Национальная экономика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:36, реферат

Описание

Торговля представляет собой обособившуюся на основе общественного разделения труда совокупность предприятий, реализующих потребительские товары путем купли-продажи. Торговля является одной из крупных отраслей экономики Республики Беларусь.

Содержание

Введение 3
Розничная торговля 4–6
Общественное питание 7–12
Бытовое обслуживание населения 13–16
Жилищно-коммунальное хозяйство 17–18
Заключение 19
Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

реферат по национальной экономике.docx

— 43.71 Кб (Скачать документ)

 Находит внедрение  кредитная система расчетов за  обеды, продовольственные товары, что позволяет увеличить охват  питанием до 70-80% (УП «Белкоммунмаш», ЗАО «Атлант», ТПРДУП «МТЗТОРГСЕРВИС»,  «Могилевхлебопродукт», УП «Минский  моторный завод», ОАО «Полимер»  г.Витебск, ОАО «Лакокраска» г.Гродно  и другие).  Для ускорения обслуживания  применяется талонная система,  устанавливаются платежные терминалы,  продолжается работа по внедрению  электронных карточек для расчетов  за обеды. Например, только в  Могилевской области платежные  терминалы установлены уже в  26 объектах общественного питания  производственных организаций. 

 В результате проводимой  работы охват питанием работающих  в производственных организациях  составляет в среднем до 60%, а  в ряде предприятий – и до 80-90% (ОАО «Свiтанак» г.Жодино, КПУП  «Брестводоканал», ОАО «Белшина»  г. Бобруйск, ОАО «Гомельский жировой  комбинат», ОАО «Гродно Азот»).

Положительную тенденцию  имеет развитие общедоступных объектов общественного питания, сеть которых  на 1 января 2011 г. составляет 6247 единиц на 262,8 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской  национальной кухни. Это рестораны  «Камяніца», «Талака», «Гасцiнный маёнтак» в г.Минске, кафе «Карчма Будзьма», ресторан «Старое время» в г.Гомеле, ресторан «Печерское предместье» в  г.Могилеве и др. Наряду с белорусской  национальной кухней, развивается сеть предприятий с  национальными кухнями народов мира. Например, только в г. Минске представлено более 30 кухонь народов мира. Сегодня 67% общедоступных объектов - это рестораны, кафе, бары. Наблюдается тенденция открытия наиболее демократичных объектов  питания (закусочных, кафетериев, баров) при сокращении сети ресторанов (сеть ресторанов сократилась на 4% и число мест в данной категории объектов на 13%). В республике появились новые типы предприятий питания - рестораны быстрого обслуживания, в том числе и с белорусской национальной кухней, кофейни и др. Наряду с ресторанами «Макдональдс» действуют такие сетевые предприятия, как «Sun Café», «Эль Помидоро», «Патио Пицца», «Дабл кофе», «Темпо». Развивается сеть специализированных объектов общественного питания, предназначенных для реализации пива отечественного производства. В 2010 г.  таких объектов открыто 49  на 2381 место. Это ресторан «История пива» в г.Минске, кафе «Чисто пивной ресторанчик» и ресторан «Жигули» в г.Гомеле, кафе «Хаус паб» в г.Бобруйске, закусочная «Пивной дворик» в г.Малорита, рестораны «Лямус» в г.Витебске и «York Pub» в г.Мозыре  и др.

 Актуальным является  развитие сети предприятий быстрого  обслуживания, позволяющих при относительно  небольших  материальных затратах  решить проблему предоставления  услуг питания с минимальными  затратами времени на  получение  и прием пищи, особенно в местах  миграционных потоков населения.  В городах республики насчитывается  около 2,4 тыс. объектов быстрого  обслуживания.  Именно эта сфера  услуг питания в условиях экономического  кризиса менее всего ощутила  негативные его последствия, число  посетителей здесь практически  не изменилось.                

 Правительством республики  утверждена система государственных  социальных стандартов по обслуживанию  населения республики, в которой  предусмотрен норматив обеспеченности  населения местами в общедоступных  объектах общественного питания  по республике не менее 22 на 1000 человек. Постановлением Совета  Министров Республики Беларусь  от 23 февраля 2011 г № 227 норматив  социального стандарта в отрасли  общественного питания  увеличен  до 40 мест и установлено, что  выполнение норматива обеспечивается  до конца 2015 г. В настоящее  время он составляет 27,7 мест на 1000 человек (2004 г.-18,6 мест , 2005 г. - 19,1 , 2006 г. - 19,9 , 2007 г. – 21,4, 2008 г. –  23,5,  2009 г. – 25,1).

 В целях приближения  услуг  питания к потребителю   продолжается работа по интеграции  объектов торговли и общественного  питания за счет открытия в  универсамах, торговых центрах,  гипер- и супермаркетах кафе, ресторанов, баров, кафетериев, цехов по производству  кулинарных и кондитерских изделий.  Сегодня при объектах розничной  торговли работает более 600заготовочсных  цехов (кулинарных, и кондитерских  и др.), продукция которых  пользуется  повышенным спросом у населения.  По состоянию на 1 января 2011 г.  по данным Белстата в республике  функционируют 441 объект общественного  питания придорожного сервиса. 

 В настоящее время  реализуется Программа «Дороги  Беларуси на 2006-2015 г.г.», которой  установлены задания по вводу  объектов придорожного сервиса.  По итогам работы за 2006-2010 г.г.  в республике введено 240 объектов  общественного питания  придорожного  сервиса при задании 196. В 2010 году открыто 47 таких объектов.  Вместе с тем, развитие объектов  придорожного сервиса в значительной  мере осложняется низкой рентабельностью  этого бизнеса.  Срок окупаемости  инвестиций в объекты придорожного  сервиса значительно выше сроков  окупаемости аналогичных объектов, расположенных в населенных  пунктах. Зарубежный опыт организации придорожного сервиса показывает, что обеспечение высокого качества обслуживания и широкого спектра услуг достигается  за счет  создания крупных комплексов на базе АЗС и возникающей в этих условиях конкуренции. К концу 2015 г. планируется открыть более 40 объектов общественного питания придорожного сервиса.

Для обеспечения лабораторного  контроля качества выпускаемой продукции  в городах республики функционирует 86 технологических пищевых лабораторий, из них 21 аттестована Министерством  торговли.  Одним из условий стимулирования  развития рынка услуг питания  является  создание конкурентной среды  в данной сфере деятельности, либерализация  условий осуществления ресторанного бизнеса.

 В этой связи в  2009-2011 гг.  Министерством торговли  совместно с заинтересованными  принято ряд нормативных правовых  актов, позволяющих существенного  упростить хозяйственную деятельность  торговых объектов: предоставлено  право параллельного проектирования  и строительства объектов, сняты  ограничения по закупу товаров  за наличный расчет и использованию  наличных денег из выручки,  расширены критерии применения  упрощенной системы налогообложения,  упрощены санитарно-гигиенические  требования к объектах  общественного  питания и порядок заключения  договоров аренды, отменено присвоение  наценочных категорий, сокращено  количество   обязательных к  применению первичных учетных  документов и другие.

Одним из основных условий  стимулирования развития ресторанного бизнеса является дальнейшая либерализация  ценообразования.

 С 1 марта т.г. Указом  Президента Республики Беларусь  от 25 марта 2011 г. № 72 «О некоторых  вопросах регулирования  цен  (тарифов) в Республике Беларусь»  предоставлено право свободного  формирования цен во всех объектах  общественного питания, за исключением  объектов при учреждениях образования,  отменена необходимость составления  экономического обоснования применяемого  уровня цен. 

В 2011-2015 г.г. развитие сети объектов общественного питания будет  осуществляться по следующим основным направлениям: открытие специализированных пивных объектов; объектов, основанных на традициях белорусской национальной кухни, отражающих колорит и самобытность белорусской культуры; создание специализированных объектов, в том числе детских  кафе, кофеен, блинных и других, ориентированных  на организацию обслуживания молодежи, посетителей с детьми; развитие сети общественного питания в зонах комплексного торгового обслуживания в форме фуд-кортов объектов питания  различных концепций, не дублирующих  одна другую, и др.

За этот период планируется  увеличить действующую сеть объектов общественного питания на 767 единиц или на 25,5 тыс. мест. До конца 2015 года обеспеченность местами общедоступных  объектов общественного питания  на 1000 жителей составит  40 мест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бытовое обслуживание

Бытовое обслуживание населения  представляет собой сферу деятельности по оказанию услуг по ремонту и  изготовлению изделий по индивидуальным заказам, других услуг, связанных с  удовлетворением личностных потребностей человека.

Уровень развития бытового обслуживания населения, на долю которого приходится свыше 12 процентов от общего объема платных услуг, во многом определяет возможности эффективного использования  населением материальных и трудовых ресурсов, сокращения времени, затрачиваемого на потребление бытовых услуг. В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь (ОКРБ 015 - 2003) "Услуги населению" к бытовым услугам отнесено более 900 разновидностей услуг, оказываемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Общий объем бытовых услуг  в расчете на душу населения составил в 2009 г. – 205, 4 тыс. руб. , для сравнения в 2004 г. – 60,8 тыс. руб. В процентном выражении 14% и 11,5% соответственно.

Для реализации государственной  политики в сфере бытового обслуживания населения в 2000 году Советом Министров  Республики Беларусь (распоряжение Президента Республики Беларусь от 31 января 2000 года № 33рп, Постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 28 апреля 2000 года № 609) на базе Белорусского республиканского союза предприятий бытового обслуживания населения, являвшегося добровольным объединением предприятий, объединений, организаций, ассоциаций, кооперативов было создано Белорусское государственное  объединение организаций бытового обслуживания населения (Государственное  объединение «Белбыт»). Необходимость  и значимость функционирования объединения, как органа государственного управления, были закреплены Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2001 года № 205, наделившим объединение полномочиями республиканского органа государственного управления по реализации государственной политики в сфере бытового обслуживания населения, включая регулирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в данной отрасли.

В настоящее время Министерство торговли Республики Беларусь, объединение, управление торговли и бытовых услуг  Брестского областного исполнительного  комитета, государственное учреждение "Управление бытового обслуживания населения" Витебской области, государственное  учреждение "Управление бытового обслуживания Гомельской области", государственное учреждение по бытовому обслуживанию населения "Гроднооблбыт", государственное учреждение "Управление бытового обслуживания населения  Минской области", государственное учреждение бытового обслуживания населения "Могилевоблбыт" и управление бытового обслуживания населения Минского городского исполнительного комитета составляют единую систему управления сферой бытового обслуживания населения.

В бытовом обслуживании выделяют девять основных отраслевых групп услуг: химическая чистка и крашение, услуги прачечных; ремонт и строительство  жилья; ремонт, окраска и пошив  обуви; ремонт и пошив швейных, меховых  и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи; ремонт, пошив и вязание трикотажных  изделий; услуги парикмахерских, бань и душевых, услуги организаций по прокату, ритуальные и обрядовые  услуги; услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий, прочие услуги производственного характера; ремонт и техническое обслуживание бытовой теле- и радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых  приборов, ремонт и изготовление металлоизделий; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования; изготовление и ремонт мебели.

Бытовое обслуживание населения  относится к сфере социально  значимого производства, ориентированного на внутренний рынок республики и  запросы конкретного гражданина. 

    Главной задачей развития сферы бытового обслуживания  является обеспечение населения вне зависимости от места проживания высококачественными услугами мирового уровня по доступным ценам.

В Республике Беларусь бытовое  обслуживание населения развивается  динамичными темпами в соответствии с потребительским спросом, ростом требований к качеству услуг и  культуре обслуживания. Подтверждением данного факта является рост доли бытовых услуг в объеме платных  услуг: в 2006 году – 12,3 процента; в 2007 году – 13,1 процента; в 2008 году – 13,3 процента, в 2009 году - 14,0 процентов, по итогам 2010 года – 13,9 процента. Темп роста бытовых  услуг в 2006 году составил 121,2 процента; в 2007 году – 121,9 процента; в 2008 году – 125,8 процента; в 2009 году – 116,4 процента, в 2010 году – 121,7 процента. Объем бытовых  услуг на душу населения в 2006 –2010 годах увеличился в 3,1 раза к уровню 2005 года (в фактически действующих  ценах).

За январь – июнь 2011 г. объем бытовых услуг, оказанных  организациями бытового обслуживания, входящими в состав Государственного объединения «Белбыт», составил 86.6 млрд. руб., темп роста к январю –  июню 2010 г. в сопоставимых ценах составил 105,6%. Сельскому населению оказано  бытовых услуг на сумму 23 млрд. руб. при темпе их роста 110,5%. Темп роста бытовых услуг через все каналы реализации за январь – май 2011 года составил 119,6% (прогноз – 114%).

Наибольшее развитие в 2006 – 2010 годах получили такие виды бытовых  услуг как техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин  и оборудования (рост в сопоставимых ценах в 5,9 раза по сравнению с 2005 годом), химическая чистка и крашение (3,2 раза), ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлических изделий (в 2,6 раза), услуги парикмахерских (2,6 раза).

Информация о работе Национальная экономика Республики Беларусь