Национальная валютная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:24, реферат

Описание

Введение

На рубеже 80-90 годов Россия вступила на путь перехода к рыночной экономике. Важной сферой этих преобразований являются международные валютно-кредитные и финансовые отношения. В ходе международного экономического обмена РФ все больше сталкивается с проблемами адаптации к изменениям в сфере международной торговли и макроэкономической ситуации у себя в стране.

Содержание

Введение
1. Валютная политика Центрального Банка Российской Федерации
1.1 Роль и задачи валютной политики ЦБ РФ
1.2 Политика Центрального Банка на валютном рынке
2. Регулирование валютной политики
2.1 Задачи валютного регулирования
2.2 Роль банковской системы в валютном регулировании
2.3 Основные направления трансформации методов валютного регулирования в РФ
Заключение
Используемая литература

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

В условиях благоприятной внешнеторговой конъюнктуры на российский национальный валютный рынок поступает и, по всей вероятности, будет поступать значительный приток иностранной валюты. Отметим, что в нашей стране эмиссия денежных средств носит ярко выраженный валютный характер. ЦБ РФ эмитирует рублевые средства для финансирования собственных валютных интервенций. В настоящее время улучшалось качество финансовой системы - устойчиво сокращалась доля наличных денег (МО) в структуре совокупного денежного предложения, росли величины денежных мультипликаторов по узкой и широкой денежной базе, увеличивался коэффициент монетизации экономики, снижалась скорость обращения денег. В указанный период росли также такие относительные показатели, как доля банковских активов в ВВП, доля депозитов (кредитов) физических лиц в ВВП и др.

Напомним, что коэффициент монетизации представляет собой отношение М2 к ВВП и отражает наполненность экономики деньгами для обслуживания сделок. Однако, на наш взгляд, принципиальным моментом является структура денежного агрегата М2, значительная доля которого должна приходиться на безналичную составляющую (кредиты), что позволит ограничивать инфляцию, а также в большей степени стимулировать конечный спрос.

Очевидно, что в данном контексте самым доступным способом обуздания инфляции являются монетарные методы. На практике это выражается, с одной стороны, в ограничении интервенций ЦБ на валютном рынке (однако, по описанным выше причинам полностью или надолго отказаться от них денежные власти не могут), с другой стороны - в более интенсивной стерилизации рублевой ликвидности. В РФ применяются две основные методики стерилизации рублевой ликвидности - посредством рыночных мер и с помощью бюджетной схемы. К первой группе относятся: депозитные операции, продажа государственных облигаций из собственного портфеля, операции биржевого модифицированного репо. Бюджетная схема предполагает, прежде всего, отчисления в стабилизационный фонд, формирующиеся на основе экспортных пошлин на нефть, а также налога на добычу полезных ископаемых. Наиболее важная роль отводится второй схеме, так как государственные долговые обязательства характеризуются низкой доходностью, и ставки по депозитам так же складываются на достаточно низком уровне. Существенной причиной для выбора бюджетной схемы послужило также и то, что в условиях кризиса ликвидности кредитные организации не были склонны расставаться с денежными ресурсами.

2.2 Роль банковской системы в валютном регулировании

Валютная политика тесно связана с процессами, протекающими внутри банковской системы. Представляется возможным выделить как минимум четыре основных фактора, которые определяют развитие банковского сектора в стране.

1.     Динамика широкой денежной базы представляет собой совокупное денежное предложение со стороны денежных властей (база денежного мультипликатора);

2.     Уровень доверия к банковскому сектору со стороны населения и нефинансового сектора, их ожидания относительно перспектив развития бизнеса, оценка ими вероятности возникновения кризиса ликвидности, резких колебаний процентных ставок (в том числе на рынке межбанковского кредитования (МБК)).

3.       Качественные и количественные характеристики экономического роста, в том числе: изменение предельной склонности к потреблению, темп роста реальных располагаемых и номинальных доходов, значение показателей уровня жизни в стране и т.д.

4.       Существующая система банковского регулирования и надзора: нормы резервных требований по активно-пассивным операциям, правила риск-менеджмента, специальные законодательные нормы.

Наибольший интерес представляют первые два фактора валютной политики, реализуемой денежными властями, однако, переходя к их анализу, следует охарактеризовать основные черты развития банковской системы в целом, сложившиеся в последние годы.

В течение последних нескольких лет наблюдался устойчивый рост основных показателей активной и пассивной частей балансов российских банков одновременно со структурными изменениями системы в целом.

В кредитном портфеле банковского сектора наиболее высокий темп роста демонстрируют кредиты физическим лицам, при этом устойчиво растет их доля в структуре портфеля вследствие увеличения конечного потребительского спроса (в том числе на товары длительного пользования).

В этом контексте следует рассмотреть специфику реализации ЦБ РФ четырех основных инструментов денежно-кредитной политики (ДКП): учетной и валютной политики, операций на открытом рынке, политики резервных требований. Отметим, что в РФ применение такого инструмента ДКП как учетная ставка, зачастую малоэффективно, так как существующий ее уровень (13%) слишком высок, чтобы банки могли эффективно осуществлять рефинансирование. Соответственно, главным инструментом поддержания ликвидности является рынок МБК, где уровень ставок на срок до 7 дней составляет в среднем 1,5% годовых. Вместе с тем уровень ставок на данном рынке достаточно волатилен, так как наиболее чутко реагирует на динамику денежных агрегатов, что в свою очередь определяется объемом притока иностранной валюты на внутренний валютный рынок и курсовым ориентиром денежных властей.

Фактически, в российском контексте, валютная политика это важнейшая составляющая денежно-кредитной политики, так как именно курсовой ориентир ЦБ определяет интенсивность валютных интервенций, осуществляемых денежными властями. Принимая во внимание превращенную форму «сштепсу board», которая, по сути, существует в РФ , можно сказать, что именно данный инструмент определяет темп роста основных денежных агрегатов, и, соответственно, уровень обеспеченности экономики деньгами.

В случае операций на открытом рынке речь идет о рефинансировании под залог государственных долговых обязательств, крупнейшим держателем портфеля которых является Сбербанк, а также ряд других банков со значительным государственным участием в капитале. Соответственно, Сбербанк приобретает функцию квази-центрального банка, а рефинансирование мелких и средних организаций осуществляется в конечном счете через рынок МБК. Если говорить об операциях обратного модифицированного репо, проводимых с целью связывания ликвидности, то они также малоэффективны из-за низких ставок, предлагаемых ЦБ.

В РФ существует три основных схемы рефинансирования банковского института: прямой краткосрочный кредит, специальный стабилизационный кредит, а также операции репо. Прямой кредит является, по существу самым дорогим способом рефинансирования, так как предоставляется непосредственно по ставке рефинансирования, и банки к нему практически не прибегают. Стабилизационный кредит ЦБ - это крайняя мера (антикризисная), которая применяется в кризисных ситуациях и требует специального законодательного оформления. Остаются операции репо, за счет которых могут привлекать средства только крупнейшие (в первую очередь государственные) банки (Сбербанк, Внешторгбанк), так как именно они являются основными держателями государственных облигаций. Более того, эта особенность создает для них возможность извлечения дополнительной прибыли за счет перераспределения полученных средств на рынке МБК. Мера первостепенной значимости в данном случае - расширение списка залоговых активов.

На наш взгляд, кризисные явления в банковском секторе (дефицит рублевой ликвидности, кризис доверия и др.), которые имели место в РФ весной-летом 2007 года, достаточно наглядно продемонстрировали зависимость процессов, лежащих в сфере банковского бизнеса, как от валютной политики ЦБ, так и от тенденций на мировом валютном рынке, противостоять которым ЦБ может только в ограниченной степени.

Дополнительным фактором, препятствующим росту показателей банковского баланса, стала «неистовая» политика ЦБ, направленная на ограничение темпа роста индекса потребительских цен монетарными методами. Политический характер показателя инфляции и зависимость самого Банка России от тенденций развития мирового финансового рынка предопределили выбор руководством ЦБ РФ монетарных методов подавления угрозы инфляции, так как монетарные факторы - единственный параметр, который в полной мере может контролироваться административным методом.

 

2.3 Основные направления трансформации методов валютного

регулирования в РФ

 

Едва ли стоит упоминать о том, насколько важную роль в рыночной экономике играют банковские институты, реализуя свои базовые функции. Вместе с тем, несмотря на высокий темп роста в последние годы показателей баланса банковской системы в абсолютном выражении, их значения еще очень далеки от аналогичных показателей в промышленно развитых странах.

Для наращивания позитивных тенденций в этой сфере следует выработать комплекс мероприятий, направленных на трансформацию валютного регулирования для проведения стратегических преобразований в банковской системе России. Так, более эффективная работа антимонопольных органов должна выражаться в адекватном контроле за установленными в законодательном порядке тарифами на услуги естественных монополий, а также отслеживании и ликвидации различных форм монопольных объединений на товарных рынках (например, на рынках энергоносителей). Это позволит обеспечить контроль над немонетарными факторами инфляции, которые обладают большим относительным весом по сравнению с монетарными факторами и на данном этапе определяют темп роста индекса потребительских цен.

Требуется проведение взвешенной фискальной политики в отношении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и определения "порогового" уровня цен на нефть для расчета размера средств, направляемых в стабилизационный фонд. Очевидно, что в отношении компаний топливно-энергетических отраслей реализуется налоговая политика, фактически элиминирующая стимулы к расширению производства. Ярким свидетельством тому стало снижение темпа роста добычи нефти в конце -начале осени и последовавшее за этим замедление роста промышленного производства. В этой ситуации целесообразно увеличивать "пороговую" цену на нефть, при превышении которой доходы государства направляются в стабилизационный фонд. Требуется создание такого налогового механизма, который бы стимулировал рост объема продаж энергоресурсов на внутреннем рынке, оперируя прямыми налогами, на которые традиционно возлагается регулирующая функция.

Совершенствование системы рефинансирования банковских институтов должно подразумевать, во-первых, ограничение портфеля государственных ценных бумаг, находящихся в распоряжении Сбербанка, во-вторых, расширение списка ломбардных инструментов за счет корпоративных облигаций и ликвидных акций эмитентов, чьи долгосрочные перспективы наиболее прозрачны. Таким образом, можно будет сделать первые шаги к созданию нормальной двухъярусной банковской системы с минимальными издержками рефинансирования..

Реализация перехода от валютной эмиссии к кредитной будет означать внедрение схемы, которая используется практически во всех промышленно развитых странах. В этом случае объем эмиссии национальной валюты определяется не интенсивностью интервенций денежных властей, продиктованных ориентирами валютной политики, а потребностью экономики в деньгах, количеством денег, необходимых для обслуживания экономического роста. Поэтому ключевой задачей является снижение зависимости объема российского товарного экспорта от валютной составляющей конкурентоспособности на мировом рынке. Соответственно, необходимо увеличивать в структуре экспорта России долю продукции с высокой степенью технологической обработки. Это позволит подняться с уровня курсовых конкурентных преимуществ до уровня качественных конкурентных преимуществ экспортируемых товаров. В данном контексте, на наш взгляд, финансирование ряда значимых инвестиционных проектов за счет ресурсов стабилизационного фонда (из части, превышающей пороговый уровень) является вполне допустимым.

Заключение

 

Валютная политика является составной частью денежно-кредитной политики государства, имея те же цели и задачи в масштабах государства.

В России, как и в других странах мира существует развитая система валютного регулирования, основанная на валютном законодательстве, в частности «Закон о валютном регулировании и валютном контроле». Валютное регулирование является основой валютной политики России, ее главным исполнительным органом является Центральный банк Российской Федерации.

Как любая часть финансового сегмента валютная политика требует государственного контроля. Валютный контроль необходим для надзора, регистрации и учета операций с валютными ценностями. Каждый орган валютного контроля действует строго в пределах своей компетенции, решая определенные задачи, преследуя строго поставленные цели.

Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль являются важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства и развитие ее внешнеэкономических связей.

Валютный рынок, являясь одним из объектов валютной политики, наиболее полно отражает взаимосвязь национальной экономики с мировой экономикой отдельных стран. Основой валютного рынка России являются межбанковский и биржевой рынки.

В сложных условиях перехода к рыночной экономике валютная политика России направлена на достижение главных задач страны: преодоление спада производства и обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции и безработицы, поддержание равновесия платежного баланса.

1

 



Информация о работе Национальная валютная политика