Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:25, курсовая работа

Описание

Более десяти лет в России идет процесс создания совершенной налоговой системы. Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны – граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ……………………..5
1.1. Понятие, сущность и функции налоговой системы России……………..5
1.2. Принципы построения налоговой системы………………………………..9
1.3. Особенности современной налоговой системы РФ………………………13
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……..15
2.1.Принципы построения налоговой системы РФ…………………………..15
2.2. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах……………………………………………………………20
3.ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ………………… 24
3.1. Важнейшие недостатки российской системы налогообложения………..24
3.2. Недостатки налоговой системы России…………………………………..26
3.3. Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….32
Приложение 1 Структура налоговой системы РФ……………………………34

Работа состоит из  1 файл

экономическая теория.docx

— 69.31 Кб (Скачать документ)

КУРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

На тему:

«Налоговая система России и основные направления ее совершенствования »

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  Выполнил:

                                                                                                  студент 3 курса

                                                                                                  группы 1101

                                                                                                  специальности ГМУ

                                                                                                  Ватаман Ю.Г.

 

 

 

         Проверил:

                                                                                                  Толстых А.В.

 

 

 

 

 

 

Курск 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

  1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ……………………..5

1.1. Понятие, сущность и функции налоговой системы России……………..5

1.2. Принципы построения налоговой системы………………………………..9

1.3. Особенности современной налоговой системы РФ………………………13

  1. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……..15

2.1.Принципы построения налоговой системы РФ…………………………..15

2.2. Сравнительный анализ  эффективной ставки налогов в  России и зарубежных странах……………………………………………………………20

3.ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ  ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ  И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ………………… 24

3.1. Важнейшие  недостатки российской системы  налогообложения………..24

3.2. Недостатки  налоговой  системы России…………………………………..26

3.3. Пути оптимизации налоговой  системы России…………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….32

Приложение 1 Структура налоговой системы РФ……………………………34

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Более десяти лет в России идет процесс создания совершенной  налоговой системы. Государство  может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны  – граждане и юридические лица. Для этого и существует система  налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы  государство активно вмешивается  в “работу” рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному  росту одних отраслей или форм собственности и “ухудшению”  других.

В современном государстве  для мобилизации средств в бюджет применяется сложная система налогов, включающая до 40-50 различных их видов.

Необходимость построения налоговой, системы, соответствующей сущности налогов и их функциям в переходный период, отмечается - в работах В.А. Кашина, И.А. Кравченко, Д.С. Львова, И.Г. Русаковой, Ю.В. Лременко и др. В последние годы значительное внимание теории и практике реформирования налоговой системы уделяют А.М. Бабич, И.В. Горской, Л.Н. Лыкова, Л.Н. Павлова, Л.Л. Окуневой, В.Ф. Столяров, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина и др.

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство  не может обойтись без налогов  и поэтому налоги являются тем  фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

На современном этапе  трансформации экономической системы  России важным условием ее целостности и стабильности является эффективное функционирование ее подсистем, в том числе и налоговой системы.

Анализ налоговой системы  чрезвычайно актуален с политико-экономических  позиций для развития собственно экономической теории. Исследования в этом направлении малочисленны, а требования всестороннего, исследования теоретических и практических аспектов совершенствования налоговой системы  именно в российской экономике особенно остро звучат в последнее время.

Целью курсового исследования является рассмотрение современной  налоговой системы РФ и проблем  ее совершенствования.

Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения  следующих задач:

  • проанализировать понятие, цели, содержание и роль налоговой системы;
  • определить принципы построения налоговой системы;
  • дать характеристику и анализ поступлений основных налогов в бюджет Российской Федерации в январе-августе 2009г;
  • кратко охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
  • перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
  • раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.

Объектом исследования является действующая налоговая система  Российской Федерации.

Теоретической и методологической основой работы являются теории и  концепции экономической трансформации  налогообложения и налоговой  системы в Российской Федерации.

 

  1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ

 

    1. Понятие, сущность и функции налоговой системы России

 

Налоговая система представляет собой совокупность предусмотренных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства[6. c.10].

Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов  потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая  система налогообложения даёт представление  о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Эта роль зависит  от объективных и субъективных факторов, что отражено в приложении 1(Структура налоговой системы РФ). 

Система налогов – это  совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и мировой практике являются: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц; таможенныые пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

Налоговый механизм – понятие  более объемное, чем налоговая  система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового  характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством  налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются  основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач.

Наиболее важную роль в  налоговом механизме имеет налоговое  законодательство, а внутри него –  механизм налогообложения (уровня налоговых  ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов).

Посредством изменения механизма  налогообложения можно придать  налоговой системе качественно  новые черты, например, изменить ее структуру, не меняя при этом количественного  и видового состава налогов.

Исторически налоги рассматривались  и существовали как податные системы. Само их существование порождено  необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время  считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на низ налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

Теоретический потенциал  налога как экономической категории  реализует система налогообложения, которой свойственны  определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов  потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая  система налогообложения  дает представление  о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

В числе налоговых функций  ученые также   называют: фискальную,  распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую (макроэкономическую), социальную

Посредством фискальной функции системы налогообложения удовлетворяются общенациональные необходимы потребности. Посредством регулирующей функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т.е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и общегосударственных экономических интересов. Конечная цель налогового регулирования – обеспечить непрерывность инвестиционных процессов, рост финансовых результатов бизнеса, а тем самым способствовать росту общенационального фонда денежных средств.

Таким образом, обе налоговые  функции позволяют трансформировать внутренний потенциал налогообложения  из абстрактно воспринимаемой  ее способности  воздействовать на качественные и количественные параметры бизнеса в реальные результаты такого действия.

Фискальная функция состоит  в обеспечении доходов государственной  бюджетной системы и находится  под особым контролем и воздействием государства, в центре его финансовой политики.

Макроэкономическая (регулирующая) функция – это роль налогов и налоговой политики  в системе факторов регулирования макроэкономических процессов, совокупного спроса и предложения, темпов роста и занятости. В условиях России налоговая система проявила себя как фактор ограничения спроса, особенно инвестиционного, углубления   падения производства, формирования безработицы и неполной занятости рабочей силы.

Распределительная функция налоговой системы проявляется в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом, динамикой курсов акций и т.д. Налоги выступают существенным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов юридических  и физических лиц. Распределительная функция налогов влияет на распределение не только доходов, но и капиталов, инвестиционных ресурсов.

Социальная функция налогов носит многоаспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д).

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования