Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 14:14, дипломная работа

Описание

Целью моей дипломной работы является исследование проблемы возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета и предложение путей урегулирования механизма возврата налога на добавленную стоимость.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- уточнить экономическую природу и исследовать российскую систему налогообложения

Содержание

Введение
1. Сущность налога на добавленную стоимость. Его роль в формировании доходов бюджета Российской Федерации
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость
1.2 Экономическая природа налога на добавленную стоимость
1.3 Роль налога на добавленную стоимость в формировании доходов бюджета Российской Федерации
2. Порядок и условия возмещения налога на добавленную стоимость налогоплательщиков из бюджета
2.1 Объективные предпосылки возникновения злоупотреблений правом на возмещение налога на добавленную стоимость
2.2 Общие положения обложения налога на добавленную стоимость в России
2.3 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость по операциям на внутреннем рынке России
2.4 Порядок возмещения налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт
3. Проблемы процесса возмещения налога на добавленную стоимость и возможные пути их разрешения
3.1 Практика возмещения налога на добавленную стоимость налоговыми органами: основные данные (на примере Управления ФНС России по Томской области, Инспекции ФНС России по г.Томску)
3.2 Проблемы возмещения налога на добавленную стоимость в практике налоговых органов
3.3.Возможные пути разрешения проблем возмещения налога на добавленную стоимость
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

пример ндс.doc

— 1.09 Мб (Скачать документ)

Второй путь – "избежание" налогов, что в англоязычной литературе обозначается термином "tax avoidance" или близким ему по значению термином "tax planning" (налоговое планирование). Данный путь означает минимизацию налоговых обязательств законным использованием налоговых льгот и учет всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет. Эта деятельность налогоплательщика направлена не на нарушение налогового законодательства, а лишь на законное использование всех существующих льгот и особенностей налогового права в свою пользу.

В последние годы функционирования налоговой системы появился и третий, самый неблагоприятный для государства, путь, который избирают все больше и больше налогоплательщиков – это путь "зарабатывания" денег на государственном бюджете страны. Речь идет о злоупотреблении налогоплательщиками правом, которое проявляется в форме недобросовестного возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость. Данное явление получает все больший размах и распространение, как в зарубежных странах, так и в России. Под злоупотреблением правом понимается не нарушение каких-либо нормативных предписаний, а использование норм права для достижения своих целей, без их видимого нарушения, т.е. если можно так выразиться "работа в правовом поле". Самой распространенной и опасной формой злоупотребления правом является весьма распространенный на практике способ, который можно обозначить как "создание легальной видимости", т.е. ситуации, только лишь кажущейся законной.

Именно в данной форме осуществляется, как правило, злоупотребление правом по недобросовестному возмещению из бюджета НДС налогоплательщиками.

Доказать же злоупотребление правом, особенно в форме "создания легальной видимости" либо очень сложно, либо попросту невозможно[1].

Актуальность проблемы незаконного возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость определяется теми потерями государства, к которым приводит данное явление. Активизация процесса возмещения из бюджета НДС привела к тому, что объем возмещения данного налога на определенный период времени стал превышать разумных пределов.

В связи с этим, работа над проблемами государственного регулирования данной сферы налогообложения и поиском путей совершенствования системы налогового контроля особенно необходима в сложившейся ситуации.

 

2.2 Общие положения обложения НДС в России

 

НДС – всеобщий налог и охватывает все отрасли материального производства, в которых производятся и реализуются продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, выполненные работы и платные услуги.

В настоящее время процесс налогообложения НДС регулируется главой 21 части второй Налогового Кодекса РФ.

Налогоплательщиками НДС являются организации, а также предприниматели без образования юридического лица. Они могут быть освобождены от уплаты НДС, если в течение трех предшествующих налоговых периодов налоговая база по данному налогу не превышала 1 млн.руб.

Объект налогообложения. В основе определения объекта налогообложения лежит факт осуществления реализации чего бы то ни было (товаров, работ, услуг). Обязанность уплаты НДС возникает, если были осуществлены некоторые действия или операции.

Так, Налоговым Кодексом РФ предусмотрено, что объектом налогообложения НДС являются такие группы операций, как:

-                     реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Безвозмездная передача товаров, результатов работ и оказания услуг без оплаты также рассматривается законодательством как объект налогообложения;

-                     передача товаров (выполнение работ и оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при определении налога на доходы организаций;

-                     выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

-                     ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Не признаются объектами налогообложения такие виды операций, как безвозмездная передача жилых домов, детских садов и других объектов социально-культурного и коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления. Законодательством выделяется весьма значительный перечень операций, которые не подлежат обложению НДС (ст.149 Налогового кодекса РФ).

К числу освобождаемых от НДС видов операций относится реализация:

-                     отдельных видов товаров медицинского назначения, медицинских услуг;

-                     услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях;

-                     услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (за исключением такси);

-                     ритуальных услуг;

-                     долей в уставном капитале, паев в паевых фондах;

-                     услуг по предоставлению в пользование помещений всех форм собственности;

-                     услуг в сфере образования и т.д.

При ввозе товаров на территорию РФ законодательство также предусматривает установление перечня товаров, которые подлежат освобождению от НДС. В число таких товаров включены:

-                     товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи на территорию РФ (кроме подакцизных);

-                     все виды печатных изданий, получаемых государственными библиотеками и музеями по международному книжному обмену;

-                     технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые в качестве вклада в уставные капиталы организаций;

-                     товары для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами;

-                     некоторые иные виды товаров.

Определение налоговой базы по НДС. Налоговая база по НДС определяется из выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), с учетом всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. Согласно данному положению, при определении налоговой базы в нее будет включена не только собственно выручка от реализации продукции, но и финансовая помощь, полученная от покупателя, ценные бумаги, а также иные финансовые и натуральные поступления, которые имели место в процессе расчетов за поставленную продукцию (оказанные услуги).

Налоговая база определяется налогоплательщиком с учетом следующих полученных сумм:

-                     авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (оказания услуг);

-                     финансовой помощи, полученной за реализованные товары (работы, услуги);

-                     в виде процентов (или дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанный по ставке рефинансирования ЦБ РФ;

-                     суммы штрафов, пеней, выплаченных покупателями за нарушение обязательств по договорам.

Данные суммы включаются в базу обложения только в том случае, если товарные операции, к которым эти суммы относятся, подлежат обложению НДС.

При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным операциям (бартер) на безвозмездной основе, при передаче права собственности залогодержателю, при оплате труда в натуральной форме и других аналогичных операциях налогооблагаемая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная с учетом цен на идентичные товары, фактически складывающихся на соответствующем региональном рынке.

При реализации товаров для целей налогообложения НДС принимается цена этих товаров без включения в нее НДС. При реализации подакцизных товаров сумма акциза включается в базу обложения НДС.

При ввозе товаров на таможенную территорию России для дальнейшей реализации налоговая база для обложения НДС определяется суммой:

-                     таможенной стоимости товара;

-                     подлежащей уплате таможенной пошлины;

-                     подлежащих уплате акцизов (в случае ввоза подакцизных товаров).

В случае получения выручки налогоплательщиком в иностранной валюте, при определении налоговой базы данная выручка пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на дату реализации.

Налоговые ставки. В настоящее время законодательством установлены следующие ставки НДС:

0% - для товаров, экспортируемых за пределы РФ (за исключением нефти и природного газа, которые экспортируются в страны СНГ); для услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории РФ; товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными представительствами и для операций некоторых иных видов.

10% - при реализации ограниченного круга продовольственных товаров (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, масла растительного, сахара, соли и др.) и товаров для детей (одежды, обуви, некоторых школьных принадлежностей, игрушек и др.).

18% (с 01.01.2004г.) - при реализации иных видов товаров, выполнении работ и оказании услуг.

До введения в действие второй части Налогового кодекса РФ отечественное законодательство оперировало только двумя налоговыми ставками – 10 и 20%. Нулевая ставка формально не предусматривалась, хотя некоторые соответствующие ей налоговые режимы (например, возврат НДС экспортерам) имели место.

Налоговым периодом является календарный месяц, в определенном случае – квартал.

Схема расчета НДС. При реализации товара налогоплательщик (продавец) дополнительно к цене товара (тарифу услуги) обязан предъявить покупателю и удержать соответствующую сумму НДС. При этом если налогоплательщик в данном налоговом периоде сам приобретал какие-либо товары (работы, услуги), необходимые для производственной деятельности либо для перепродажи, и произвел за них расчет (оплатив их стоимость включая НДС), он имеет право вычесть НДС по этим приобретенным ценностям из суммы удержанного НДС по реализованным товарам.

Таким образом, соблюдается правило, используемое при косвенном методе расчета НДС: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, представляет собой разницу между суммами налога в конечной цене реализации продаваемого товара и уплаченной при приобретении элементов издержек производства и материальных затрат.

ПРИМЕР. Предприятие, реализующее швейные изделия на сумму 200тыс.руб., обязано выставить в счете покупателю сумму цены товара 200тыс. и сумму НДС – 40тыс. (200тыс.* 20%).

При этом данное предприятие само при покупке предметов, потребляемых в процессе производства (тканей, фурнитуры и т.д.), уплатило их продавцам соответствующую сумму НДС. Уплаченный при приобретении сырья, комплектующих и иных составляющих издержки производства НДС на издержки производства не относится и не подлежит вычету при формировании дохода для целей налогообложения прибыли (дохода) предприятия. Суммы уплаченного поставщикам налога принимаются к вычету при расчетах с бюджетом по НДС. Налогоплательщик имеет право уменьшить сумм налога, полученного от покупателя, на величину НДС, которую он уплатил при приобретении товаров (работ, услуг), используемых им для производственной деятельности, облагаемой этим налогом. Аналогичное право получает и продавец товаров, которые приобрел их для дальнейшей перепродажи.

Зачет "входного" налога осуществляется следующим образом. Швейное предприятие, получив от покупателя 40тыс.руб. НДС, вносит в бюджет не всю данную сумму полностью, а вычитает из нее сумму налога, которую само уплатило при покупке ткани, фурнитуры и других предметов (допустим, 16тыс.руб.). То есть в бюджет должно быть перечислено 24тыс.руб. (40 тыс. – 16ты.)

 

2.3 Порядок возмещения НДС по операциям на внутреннем рынке России

 

Как уже было указано, налогоплательщик имеет право на вычет сумм так называемого "входного" НДС по приобретенным для осуществления своей деятельности товарам (работам, услугам). При определенных условиях сумма НДС, подлежащая вычету, может оказаться больше суммы налога, полученной от покупателей при реализации товаров. В этом случае отрицательная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) из бюджета в течение 3-х месяцев.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на возмещение из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае, если размер налоговых вычетов по НДС, превысили сумму налога, исчисленную от реализации товаров (работ, услуг).

Налоговое законодательство предусматривает определенные требования, выполнение которых обеспечивает налогоплательщику право на применение налоговых вычетов по НДС:

1)                 приобретенный товар (работы, услуги), по которому заявляется вычет, должен быть принят к учету. Данное положение означает, что приобретенный товар должен быть "оприходован" в бухгалтерском учете, т.е. его принятие - отражено в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.

2)                 приобретенный товар (работы, услуги), по которому заявляется вычет, должен быть оплачен поставщикам. Данное требование логично, поскольку предъявлять к вычету сумму НДС возможно, если эта сумма была уплачена налогоплательщиком. При этом форма оплаты может различной: денежными средствами, ценными бумагами, передачей имущества и имущественных прав и др. При этом Налоговым кодексом предусмотрены некоторые особенности в случае оплаты приобретенного товара не денежными средствами.

Информация о работе Налог на добавленную стоимость: проблемы возмещения из бюджета