Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 16:06, курсовая работа
Курсовая, БНТУ, ПСФ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ХАРАКТЕРИСТИКА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 6
1.1 Система национальных счетов: эволюция, сущность, структура. Особенности учета в Республике Беларусь 6
1.2 Понятие национального продукта. Измерение результатов экономической деятельности по системе национальных счетов. Основные макроэкономические тождества 20
1.2.1 Понятие национального продукта 20
1.2.2 Измерение результатов экономической деятельности по системе национальных счетов 21
1.2.3 Основные макроэкономические тождества 25
1.3 Национальное богатство Республики Беларусь: анализ структуры 28
1.3.1 Понятие национального богатства 28
1.3.2 Анализ структуры национального богатства Республики Беларусь 31
2 МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИ IS-LM 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
1
ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1
Система национальных счетов: эволюция,
сущность, структура. Особенности учета
в Республике Беларусь
Эффективная
макроэкономическая политика требует
учета результатов различных
видов экономической
Национальное счетоводство – система ведения первичного оперативного бухгалтерского учета и статистики, охватывающая все виды экономической деятельности, основанная на единстве методологических принципов и завершаемая на макроуровне и на уровне секторов экономики построением системы национальных счетов.
Система национальных счетов (СНС) – это система сбора и обработки информации о состоянии и результатах функционирования национальной экономики в соответствии с принципами, применяемыми в бухгалтерском учете[14, стр.52].
Базирующаяся на национальном счетоводстве, система национальных счетов охватывает деятельность всех институциональных единиц и хозяйствующих субъектов всех форм собственности; учитывает все операции с произведенными и непроизведенными, финансовыми и нефинансовыми, материальными и нематериальными активами.
В основе системы национальных счетов лежит система обобщающих макроэкономических показателей функционирования экономики на различных стадиях воспроизводственного процесса: производства продуктов и услуг; образования, распределения, перераспределения и конечного использования доходов (в счетах потоков); использования валового сбережения на накопление различных активов (в счетах накопления); внешнеэкономических связей (в счетах «остального мира») и на других стадиях экономической деятельности.
На основе системы показателей система национальных счетов характеризует экономические процессы и их результаты, отражает взаимосвязи между этими процессами. Таким образом, СНС — своеобразная модель экономики, используемая для комплексного исследования экономической деятельности страны, ее регионов и секторов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
В
показателях, которые рассчитываются
в система национальных счетов, отражаются
все основные аспекты функционирования
современной национальной экономики
(ВВП, ЧВП, НД, личные располагаемые
доходы), а также параметры
Представляя собой статистическую модель рыночной экономики, СНС с успехом используется для выработки экономической политики, анализа результатов ее реализации и оценки эффективности, а также для моделирования, прогнозирования и управления экономикой в 155 странах мира[5, стр. 81].
Система национальных счетов зародилась перед Второй мировой войной во многом как реакция на потрясения «великой депрессии» 1929—1933 гг., когда многие развитые государства Запада предприняли попытку реорганизации собственной экономики путем введения в нее определенных элементов государственного регулирования. В тот период стало очевидно, что для того, чтобы осознанно влиять на развитие экономики, необходимо иметь четкое количественное представление о протекающих в ней процессах. Таким образом, возникла настоятельная практическая необходимость в регулярных расчетах обобщающих макроэкономических показателей, таких как национальный доход, ВВП, сбережения, капиталовложения, что в дальнейшем привело к формированию современной системы национальных счетов [11, стр. 517].
Построение системы национальных счетов — результат объединения двух направлении в макроэкономических расчетах. Первое направление — статистика национального дохода и исследование экономического цикла — связано с именами таких крупных экономистов — статистиков, как К. Кларк, С. Кузнец. А.Маршалл. Второе направление - моделирование механизма регулирования рыночной экономики — с полным основанием ассоциируется, прежде всего, с Дж. Кейнсом — одним из крупнейших экономистов XX века.
Большой вклад в непосредственную работу СНС и ее дальнейшее развитие внесли Р. Стоун, Дж. Хикс, II. Хилл, лауреаты Нобеловской премии Я. Тимоерген, Р. Фриш, В. Леонтьев (создатель баланса межотраслевых связей по методу «затраты — выпуск») [13,стр. 22-23].
Заметный
вклад в расчеты
Период быстрого развития СНС как международного стандарта расчета основных макроэкономических показателей относится к первым послевоенным годам. Решающую роль в этом сыграла вновь образованная Организация Объединенных Наций, опубликовавшая в 1947 г. доклад, который считается сегодня официальной точкой отсчета истории национальных счетов. Автором доклада и приложения к нему, содержавшего основные определения и принципы, составившие основу СНС, а также схемы 24 основных таблиц, с помощью которых можно было рассчитать национальный доход и его важнейшие агрегаты, был статистик и экономист Ричард Стоун. Эти таблицы практически единодушно признаются сегодня классикой макроэкономической статистики [11, стр. 518-519].
В начале 50-х годов ООН опубликовала первый международный стандарт экономической информации, который широко использовался до конца 60-х годов. В 1968 г. Статистическая комиссия ООН приняла новый стандарт «системы национальных счетов». В его подготовку существенный вклад внес английский экономист Р.Стоун, который является последователем школы Дж.М.Кейса. В стандарте СНС-68 впервые был реализован принцип двойной записи каждой операции. Новая система национальных счетов СНС -93 (принятая в 1993 году) более точно отражала взаимосвязь основных фаз национального воспроизводства, обеспечена интеграция показателей с платежным балансом и государственным бюджетом.
Сегодня
действует две основные версии или
международных стандарта
Стандарт в редакции ООН, в отличие от европейского стандарта, не учитывает особенности и возможности тех стран, включая и страны с переходной экономикой, где национальная статистика получила меньшее развитие [6, стр. 136].
В СССР первые экспериментальные построения показателей СНС были официально начаты в конце 80-х голов. После распада СССР этот процесс значительно ускорился, и уже в начале 1992 г. построение СНС было признано официально неотложной задачей отечественной статистики. В настоящее время большинство стран СНГ приняло специальные программы по внедрению СНС-93 [11, стр. 518-519].
Цель
создания системы национальных счетов
(СНС) Республики Беларусь - полное и
точное отражение экономической
деятельности государства. Внедрение
СНС позволяет уточнить используемую
и получить новую статистическую
информацию о производстве продукции
и оказании услуг, образовании, распределении
и перераспределении доходов, движении
капитала, конечном использовании
За
основу разработки системы национальных
счетов Республики Беларусь принят вариант
СНС ООН, используемый в Европейском
Сообществе и известный как "Европейская
система интегрированных
В
СНС предусмотрено использовать
два типа классификационных
В системе национальных счетов используется несколько классификаций, позволяющих на научной основе собирать и анализировать сведения об экономической деятельности огромного числа хозяйствующих субъектов. В первую очередь СНС выделяет три типа экономической деятельности: производство, потребление, накопление капитала.
Между
ними существуют взаимосвязи, в основе
которых лежат процессы образования,
распределения и использования
доходов. В целях исследования потоков
доходов и расходов, финансовых активов
и пассивов в СНС применяется
секторная классификация
В соответствии со своими функциями, целями и задачами рассмотренные виды институциональных единиц объединяются в следующие секторы: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства; остальной мир.
Первые пять секторов представляют внутреннюю экономику страны, состоящую из ее резидентов. Сектор нефинансовых предприятий состоит из резидентных нефинансовых корпораций и квазикорпораций всех форм собственности, занятых производством рыночных товаров и услуг во всех отраслях экономики. Выручка от реализации продукции является основным источником их доходов. К этому сектору относятся, например, промышленные, транспортные, сельскохозяйственные предприятия, строительные организации, а также учреждения, действующие в области здравоохранения, образования, культуры и других отраслях, предоставляющие услуги за плату по ценам, позволяющим возмещать издержки производства или большую их часть.
Основными функциями сектора нефинансовых предприятий является производство нефинансовых товаров и услуг для реализации их на рынке. Доходы этого сектора формируются в основном за счет выручки от реализации продукции и услуг. Цель предприятий нефинансового сектора – получение прибыли.
Сектор финансовых учреждений включает: Центральный (Национальный) банк – государственная финансовая корпорация, являющаяся органом денежного обращения, то есть которая выпускает денежную массу и иногда монеты и может хранить все или часть валютных резервов страны, а также резервные вклады других депозитных организаций; коммерческие кредитные учреждения; финансовые вспомогательные корпорации (маклерские конторы по операциям с ценными бумагами, агентства по размещению акций и т. п.); страховые корпорации и пенсионные фонды.
Сектор государственных учреждений состоит из следующих групп резидентных институциональных единиц: все органы государственного управления: центрального, регионального и местного уровней управления;
фонды социального обеспечения.
Функцией сектора государственного управления является предоставление нерыночных товаров и услуг: коллективного характера в области управления, поддержания правопорядка и безопасности, обороны, науки и научного обслуживания, дорожного хозяйства, обслуживания сельского хозяйства, регулирования и планирования экономики, защиты окружающей среды; индивидуального характера в области бесплатного образования, здравоохранения, культуры и спорта, отдыха, социального обеспечения.
Доходы государственных учреждений образуются в основном за счет налогов и доходов от собственности. Этот сектор преследует социальные и политические цели.
Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства включает следующие виды НКО: профессиональные союзы, общества, политические партии (за исключением однопартийных государств), ассоциации потребителей, спортивные клубы и т.д.; церкви или религиозные общества; благотворительные общества, фонды помощи; заводские поликлиники, профилактории, клубы, которые предоставляют бесплатные услуги работникам предприятий, финансирующих эти учреждения, и платные услуги – остальному населению.
Информация о работе Национальный продукт и измерение макроэкономической деятельности