  объем привлечения в экономику  прямых иностранных инвестиций. Слабой остается восприимчивость предприятий  и организаций к инновациям. По-прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле.

Государственная политика в 2011-2015 годах будет направлена на решение указанных проблем и преодоление ограничений экономического роста, что позволит обеспечить устойчивые темпы социально–экономического развития страны и существенное повышение уровня благосостояния населения в среднесрочной перспективе. Уровень жизни будет расти динамичнее. Белорусский рубль сохранит стабильность. Новые и модернизированные предприятия обеспечат людям достойные рабочие места, а стране рост экспорта.

Главным результатом реализации программы социально-экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. В стране изменится технологическая и отраслевая структура экономики – она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств.

Инвестиционная политика будет нацелена на модернизацию более  трети существующих и создание около  одного миллиона новых рабочих мест. Гарантированные высокопроизводительные хорошо оплачиваемые рабочие места  позволят всем трудоспособным гражданам  раскрыться в профессиональном плане, с максимальной отдачей применить  свой опыт, квалификацию и способности, получать достойное вознаграждение за достойный труд. Все это повысит долю производств с высокой добавленной стоимостью, увеличит производительность труда.

В предстоящей пятилетке  предусматривается обеспечить увеличение ВВП на 62-68%, индекса промышленного производства – на 54-60%, продукции сельского хозяйства – на 39-45%, производства услуг – в 1,96-2 раза, инвестиций в основной капитал – в 1,9-1,97 раза. Достижение намеченных целевых ориентиров призвано увеличить объем ВВП на душу населения по паритету покупательной способности с 14,3 тыс. долларов США в 2010 году до 26-27 тыс. в 2015 году, производительность труда в расчете на одного занятого с 26,2 тыс. до 49-51 тыс. долларов США. Экономический уровень развития Беларуси к концу пятилетия будет сопоставимым со средней европейской страной.

 

 

 

 

Заключение

Республика Беларусь –  молодое независимое государство, получившее независимость в 1990 г. Это обеспечило белорусскому народу полные суверенные права на свою территорию в пределах национальных границ.

За годы независимого существования  Беларусь прошла сложный путь построения государственности, наполнения суверенитета реальным содержанием, перехода к рыночным отношениям в трудных условиях преодоления  системного социально-экономического кризиса, вызванного распадом СССР.

Таким образом, национальная экономическая система есть экономический  порядок, складывающийся в конкретной стране и отражающий принятую концепцию экономического развития. Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества. Результатом выполнения целей развития экономики становится устойчивый экономический рост, низкая инфляция и безработица, отсутствие социальной напряженности.

Главным результатом реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь станет рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе модернизации экономических отношений, инновационного развития, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. В стране изменится технологическая и отраслевая структура экономики – она станет более наукоемкой, основанной на значительно возросшей доле высокотехнологичных отраслей и производств, что станет возможным в результате создания национальной инновационной системы. В экономике произойдет переход к быстрому обновлению основных средств. Национальная социально ориентированная модель экономики в значительной мере обновится за счет широкого встраивания в нее институтов частной собственности и свободного от административных барьеров предпринимательства. Будут созданы все базовые условия для организации и развития «собственного дела». Все это позволит Республике Беларусь к 2015 году войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса, в том числе привлекательными и для зарубежных инвестиций.

Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь