Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:36, реферат
Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Торговля является одной из крупных отраслей экономики Республики Беларусь.
Введение 3
Розничная торговля 4–6
Общественное питание 7–12
Бытовое обслуживание населения 13–16
Жилищно-коммунальное хозяйство 17–18
Заключение 19
Список литературы 20
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает :
Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования(предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг. На предыдущих этапах социально-экономического развития страны производство услуг в отраслях социально-потребительского комплекса осуществлялось преимущественно на платной основе, внедрялся хозяйственный расчет и другие экономические формы. Вот почему адаптация данного комплекса к рыночным условиям хозяйствования проходит относительно более успешно, чем социально-культурного комплекса.
Такие отрасли, как внутренняя
торговля и общественное питание, бытовое
обслуживание населения и жилищно-
Торговля представляет собой
обособившуюся на основе общественного
разделения труда совокупность предприятий,
реализующих потребительские
Управление государственной торговлей осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительской кооперации - Белорусский республиканский союз потребительских обществ. Они проводят в жизнь государственную политику в сфере торговли и общественного питания, осуществляют контроль за исполнением законодательства о торговле и рекламной деятельности. Торговые предприятия и организации действуют также в системе ряда других министерств и ведомств (Министерства обороны, Белорусской железной дороги и др.), местных исполнительных и распорядительных органов. Деятельность торговли и общественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».
Торговля делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля осуществляет реализацию товарной продукции на внутреннем рынке страны. Она охватывает оптовую и розничную торговлю. Именно розничная торговля завершает процесс товарного обращения, так как с ее помощью товары, произведенные в других отраслях экономики, доводятся до потребителей.
За 2000—2009 гг. наблюдается постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Вместе с этим с 2004 года появилась тенденция к повышению доли розничного товарооборота торговых организаций в общем объеме товарооборота, если в 2004 число объектов розничной торговой сети насчитывало 32,8 тыс., то на конец 2009- 43,4 тыс. из которых 6,1тыс. приходится на Могилевскую область.
В 90-е гг. XX в. в условиях начала рыночных преобразований в экономике, роста стоимости жизни и цен на потребительские товары, серьезные изменения происходили и в торговле: осуществлялась политика создания равных условий для государственных и частных структур, проводились приватизация и аренда торговых предприятий, обновлялся ассортимент товаров. В результате с 2000 г. наметилась тенденция к устойчивому развитию торговой сферы, что способствовало становлению в республике процесса многоукладной торговой системы. Постепенно в структуре розничного товарооборота повышается доля частного сектора и снижается доля государственного. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 %, а частной — 34,2 % (в основном потребительская кооперация), в 2009 г. — соответственно 14,5% и 81,9 % ,по предварительным данным за 2010 г. доля государственной собственности составит 12,2%, а частной — 83,9%. За анализируемый период значительно сократилась потребительская кооперация (в 2000 г. — 13,9 %, в 2009 г.—9,8% , в 2010г. —9,2% ), которая обслуживает в основном сельских жителей; сформировалась иностранная собственность (к 2009 г. — 3,6 %).
Стабильно высокой остается доля продовольственных товаров в общем объеме товарооборота. В 1990 г. она составила 44,9 %, в 1995 г.(кризисные годы) значительно повысилась до 62,7 % , в настоящее время — 48,9 % (2009 г.).
Серьезные изменения характерны
и для сети предприятий розничной
торговли, занимающей главенствующее
положение в материально-
В условиях развития рыночных отношений число предприятий розничной торговли определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источников финансирования (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий розничной торговли). В городах гипермаркеты, которые дают новые стимулы развитию отрасли.
В перспективе развитие розничной торговли будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественной продукции, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли. Увеличению объемов продажи отечественных товаров и созданию конкурентной среды предприятий будет способствовать расширение фирменной торговли и совершенствование ее функционирования.
Торговое обслуживание сельского населения, особенно жителей малых населенных пунктов, во многом определяется состоянием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005—2010 годы. Главной целью Программы является повышение качества обслуживания сельского населения путем создания условий для устойчивого экономического роста организаций потребкооперации.
Одним из главных показателей развития общественного питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на протяжении последних лет составляет более 80% и свидетельствует о востребованности услуг общественного питания.
Сеть общественного
питания динамично развивается.
По оценке Министерства
торговли социальную
Активная политика социальных преобразований в республике способствует дальнейшему развитию современных предприятий. В 2010 году в городах республики за счет реконструкции и нового строительства открыто 536 объектов общественного питания на 17,6 тыс. мест.
Министерством торговли
совместно с органами
Питание учащейся молодежи
республике осуществляется в
соответствии с Рекомендациями
по организации питания детей
и учащейся молодежи в
Организациями общественного
питания, включая
Питание обучающихся осуществляется
за счет бюджетных средств и
Оказываемое внимание
и поддержка на
Питание рабочих и служащих
осуществляется в 1,4 тыс. столовых и
буфетах, что составляет 11,7% от
количества всех объектов питания.
В республике 30% производственных организаций
осуществляет удешевление питания
за счет собственных средств. Для
обеспечения доступности услуг
по месту работы снижаются наценки
общественного питания на 5 - 30 % на
продукцию собственного производства
и торговые надбавки (ОАО «Брестмаш»,
РУП «Барановичский автоагрегатный
завод», РПУП «Торгмаш», ОАО «Барановичский
завод «Санэлектрозаготовок», ПРУП
«Барановичский комбинат ЖКБ», РУПП СПОАО
«Спартак», УП «Беларусьнефть», РУП
«Гомельтранснефть «Дружба», ОАО
«Коминтерн», РУП «Гомельский
Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь