Национальная экономика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:36, реферат

Описание

Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Торговля является одной из крупных отраслей экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
Розничная торговля 4–6
Общественное питание 7–12
Бытовое обслуживание населения 13–16
Жилищно-коммунальное хозяйство 17–18
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

реферат по национальной экономике.docx

— 43.71 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение                                                                                             3

  1. Розничная торговля                                                                           4–6
  2. Общественное питание                                                                       7–12
  3. Бытовое обслуживание населения                                                      13–16
  4. Жилищно-коммунальное хозяйство                                                    17–18

Заключение                                                                                              19

Список литературы                                                                                 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социально-потребительский  комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения  и включает :

  • торговлю
  • общественное питание
  • бытовое обслуживание населения
  • жилищно-коммунальное хозяйство   

Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования(предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг. На предыдущих этапах социально-экономического развития страны производство услуг в отраслях социально-потребительского комплекса осуществлялось преимущественно на платной основе, внедрялся хозяйственный расчет и другие экономические формы. Вот почему адаптация данного комплекса к рыночным условиям хозяйствования проходит относительно более успешно, чем социально-культурного комплекса.

Такие отрасли, как внутренняя торговля и общественное питание, бытовое  обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство производят примерно 15,0 % валового внутреннего продукта; еще  больше их доля в общей численности  занятых в экономике Беларуси — почти 19 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Розничная торговля Республики Беларусь.

Торговля представляет собой  обособившуюся на основе общественного  разделения труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Торговля является одной  из крупных отраслей экономики  Республики Беларусь. В 2009 г. общий объем  розничного товарооборота составил 54 736 млрд. рублей, на 2010 г. ,по предварительным данным- 69 732 млрд. рублей. По Могилевской области общий объем розничного товарооборота составил 5 236,5 млрд. рублей.

Управление государственной  торговлей осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительской  кооперации - Белорусский республиканский  союз потребительских обществ. Они  проводят в жизнь государственную  политику в сфере торговли и общественного  питания, осуществляют контроль за исполнением законодательства о торговле и рекламной деятельности. Торговые предприятия и организации действуют также в системе ряда других министерств и ведомств (Министерства обороны, Белорусской железной дороги и др.), местных исполнительных и распорядительных органов. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».

Торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую  и розничную торговлю. Именно розничная  торговля завершает процесс товарного  обращения, так как с ее помощью  товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.

За 2000—2009 гг. наблюдается  постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота.  Вместе с этим с 2004 года появилась тенденция к повышению доли розничного товарооборота торговых организаций в общем объеме товарооборота, если в 2004 число объектов розничной торговой сети насчитывало 32,8 тыс., то на конец 2009- 43,4 тыс. из которых 6,1тыс. приходится на Могилевскую область.

В 90-е гг. XX в. в условиях начала рыночных преобразований в экономике, роста стоимости жизни и цен  на потребительские товары, серьезные изменения происходили и в торговле: осуществлялась политика создания равных условий для государственных и частных структур, проводились приватизация и аренда торговых предприятий, обновлялся ассортимент товаров. В результате с 2000 г. наметилась тенденция к устойчивому развитию торговой сферы, что способствовало становлению в республике процесса многоукладной торговой системы. Постепенно в структуре розничного товарооборота повышается доля частного сектора и снижается доля государственного. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 %, а частной — 34,2 % (в основном потребительская кооперация), в 2009 г. — соответственно 14,5% и 81,9 % ,по предварительным данным  за  2010 г. доля государственной собственности составит 12,2%, а частной — 83,9%. За анализируемый период значительно сократилась потребительская кооперация (в 2000 г. — 13,9 %, в 2009 г.—9,8% , в 2010г. —9,2% ), которая обслуживает в основном сельских жителей; сформировалась иностранная собственность (к 2009 г. — 3,6 %).

Стабильно высокой остается доля продовольственных товаров  в общем объеме товарооборота. В 1990 г. она составила 44,9 %, в 1995 г.(кризисные  годы) значительно повысилась до 62,7 % , в настоящее время — 48,9 % (2009 г.).

Серьезные изменения характерны и для сети предприятий розничной  торговли, занимающей главенствующее положение в материально-технической  базе всей торговой системы. От ее состояния  и развития во многом зависят как  степень удовлетворения потребностей населения в товарах, так и  культура торгового обслуживания. Розничная  торговая сеть, с учетом особенностей торгового обслуживания населения, делится на стационарную, передвижную  и посылочную. Ведущая роль принадлежит  стационарной, к которой относятся  магазины и мелкорозничная сеть. Основная часть товаров реализуется через  магазины, которые имеют ряд преимуществ: в них концентрируется более  широкий ассортимент товаров; имеются  возможности предоставления дополнительных услуг, внедрения современной технологии и механизации торговых процессов, улучшения условий труда, повышения  культуры обслуживания населения. К  мелкорозничной торговой сети относятся  павильоны, палатки, ларьки, киоски, а  также торговые автоматы. Недостатками данного вида торговли являются узость ассортимента, отсутствие удобств для  покупателей при выборе товара, сложность  в создании надлежащих условий для  хранения товаров и быта — для  торгового персонала.

В условиях развития рыночных отношений число предприятий розничной торговли определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источников финансирования (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий розничной торговли). В городах гипермаркеты, которые дают новые стимулы развитию отрасли.

В перспективе развитие розничной торговли будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественной продукции, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли. Увеличению объемов продажи отечественных товаров и созданию конкурентной среды предприятий будет способствовать расширение фирменной торговли и совершенствование ее функционирования.

Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных пунктов, во многом определяется состоянием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005—2010 годы. Главной целью Программы является повышение качества обслуживания сельского населения путем создания условий для устойчивого экономического роста организаций потребкооперации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общественное питание Республики Беларусь

Одним из главных показателей  развития общественного питания  является удельный вес продукции  собственного производства в розничном  товарообороте, который на протяжении последних лет составляет более 80% и свидетельствует о востребованности услуг общественного питания.

 Сеть общественного  питания динамично развивается.  Ежегодно открывается  порядка  400-500 объектов. Общественное питание сегодня представлено 11968 объектами, в которых одновременно могут разместиться 741,4 тыс. посетителей. В республике работает 39% предприятий общественного питания государственной формы собственности и 61% - частной.

 По оценке Министерства  торговли социальную направленность  имеют 50% предприятий общественного  питания республики, в которых  на продукцию общественного питания  установлены предельно низкие  наценки, позволяющие обеспечить  доступность услуг питания для  всех категорий населения. 

Активная политика социальных преобразований в республике способствует дальнейшему развитию современных  предприятий. В 2010 году в городах  республики за счет реконструкции и  нового строительства открыто 536 объектов общественного питания на 17,6 тыс. мест.

 Министерством торговли  совместно с органами управления  торговлей, услугами первостепенное  внимание уделяется совершенствованию  питания социально значимых слоев  населения: учащейся молодежи, рабочих  и служащих.

 Питание учащейся молодежи  республике осуществляется в  соответствии с Рекомендациями  по организации питания детей  и учащейся молодежи в учреждениях  образования в 2010/2011 году, утвержденными  Министерством торговли и Министерством  образования 14 июня 2010 г.  При учреждениях  образования функционирует более  4,3 тыс. объектов общественного  питания или 36,3% всей сети.  К началу 2010/2011 учебного года при  учебных заведениях введено 15 объектов общественного питания  на 1878 мест (в т.ч. 6 при ВУЗах,  2 - СУЗах и  7 – школах), проведены  капитальные ремонты столовых  в 21 учебном заведении, косметический  ремонт - практически во всех общеобразовательных  школах. На проведение ремонтов  учреждениями образования затрачено  9,98 млрд. рублей. Приобретено 1714 единиц  торгово-технологического оборудования  на сумму 4,99 млрд. рублей, мебели  - 3,03 млрд. рублей.

 Организациями общественного  питания, включая потребительскую  кооперацию,   питание  организовано  в   44% школ, в которых обучается  около 60% всех школьников. В городах  республики создано 33 комбината   школьного и студенческого питания,  которые служат базовыми организациями  для обеспечения  столовых, буфетов  полуфабрикатами,  кулинарными, булочными   и мучными кондитерскими  изделиями  и другими товарами.  Для более  полного  удовлетворения спроса  учащихся и студентов в проведении  различных мероприятий, культурного  досуга  молодежи при учебных  заведениях  функционирует 58 кафе  и баров, 4 магазина и отдела  кулинарии. Практически во всех  учебных заведениях республики  организованы буфеты или предусмотрен  отпуск покупных товаров  с  линии раздачи, где можно дополнительно  приобрести соки, молочные продукты, фрукты, овощные салаты, булочно-кондитерские  изделия и другую кулинарную  продукцию. 

Питание обучающихся осуществляется за счет бюджетных средств и родительской оплаты. За счет бюджетных средств (полностью  или частично) питанием обеспечивается более 50% учащихся общеобразовательных  учреждений.  Питание учащихся и  студентов средних специальных  и высших учебных заведений осуществляется за наличный расчет.

 Оказываемое внимание  и поддержка на государственном  уровне организации питания учащейся  молодежи позволила обеспечить  доступность услуг общественного  питания в школьных, студенческих  столовых республики и обеспечить  охват питанием учащихся общеобразовательных  учебных заведений на уровне 77-95%, учащихся и студентов средних  специальных и высших учебных  заведений - от 40 до 75%.

Питание рабочих и служащих осуществляется в 1,4 тыс. столовых и  буфетах, что составляет   11,7% от количества всех объектов питания.  В республике 30% производственных организаций  осуществляет удешевление питания  за счет собственных средств. Для  обеспечения доступности услуг  по месту работы снижаются наценки  общественного питания на 5 - 30 % на продукцию собственного производства и торговые надбавки (ОАО «Брестмаш», РУП «Барановичский автоагрегатный завод», РПУП «Торгмаш», ОАО «Барановичский завод «Санэлектрозаготовок», ПРУП «Барановичский комбинат ЖКБ», РУПП СПОАО  «Спартак», УП «Беларусьнефть», РУП  «Гомельтранснефть «Дружба», ОАО  «Коминтерн», РУП «Гомельский станкостроительный завод им.С.М.Кирова», ОАО «Электроаппаратура», ЗАО КСИ, ОАО «Бабушкина крынка», РУПП «Ольса», РУП «Облгаз», ОАО «Бобруйский  комбинат хлебопродуктов» и другие).

Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь