Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание

Целью моей дипломной работы является исследование проблемы возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета и предложение путей урегулирования механизма возврата налога на добавленную стоимость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить экономическую природу и исследовать российскую систему налогообложения

Содержание

Введение
1. Сущность налога на добавленную стоимость. Его роль в формировании доходов бюджета Российской Федерации
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость
1.2 Экономическая природа налога на добавленную стоимость
1.3 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходов бюджета Российской Федерации
2. Порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость налогоплательщиков из бюджета
2.1 Объективные предпосылки возникновения злоупотреблений правом на возмещение налога на добавленную стоимость
2.2 Общие положения обложения налога на добавленную стоимость в России
2.3 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке России
2.4 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт
3. Проблемы процесса возмещения налога на добавленную стоимость и возможные пути их разрешения
3.1 Практика возмещения налога на добавленную стоимость налоговыми органами: основные данные (на примере Управления ФНС России по Томской области, Инспекции ФНС России по г.Томску)
3.2 Проблемы возмещения налога на добавленную стоимость в практике налоговых органов
3.3.Возможные пути разрешения проблем возмещения налога на добавленную стоимость
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

пример ндс.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

Во-первых, принимая решение не платить внутренний НДС, фирмы все равно несут издержки, т.к. любые схемы уклонения от налогообложения связаны с уплатой ощутимых дисконтов. Во-вторых, из-за "полулегальности" указанных схем, увеличивается зависимость этих фирм от криминальных структур, а также возрастают риски, связанные с санкциями со стороны контролирующих органов. В третьих, уменьшается "прозрачность" бизнеса, что негативно сказывается на имидже таких фирм и в России, и за рубежом. Это, в свою очередь, усложняет привлечение финансовых средств и инвестиций, что особенно актуально для крупных и известных во всем мире компаний – производителей экспортной продукции.

В свою очередь государство в нынешних условиях с помощью существующих методов налогового администрирования не имеет реальной возможности в полном объеме проконтролировать (обеспечить) уплату НДС на всех стадиях производства экспортируемого товара. В результате, при принятии решения по конкретному экспортеру государство сталкивается с риском возместить то, что не было предварительно уплачено, т.е. потерять бюджетные средства. Поэтому, действуя в рамках имеющихся бюджетных ограничений, государство принимает вполне рациональное решение максимально усложнить процедуру получения возмещения для всех экспортеров.

Таким образом, в полном соответствии с классической моделью "дилеммы заключенных" формируется "плохое" равновесие, порождаемое взаимным недоверием сторон. Своего рода "Институциональная ловушка".

Из приведенных рассуждений следует, решение проблемы связано с уменьшением рисков взаимных неплатежей. Точнее, государство должно гарантировать немедленное возмещение НДС при условии, что экспортеры гарантируют уплату соответствующего НДС в бюджет на всех стадиях создания экспортируемого товара.

Следует отметить, что государством прилагались усилия для ускорения возмещения НДС добросовестным экспортерам. Для этого, например, был введен институт так называемых традиционных предприятий – экспортеров, требования к которым должны позволить контролирующим органам с большей надежностью отнести эти предприятия к разряду добросовестных экспортеров, тем самым уменьшить риск необоснованной выплаты средств по возмещению НДС из бюджета. К сожалению, указанные требования не гарантируют уплату НДС на предшествующих стадиях производства экспортируемого товара.

Представляется, что рассчитывать только на нынешний арсенал средств налогового администрирования для быстрого решения обсуждаемой проблемы, нельзя. Для осуществления полноценного контроля за деятельностью миллионов налогоплательщиков со стороны соответствующих контролирующих органов необходимо кроме полноценного финансирования текущих расходов сделать дополнительно огромные капитальные вложения. В достаточно короткие сроки это осуществить невозможно.

Необходимо вырабатывать новую методику в отношении взимания НДС, учитывающую интересы и государства и добросовестных налогоплательщиков. Эта методика должна обеспечить фактическое поступление в бюджет уплаченного покупателем поставщику сумм НДС (для гарантированного возмещения налога покупателям из бюджета).

В налоговом законодательстве РФ крайне необходимо учесть экономическую природу действия горизонтального НДС и установить взаимосвязь в исчислении НДС хозяйствующих субъектов. Эта взаимосвязь предполагает обязательное взаимное отражение одной и той же хозяйственной операции в бухгалтерском и налоговом учете у лиц, ее совершивших, и установление зависимости между вычетом сумм перечисленного покупателем поставщику сумм НДС и уплатой последним налога в бюджет. Таким образом, право на возмещение за счет бюджета сумм входного НДС у налогоплательщика будет только при наличии уплаты (именно уплаты) выходного НДС его контрагентом – другим налогоплательщиком. То есть сначала должна быть уплата в бюджет сумм выходного НДС, а затем возмещение из бюджета сумм входного НДС.

Для быстрого и эффективного решения проблем, связанных с контролем за возмещением НДС, необходимо опереться на уже имеющиеся рыночные и государственные институты с учетом их реальной эффективности. В частности, одним из наиболее развитых и прогрессирующих является институт коммерческих банков и Банка России. Этот институт характеризуется относительной полнотой необходимой законодательной базы и достаточно современной технической базой.

При этом возможное решение должно быть, во-первых, выгодным и для государства, и для бизнеса, во-вторых, оно должно быть практически реализуемым. Это означает, что никаких принципиальных организационных, технических, а также существенных финансовых затрат требоваться не должно. То есть решение должно ощутимо уменьшать общественные издержки.

Решение поставленной задачи заключается в корректировке правила функционирования НДС так, чтобы с одной стороны, налоговые и другие контролирующие органы могли обеспечить администрирование налога (и, в частности, предотвращать увод НДС через подставные "однодневные" фирмы), с другой стороны, любые добросовестные налогоплательщики – производители и экспортеры, оказались в более выгодном положении, чем они находятся сейчас. Тем самым у предприятий появится стимул добровольно следовать указанным новым правилам и быть добросовестными налогоплательщиками.

Одним из путей решения поставленной задачи является предложение, разработанное группой специалистов (В.Конторович, С.Коновалов, Н.Фонарев)[1], о создании системы специальных банковских счетов для осуществления движения средств, связанных с расчетами по НДС, и специальные правила возмещения НДС.

А именно: каждая организация имеет право открыть в своем банке наряду с расчетным счетом специальный банковский счет для расчетов по НДС (далее – спецсчет) со следующим режимом функционирования:

1)                 на спецсчет могут поступать средства

-                     в части полученного НДС за реализованные товары и услуги;

-                     с расчетного счета данного лица.

2)                 со спецсчета средства могут списываться по поручению организации

-                     на аналогичные спецсчета поставщиков этой организации;

-                     в бюджет в качестве уплаты НДС.

Исполнение режима спецсчета обеспечивает коммерческий банк, обслуживающий данную организацию.

Вводится следующее правило возмещения НДС:

а) устанавливаются минимальный и максимальный срок (например, 10 и 90 дней) рассмотрения заявлений на возмещение НДС.

б) лицам, производившим оплату НДС своим поставщикам через спецсчета НДС, и тем самым фактически гарантировавшим, что эти средства раньше или позже будут уплачены в бюджет, возмещение НДС в объеме, прошедшем через эти счета, осуществляется в течение установленного минимального срока;

в) нежелание налогоплательщика использовать спецсчета сигнализирует о возможном наличии "проблем" с уплатой НДС (и не только). Поэтому для налогоплательщиков, не полностью уплативших НДС поставщикам через спецсчета, устанавливается значительно более жесткая процедура выдачи возмещения.

Данный механизм выгоден добросовестным налогоплательщикам, что, в свою очередь, создает экономические стимулы для того, чтобы они сами требовали от своих поставщиков использовать спецсчета НДС, а эти организации, в свою очередь, от своих поставщиков и т.д.

Участие в расчетных отношениях банка позволит обеспечить взаимосвязь в исчислении и уплате НДС и фактическое поступление налога в бюджет.

Другим путем решения проблемы возмещения НДС, является, на мой взгляд, законодательное закрепление возможности возместить НДС лишь при условии реальной уплаты НДС поставщиками организации.

Практической реализацией данной идеи является закрепление обязанности налогоплательщика, при предъявлении НДС к возмещению, представлять в налоговый органы документы, свидетельствующие о фактической уплате НДС по реализуемому товару ее поставщиками. Таким документами, в частности, могут служить счета-фактуры с отметками налоговых органов, в которых состоят на учете поставщики, об уплате НДС по данным счетам-фактурам.

Данный порядок будет стимулировать экономических субъектов проявлять заинтересованность в уплате НДС своими поставщиками. Застраховать же себя от возможных, в связи с этим, потерь организации могут с помощью закрепления в своих гражданско-правовых договорах с поставщиками особых последствий на случай неисполнения поставщиком обязанности по уплате НДС в бюджет.

Данный путь также позволит решить проблему возмещения НДС, что приведет к возмещению только реально уплаченных сумм налога и только добросовестным фирмам – налогоплательщикам и экспортерам.

В последнее время наметилась тенденция перехода применения схем "изобретательными" налогоплательщиками из сферы внешнеэкономических отношений, т.е. возмещения НДС по экспортным товарам и услугам, в сферу операций на внутреннем рынке. Дело в том, что возмещению экспортного НДС в настоящее время уделяется очень много внимания со стороны контролирующих органов, также во многом ужесточен документальный порядок подтверждения права на возмещение НДС по экспорту. Операции же на внутреннем рынке и порядок возмещения НДС по товарам (работ, услуг), реализованным в пределах страны, остаются без должного правового регулирования и недостаточного в связи с эти контроля со стороны государственных органов. Такое положение и активизировало деятельность "творческих" лиц на разработку схем по операциям на внутреннем рынке. По своей сути данные схемы аналогичны с "экспортными", здесь также используются подставные фирмы – "однодневки", многозвеньевые цепочки поставщиков, в которых первый – не уплачивает НДС, а также использование так называемых "вексельных схем", когда передачей, как правило, неликвидных векселей создается имитация оплаты стоимости товара с включенным в нее НДС.

Решением проблемы возмещения НДС на внутреннем рынке также является внедрение в практику предложенных выше идей, обеспечивающих возмещение налога на добавленную стоимость только в том объеме, который реально был уплачен в бюджет, что благоприятно повлияет на всю экономику страны в целом.

Указанное требует законодательного урегулирования путем внесения изменений и дополнений в существующий порядок возмещения НДС при экспорте товаров работ, услуг и при операциях на внутреннем рынке России.

Проблемы возмещения НДС, существующие в работе налоговых органов, являются общегосударственными, и потому, все возможные пути их разрешения должны тщательно рассматриваться и изучаться представителями власти с целью принятия конкретных мер, которые позволят сделать процесс возмещения из бюджета НДС не доходным бизнесом, а средством, направленным на стимулирование развития экономики нашей страны.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сложившаяся в настоящее время ситуация в России с возмещением налога на добавленную стоимость требует немедленного вмешательства в нее со стороны государства, причем на уровне законодательного урегулирования данной проблемы, на основе научно обоснованных подходов и исследований.

Методика исчисления НДС за 13 лет существования этого налога в нашей стране, по сути, осталась неизменной. В то же время имеющийся механизм налогообложения добавленной стоимости является неэффективным и не учитывает экономическую природу НДС, а также менталитет российских налогоплательщиков, что и является причиной широкого распространения такого неблагоприятного экономического явления в сфере государственного регулирования, как необоснованное возмещение из бюджета НДС.

Особенностью применяемых схем возмещения из бюджета НДС является то, что в данном случае в положение должника ставится государство, тогда как в большинстве случаев имеет место его введение в заблуждение относительно правомерности возмещения налогоплательщику сумм НДС, уплаченных поставщикам. Подобные факты в последнее время приобрели массовый характер, а итоговые суммы возмещения НДС в Российской Федерации ежегодно возрастают.

Недобросовестные налогоплательщики превратили возмещение НДС в крупнейший источник доходов.

Проблема возмещения НДС при экспорте порождается проблемой уклонения налогоплательщиков от уплаты НДС при операциях на внутреннем рынке. Согласно принципам построения налога на добавленную стоимость, возмещение НДС при экспорте осуществляется для избежания двойного налогообложения с целью обеспечения конкурентоспособности экспортируемых товаров. При этом предполагается, что на всех стадиях создания добавленной стоимости товара соответствующие суммы НДС уплачиваются в бюджет. Поэтому проблем с возмещением в теории не возникает. Государство возвращает то, что уже было уплачено.

На практике государство не может обеспечить в полном объеме уплату НДС в бюджет упомянутыми поставщиками и предшествующими им по технологическим цепочкам поставщиков фирмами. Это связано с тем, что количество участников и сложность структуры экспортных цепочек ничем не ограничено. Среди них могут быть фирмы, имеющие льготы, показывающие прирост недоимки или реструктуризирующие задолженность, либо подставные "однодневки", в которые переносится налогооблагаемая база, а деньги просто обналичиваются или с помощью вексельных схем переводятся в другие компании. В результате, складывается ситуация, когда к возмещению из бюджета предъявляются суммы, превышающие объем НДС, уплаченный в бюджет на всех стадиях создания реализуемого товара.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета