Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:24, реферат
Введение
На рубеже 80-90 годов Россия вступила на путь перехода к рыночной экономике. Важной сферой этих преобразований являются международные валютно-кредитные и финансовые отношения. В ходе международного экономического обмена РФ все больше сталкивается с проблемами адаптации к изменениям в сфере международной торговли и макроэкономической ситуации у себя в стране.
Введение
1. Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации
1.1 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
1.2 Политика Центрального Банка на валютном рынке
2. Регулирование валютной политики
2.1 Задачи валютного регулирования
2.2 Роль банковской системы в валютном регулировании
2.3 Основные направления трансформации методов валютного регулирования в РФ
Заключение
Используемая литература
Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашения «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации.
В России в соответствии с новым Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты и нерезиденты имеют право покупать и продавать валюту на внутреннем валютном рынке России только через уполномоченные банки. Сделки купли-продажи валюты могут осуществляться непосредственно между уполномоченными банками, а также через валютные биржи.
Одной из важнейших задач валютного контроля является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свести на нет усилия по укреплению рубля. Ежегодная утечка капитала из России составляет 20-25 млрд. долл. Причем, в отличие от зарубежных стран, она характеризуется своеобразием мотивов оттока, по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям.
Бегство капитала происходит в следующих формах:
- по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту продукции уходит за рубеж примерно 18-19 млрд. долл.
- наличие в стране организованной сети недобросовестных хозяйствующих субъектов, использующих «серые» схемы перевода валютных средств за границу, которые формально прикрываются внешнеторговыми контрактами. Основной причиной данного явления следует признать свободный доступ любого хозяйствующего субъекта на внешний рынок. В схемах утечки капитала ключевую роль играют «фирмы-однодневки», которые оформляют фиктивные импортные контракты, покупают под них валюту на валютной бирже и переводят ее за границу, преимущественно с территории оффшорных зон. Контроль за деятельностью таких фирм чрезвычайно сложен в связи с коротким сроком их «работы» и огромным количеством. В настоящее время, по данным ВЭК России, число участников внешнеэкономической деятельности достигло 670 тыс.
Для противодействия утечке капитала за границу внесены предложения по внесению изменений и дополнений в ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Они предполагают:
- введение лицензирования отдельных видов внешнеторговой деятельности, государственную регистрацию и экспертизу внешнеторговых контрактов, сокращение числа посреднических организаций во внешней торговле (целью в данном случае является борьба с «фирмами-однодневками»);
- четкое законодательное определение понятий и терминов,
- связанных с экспортом и импортом работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности;
- установление обязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающим предоставление и получение услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Банк России в рамках своей компетенции принял ряд жестких мер валютного регулирования и валютного контроля:
- Разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банков за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим особого внимания (обладающим признаками подозрительности). Повышена ответственность кредитных организаций и их клиентов за неисполнение требований валютного законодательства.
- Введено требование обязательного открытия юридическими лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т.е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовых платежей. Это позволило снизить влияние недобросовестного бизнеса во внешней торговле на состояние внутреннего валютного рынка. Однако данное ограничение действовало не более двух недель, так как были затронуты и интересы добросовестных импортеров. С учетом этого Банк России в оперативном порядке выпустил нормативный документ, освобождающий импортеров от необходимости депонирования рублевых средств при покупке валюты в случае использования ими общепринятых в международной внешнеторговой практике инструментов обеспечения (открытие безотзывных аккредитивов, заключение договоров страхования риска невозврата переведенной по импортным контрактам иностранной валюты, получение гарантий первоклассных иностранных банков, а также векселей, выданных нерезидентами и авалированных иностранными банками).
- установлен порядок контроля за обязательной продажей экспортной валютной выручки, являющейся залогом погашения экспортерами валютных кредитов (займов), фактически полученных и зачисленных на счета в уполномоченных банках. Принятые Банком России меры по валютному регулированию и валютному контролю во многом носят вынужденный характер и являются адекватной реакцией на конкретные условия развития российской экономики, что выражается в высоком уровне криминализации экономики и, в частности, в уходе от налогообложения, конверсии неучтенных доходов в валюту с целью ее последующего перевода за границу.
Вместе с тем, принципиальная позиция Банка России заключается в том, что эти меры, как ограниченные во времени, будут действовать до тех пор, пока не возникнут необходимые законодательные решения и макроэкономическая ситуация не изменится в лучшую сторону.
Стратегия совершенствования валютного регулирования и валютного контроля находится в центре внимания ведущих российских экономистов и работников Банка России. Ее разработка предусматривает постановку задач и определение мероприятий для их реализации. Стратегическими задачами валютного регулирования и валютного контроля на современном этапе являются:
- усиление валютного контроля за объемом продажи валютной выручки (без ущемления интересов экспортеров, связанных с технологической модернизацией и производством экспортной продукции);
- регулирование импортных тарифов для защиты внутренних товарных рынков и поддержания жесткой конкурентной среды, стимулирующей снижение издержек производства;
- введение таких правил торговли на валютном и финансовом рынках, которые повысят возможности их регулирования, обеспечат прозрачность операций и их предсказуемость;
- регулирование движения капиталов, препятствующее их оттоку из страны;
- обеспечение притока иностранных прямых и портфельных инвестиций;
- привлечение валютных накоплений населения в инвестиции для подъема производства;
- разработка долгосрочной стратегии управления внешним долгом, рациональной политики воздействия на курс рубля;
- восстановление рынка акций компаний и государственных облигаций для уменьшения давления на валютный рынок;
- возрождение рынков срочных контрактов в целях управления валютными рисками.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Задачи валютного регулирования
Процессы, протекающие в валютной сфере, имеют принципиальное значение для экономического развития РФ. Валютное регулирование, в традиционном определении, представляет собой совокупность всех мероприятий, проводимых государством и Центральным Банком в сфере валютного и денежного обращения, с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной валюты. Это также совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Деятельность ЦБ РФ во многом определяет динамику денежных агрегатов, уровень процентных ставок на финансовом рынке, темп роста активов банковской системы. Таким образом, она влияет на динамику инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет заемных средств, а также потребительского кредитования, которое во всех промыщленно развитых станах выступает в качестве важнейшего фактора экономического роста.
Объем валютных интервенций денежных властей на внутреннем рынке России, обусловленный курсовыми ориентирами национальной денежной единицы, во многом определяет механизм эмиссии денежных средств ЦБ РФ. Одной из важнейших предпосылок кризиса 1998 года была проводимая ЦБ РФ в тот период так называемая политика "валютного якоря", при осуществлении которой стабильность рубля поддерживалась посредством политики фиксированного валютного курса. В результате имело место сближение внешних и внутренних цен на товары в стране. Следовательно, экспорт становился неэффективным, состояние платежного баланса делалось крайне неустойчивым на фоне категорического нежелания денежных властей девальвировать рубль. После кризиса девальвация наряду с благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоресурсов, инициированным процессом импортозамещения и ростом объема инвестиций в основной капитал стала принципиальным фактором экономического подъема. Соответственно, денежные власти, на первом этапе, реализуя меры валютной и денежно-кредитной политики, (до того момента пока величина золотовалютного резерва (ЗВР) не стала отвечать базовым критериям достаточности) преследовали три главные задачи:
- Накопление международных резервов для обеспечения возможности сглаживания резких колебаний обменного курса, как случайных, так и вызванных макроэкономическими изменениями.
- Ограничение темпа роста реального обменного курса рубля к доллару США и реального эффективного курса, так как высокий объем спроса на мировом рынке на экспортируемые из РФ энергоресурсы, металлы, минеральные удобрения и т.д. обусловлен в первую очередь валютной составляющей конкурентоспособности.
- Сдерживание темпов инфляции, то есть реализация соответствующих мер для стерилизации избыточной рублевой ликвидности, возникающей в результате стабильно высокого спроса на валютные активы со стороны денежных властей.
Для реализации первой задачи органы денежного регулирования с сентября 1998 года ввели норматив обязательной продажи валютной выручки. Сначала норматив составлял 50%, потом 75%, с июля 2001 года -снова 50%. С конца августа 2002 года была разрешена продажа валютной выручки не только на бирже и уполномоченным банкам, но и на межбанковском рынке. В июне 2003 года введен "плавающий" 25%-ный норматив (что, кстати, практически не сказалось на объеме предложения валюты ввиду благоприятных условий внешней торговли и растущего экспорта). Также с 1 января 2004 года вступили в силу поправки в валютном и таможенном законодательстве, упраздняющие норматив "открытой валютной позиции" и необходимость предоставления паспорта сделки клиентом банка при осуществлении импортного .платежа с помощью банка. С 1 января 2007 года планируется упразднение всяких ограничений, за исключением обязательной репатриации экспортной выручки.
Можно констатировать тот факт, что на современном этапе объем международных резервов отвечает трем основным критериям достаточности, положенным в основу методики стресс- тестирования: покрытие шестимесячного импорта, возможность отвечать по внешним краткосрочным обязательствам правительства, обеспеченность национальной валюты ЗВР (соотношение ЗВР и денежной базы в широком определении).
По результатам анализа статистических данных можно сделать вывод о том, что величина ЗВР на данном этапе достаточна для обслуживания внешних краткосрочных государственных обязательств. Также можно отметить, что национальная денежная единица обеспечена валютным и золотым эквивалентом (достаточным объемом абсолютной международной ликвидности). В настоящее время величина' монетарного курса рубля составляет примерно 1,45 (что в международной практике является довольно высоким уровнем). Покрытие же текущего импорта составляет более 6 месяцев.
Таким образом, величина ЗВР отвечает комплексному критерию достаточности. На современном этапе РФ занимает 7-е место в мире по объему международных резервов после Японии, Китая, Тайваня, Южной Кореи, Индии и Гонконга.
Балансирование межу реализацией второй и третьей задач фактически составляет суть так называемой «дилеммы валютной политики». В рамках этого курса денежные власти РФ корректируют темп роста реального обменного курса национальной валюты, воздействуя через валютные интервенции на внутреннем валютном рынке на его составляющие -номинальный обменный курс и темп инфляции внутри страны. Помимо валютной составляющей конкурентоспособности российских товаров на мировом рынке, дополнительным аргументом в пользу ограничения роста реального обменного курса рубля является процесс импортозамещения, ставший значительным фактором экономического роста. Дело в том, что именно девальвация рубля обусловила подъем отраслей промышленности, ориентированных на внутренний рынок (пищевая промышленность, автомобилестроение, промышленность строительных материалов и другие).
Третья задача - контроль над индексом потребительских цен. Известно, что факторы инфляции можно в широком определении разделить на монетарные и немонетарные. Первые - "чикагские" - полностью определяются темпом роста количества денег в обращении, вторые -динамикой тарифов естественных монополий, а именно - тарифами на электроэнергию, оптовой ценой на природный газ, тарифами на грузовые железнодорожные перевозки. Предельный рост этих величин на следующий год ограничивается законодательно, однако, практически всегда имеет место расхождение декларированного и фактического темпа. Так же и темп роста цен на определенную продукцию, рынок которой формально считается конкурентным, зачастую в два раза превышает темп инфляции (внутренние цены на бензин за 2004 год выросли на 31,8%, при том, что индекс потребительских цен в тот же период увеличился только на 11,7%) .