Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 05:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и оценка существующей налоговой политики РБ.
Перед автором были поставлены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ существования и функционирования налоговой политики,
- раскрытие сущности налоговой политики, выявлены основные цели и задачи, которые она призвана решать, определены условия ее разработки и осуществления;
- рассмотрены основные ее виды и временные аспекты ее реализации;
- раскрыта связь налоговой политики с налоговым механизмом, их взаимодействие.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Основные аспекты налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Сущность, значение и цели налоговой политики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Виды налоговой политики, стратегия и тактика. . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .8
1.3 Взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом. . . . . . . . . . . . .12
2 Особенности налоговой политики РБ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16
2.1 Анализ основных направлений развития налоговой политики Республики Беларусь . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . 16
2.2 Оценка результативности реализации налоговой политики
Республики Беларусь.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.3 Экономико-правовая оценка налогового контроля как составляющей части налоговой политики РБ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2.4 Меры по улучшению применяемой налоговой политики с целью преодоления бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. .34
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ВВЕДЕНИЕ
В налогообложении сталкиваются интересы государства и плательщика, по-разному оценивающих роль налогов. Поэтому естественно, что роль системы налогообложения не может быть в равной степени позитивной для обеих сторон налоговых отношений. Особенно полярны интересы государства и плательщиков в условиях кризиса экономики и политики. Власти должны внимательно следить за состоянием налогового регулирования и своевременно вносить необходимые коррективы в систему налогообложения. Конкретные программы проведения налоговой политики в разных странах мира различаются, хотя все они в большей или меньшей степени ориентируются именно на стратегию экономического развития, преследуя цель выявить способность хозяйственной системы страны принять теоретическую концепцию нового структурирования налоговых процессов, совершенствования технологий сбора, обработки информации, а также методик распределения налоговых платежей по иерархии вертикально-горизонтальных связей; готовность государственной системы следовать этим концептуальным установкам. С развитием бизнеса в нашей стране значительно увеличилось число налогоплательщиков, которые впервые столкнулись с необходимостью исчислять и уплачивать налоги. И, соответственно, увеличилось число нареканий на налоговую систему страны, дескать, и сложная она, и запутанная. Подобная критика звучит в отношении налогового законодательства во всем мире – идеального налогового законодательства, которое устраивало бы всех и каждого, в истории еще не было.
Результативность системы налогообложения определяется ролью налогов. Эта роль положительна, если потенциал налогообложения реализован на практике в максимально возможной степени и достигнуто относительное равновесие между функциями. Это проявляется в оптимизации уровня налоговых изъятий, а именно в формировании бюджета, не ущемляющего интересы плательщиков. Обеспечение положительного влияния налогообложения на сферы финансово-хозяйственной деятельности задача сложная, к тому же противоречивая: для государства первостепенной и главной является максимизация, а для налогоплательщика — минимизация налоговых изъятий. Классическим стимулом к налоговым реформам последнего десятилетия служило стремление государства превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности, снять все налоговые препятствия на пути экономического роста. При проведении налоговых реформ основные принципы налоговой политики меняются. Смысл налоговых новаций как раз в том и заключается, чтобы усовершенствовать экономико-правовые принципы действующей налоговой системы государства, подвести их к уровню, соответствующему государственной политике экономического развития.
Оптимизация налогообложения зависит от многих объективных и субъективных факторов, поскольку находится под воздействием экономики и политики. Налогообложение в реальной экономической жизни отражает уровень экономической и политической зрелости общества. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
Одной из важнейших налоговых проблем является определение экономической сущности и роли налоговой политики в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь.
Сегодня эффективная оптимизация налогообложения для отечественных предприятий также важна, как производственная и маркетинговая стратегия. Платить как можно меньше налогов - это нормальное желание каждого. Для того, чтобы достичь этой цели, одного желания мало. Нужны еще и грамотные действия, которые позволят добиться максимального результата и не вступить в конфликт с законом. Эффективно построенная государством налоговая политика, используя легальные схемы снижения налоговой нагрузки, позволит повлиять на увеличение доходности субъектов хозяйствования. Оптимизация налогообложения - это составная часть налоговой политики, в которое еще входит планирование и регулирование налоговых платежей.
Объектом исследования в данной курсовой работе является основные тенденции функционирования национальной налоговой политики.
Предмет исследования – налоговая политика Республики Беларусь.
Целью данной курсовой работы является изучение и оценка существующей налоговой политики РБ.
Перед автором были поставлены следующие задачи:
Во-первых, изучение теоретических и методологических основ существования и функционирования налоговой политики. В связи с этим в теоретической части курсовой работы:
- раскрыта сущность налоговой политики, выявлены основные цели и задачи, которые она призвана решать, определены условия ее разработки и осуществления;
- рассмотрены основные ее виды и временные аспекты ее реализации;
- раскрыта связь налоговой политики с налоговым механизмом, их взаимодействие.
Во-вторых, анализ и оценка существующей в нашем государстве налоговой политики. Для этого в практической части данной работы:
- изучены основные тенденции развития налоговой политики РБ за последние три года;
- осуществлен анализ основных экономических показателей эффективности осуществления отечественной налоговой политики;
- рассмотрены основные экономико-правовые аспекты налоговой политики государства.
При написании данной курсовой работы были изучены и использованы нормативные и методические материалы, регламентирующие формирование и функционирование налоговой политики Республики Беларусь; монографии и статьи отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблеме, таких как Заяц Н.Е., Ханкевич Н.А., Райзберг Б.А., Лукьяновой И.А. и др., статистические ежегодники, обзоры экономистов – практиков, опубликованные в периодических изданиях.
Теоретическая и практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут послужить основой реального применения предложенных мероприятий на практике и получения видимых результатов от их внедрения.
3