Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание

Целью моей дипломной работы является исследование проблемы возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета и предложение путей урегулирования механизма возврата налога на добавленную стоимость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить экономическую природу и исследовать российскую систему налогообложения

Содержание

Введение
1. Сущность налога на добавленную стоимость. Его роль в формировании доходов бюджета Российской Федерации
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость
1.2 Экономическая природа налога на добавленную стоимость
1.3 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходов бюджета Российской Федерации
2. Порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость налогоплательщиков из бюджета
2.1 Объективные предпосылки возникновения злоупотреблений правом на возмещение налога на добавленную стоимость
2.2 Общие положения обложения налога на добавленную стоимость в России
2.3 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке России
2.4 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт
3. Проблемы процесса возмещения налога на добавленную стоимость и возможные пути их разрешения
3.1 Практика возмещения налога на добавленную стоимость налоговыми органами: основные данные (на примере Управления ФНС России по Томской области, Инспекции ФНС России по г.Томску)
3.2 Проблемы возмещения налога на добавленную стоимость в практике налоговых органов
3.3.Возможные пути разрешения проблем возмещения налога на добавленную стоимость
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

пример ндс.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

При использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком, исчисляются исходя из балансовой стоимости указанного имущества (с учетом его переоценок и амортизации), переданного в счет их оплаты. (п.2 ст.172 НК РФ)

При использовании налогоплательщиком - векселедателем в расчетах за приобретенные им товары собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком – векселедателем при приобретении указанных товаров исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю. То есть право на применение вычета по НДС возникает у налогоплательщика здесь не в момент передачи векселя поставщику, а в момент погашения данного собственного векселя (либо векселя третьего лица, ранее полученного в обмен на собственный).

3)                 товар (работы, услуги) приобретены налогоплательщиком для осуществления операций, облагаемых НДС.

Если же товар (работа, услуга) приобретается для операций, которые НДС не облагаются (например, для операций, которые освобождены от НДС в соответствии со ст.149 НК РФ, либо предприятие вообще не является плательщиком НДС, т.к. переведено на уплату единого налога на вмененный доход и проч.), право на вычет у налогоплательщика отсутствует.

В этой связи часто возникают проблемы, когда налогоплательщиком осуществляются несколько видов деятельности, как облагаемых, так и не облагаемых НДС. В этом случае налогоплательщик обязан вести раздельный учет приобретенных товаров и разграничивать их относительно того, для осуществления какого вида деятельности они приобретены (для облагаемого, и отдельно для необлагаемого НДС). Иногда возникает ситуация, когда такое разграничение произвести невозможно (например, один и тот же товар используется для облагаемых и одновременно не облагаемых НДС операций). В таком случае законодательство закрепляет возможность принятия НДС к вычету в определенной пропорции (пропорционально объему отгруженной продукции, подлежащей налогообложению НДС (освобожденной от налогообложения), в общем объеме отгруженной налогоплательщиком продукции за налоговый период).

4)                 наличие надлежащим образом оформленного счета-фактуры.

Именно данный документ предусмотрен законодателем как основание применения вычета НДС. Причем Налоговый кодекс РФ закрепляет перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать счет-фактура:

-                     порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

-                     наименование, адрес, ИНН покупателя и поставщика;

-                     наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;

-                     номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых платежей в счет предстоящих поставок, на которые и выписывается данный счет-фактура;

-                     наименование поставляемых товаров и единица измерения;

-                     количество (объем) поставляемых товаров по счету-фактуре;

-                     цена за единицу измерения;

-                     стоимость товаров (работ, услуг) за все количество поставляемых товаров;

-                     сумма акциза по подакцизным товарам;

-                     налоговая ставка;

-                     сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг).

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то соответствующим приказом или доверенностью. При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринимателем счет-фактура подписывается им лично с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Данные требования являются обязательными и в случае их нарушения (например, в счете-фактуре отсутствует какой-либо реквизит, либо он не подписан главным бухгалтером...) счет-фактура не может являться основанием для принятия сумм НДС к вычету, указанных в данном счете-фактуре. (ст.169 НК РФ).

Налоговый кодекс РФ обязывает налогоплательщиков составлять счета-фактуры и вести соответствующие журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур. Счета-фактуры являются чрезвычайно важными документами, поскольку только на основании их могут быть зачтены суммы "входного" НДС. Счета-фактуры, составленные с нарушением установленных требований, не могут являться основанием для вычета (зачета) НДС.

Таким образом, только вся совокупность перечисленных 4-х условий дает налогоплательщику право на применение вычета НДС и на его возмещение из бюджета.

Предъявление сумм НДС к возмещению осуществляется налогоплательщиком в налоговой декларации за соответствующий период, где указывается:

-                     сумма НДС, исчисленная от реализации товаров (работ, услуг),

-                     сумма НДС, предъявляемая к вычету,

-                     и, в итоге, сумма НДС, исчисленная налогоплательщиком к возмещению из бюджета.

Одновременно с декларацией налогоплательщик не должен представлять никакие документы, подтверждающие право на применение вычета.

Однако, получив налоговую декларацию, на основании которой заявлены суммы НДС к возмещению из бюджета, налоговый орган имеет право провести камеральную налоговую проверку, истребовав у налогоплательщика все документы, обосновывающие правомерность предъявления сумм к возмещению. На практике, такие декларации, как правило, всегда проверяются налоговыми органами.

Налогоплательщик в случае проведения такой проверки, после получения соответствующего требования, обязан представить на проверку:

- счета-фактуры;

-                     книгу покупок и книгу продаж;

-                     журналы регистрации полученных и выставленных счетов-фактур;

-                     хозяйственные договоры;

-                     документы, подтверждающие оплату приобретенных товаров, НДС по которым заявлен к вычету;

-                     соответствующие регистры бухгалтерского учета;

-                     иные документы, указанные в требовании.

Камеральная налоговая проверка проводится в течение 3-х месяцев с момента представления налоговой декларации. В случае если по результатам такой проверки были выявлены какие-либо нарушения, налоговый орган выносит решение об отказе в возмещении сумм налога, а если данные нарушения привели к неуплате НДС – то налогоплательщик еще привлекается к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Если же проверкой не были установлены нарушения, а также если камеральная проверка вообще не проводилась, у налогоплательщика образуется переплата НДС (за счет предъявленных к возмещению сумм налога), которая зачитывается налоговым органом в счет налогов, по которым у налогоплательщика имеется недоимка. Если же такой зачет не был произведен (например, у налогоплательщика вообще отсутствует недоимка по налогам, в погашение которой можно было бы осуществить зачет), по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в орган федерального казначейства, который и осуществляет непосредственно сам возврат.

Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель со дня получения указанного решения налогового органа.

При нарушении указанных сроков, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки (ст.176 НК РФ).

Таким образом, для получения возмещения сумм НДС из бюджета налогоплательщику необходимо представить:

-                     налоговую декларацию,

-                     необходимые документы по требованию налогового органа (в случае проведения камеральной налоговой проверки),

-                     заявление о возврате сумм НДС, предъявляемых к возмещению.

Получение же заявляемого возврата будет зависеть от выполнения налогоплательщиком всех требований законодательства: правильности ведения бухгалтерского учета, составления документов, исчисления сумм налога и т.д.

 

2.4 Порядок возмещения НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт

 

В 2001г. все российские экспортеры стали исчислять налог на добавленную стоимость единообразно, т.е. по налоговой ставке 0%. Исключение составляют нефть, включая стабильный газовый конденсат, и природный газ, экспортируемые в страны – участники СНГ, которые по-прежнему облагаются по общеустановленной ставке.

Ставка НДС 0% подразумевает, что все суммы НДС, уплаченные экспортером своим поставщикам, непосредственно относящиеся к затратам на производство и реализацию экспортируемой продукции (работ, услуг), могут быть предъявлены к возмещению из бюджета.

Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставки 0% определен в ст.165 Налогового кодекса РФ.

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов, предъявляемых к возмещению, экспортеру требуется представить одновременно с декларацией в налоговый орган следующие документы (п.1 ст.165 НК РФ):

- контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ. Допускается представление выписки из контракта, содержащей информацию об условиях поставки, о сроках, цене и виде продукции, если контракты содержат сведения, содержащие государственную тайну. Контракт должен предусматривать поставку товара именно иностранному партнеру.

- выписку банка (копию выписки), подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного лица – покупателя экспортированного товара на счет налогоплательщика в российском банке. Эти документы должны позволить налоговому органу установить факт получения экспортером выручки именно от иностранного покупателя экспортированного товара, а не от какого-либо другого лица и не за какой-либо другой товар. Если выписка банка не позволяет установить факт поступления средств на счет налогоплательщика именно от иностранного лица покупателя (а как правило, это именно так, поскольку выписка банка содержит информацию лишь о зачисленной сумме, номере корреспондентского счета, с которого перечислены деньги), то налогоплательщику следует представить платежные поручения, инвойсы, свифт-послания и другие документы, подтверждающие данный факт.

В случае если расчет по контракту производится денежными средствами, то представляется выписка банка (копия выписки), подтверждающая внесение налогоплательщиком сумм, полученных от иностранного лица – покупателя товара, на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих фактическое поступление выручки от иностранного покупателя товаров.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы, подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию Российской Федерации и их оприходование;

- грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.

Отметкой регионального таможенного органа, осуществившего выпуск товара, является отметка "Выпуск разрешен", а отметкой российского таможенного органа, через пропускной пункт которого товар вывозился с территории РФ – "Товар вывезен полностью". Товар, указанный в грузовой таможенной декларации и товаросопроводительных документах, должен соответствовать товару, указанному во внешнеэкономическом контракте на поставку товаров.

Ненадлежащее оформление документов либо непредставление каких-либо документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, является нарушением требований ст.165 и п.1 ст.164 НК РФ и влечет признание неправомерным применения налоговой ставки 0% и отказ в возмещении сумм НДС в порядке, установленном ст.176 НК РФ.

Вместе с тем налогоплательщик, устранив допущенные нарушения, вправе снова обратиться в налоговый орган для представления документов, предусмотренных ст.165 НК РФ. Количество обращений в налоговый орган для подтверждения правомерности применения нулевой ставки и налоговых вычетов законодательством не ограничено. При этом налогоплательщик должен представить полный пакет документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, а не только те документы, которые не были представлены первоначально или были оформлены с нарушением требований ст.165 НК РФ.

Кроме того, для подтверждения налоговых вычетов, предусмотренных ст.171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта, помимо документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, налоговые органы на основании ст.31 и 88 НК РФ вправе требовать представления документов, подтверждающих фактические затраты, по которым организация предъявляет к возмещению из бюджета налог на добавленную стоимость – договоры, заключенные с поставщиками, счета-фактуры российских поставщиков и документы, подтверждающие фактическую оплату товаров (работ, услуг), использованных при производстве (приобретении) и реализации товаров, подлежащих налогообложению по налоговой ставке 0%.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета