Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 10:25, курсовая работа
Более десяти лет в России идет процесс создания совершенной налоговой системы. Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны – граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ……………………..5
1.1. Понятие, сущность и функции налоговой системы России……………..5
1.2. Принципы построения налоговой системы………………………………..9
1.3. Особенности современной налоговой системы РФ………………………13
ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……..15
2.1.Принципы построения налоговой системы РФ…………………………..15
2.2. Сравнительный анализ эффективной ставки налогов в России и зарубежных странах……………………………………………………………20
3.ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПУТИ ИХ ОПТИМИЗАЦИИ………………… 24
3.1. Важнейшие недостатки российской системы налогообложения………..24
3.2. Недостатки налоговой системы России…………………………………..26
3.3. Пути оптимизации налоговой системы России…………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….32
Приложение 1 Структура налоговой системы РФ……………………………34
Социальная функция налогов
проявляется и непосредственно
через механизмы налоговых
Социальная функция
налоговой системы требует
Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастриваемая» функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.
Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.
Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.
Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наооборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.
В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.
Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.
1.2 Принципы построения налоговой системы
Впервые принципы налогообложения были сформулированы в XVIII в. великим шотландским исследователем экономики и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных впоследствии «Декларацией прав плательщика»:
Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.
Принципы построения эффективной налоговой системы достаточно обоснованы в налоговой теории и включают в себя следующие:
- Экономическая эффективность
- налоговая система не должна
мешать развитию
- Определенность
- Справедливость
- Простота налогообложения и
низкий уровень издержек по
взиманию налогов - налоговое
законодательство должно
Система налогообложения
1) принцип всеобщности
налогообложения и принцип
2) принцип недискриминации (нейтральности) налогообложения в отношении форм экономической деятельности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
3) принцип недопустимости
создания препятствий
4) принцип единства
5) принцип определённости
правил налогообложения – при
установлении налогов должны
быть определены все элементы
налогообложения; акты
6) принцип истолкования
всех неясностей в налоговом
законодательстве в пользу
В экономической литературе встречается и ряд других организационных принципов налогообложения, которые носят объективный характер. К ним можно отнести:
1) принцип подвижности
(эластичности) – суть его заключается
в том, что налоговая нагрузка
может быть оперативно
2) принцип стабильности
– этот принцип предполагает
постоянство налоговой системы,
3) принцип исчерпывающего
перечня региональных и
В мировой практике имеет
место использование и ряда других
принципов налогообложения, к которым
можно отнести принцип
Перечислим основные особенности,
характеризующие современную
Первое. Налоговый кодекс
РФ установил закрытый перечень налогов
и сборов, который может быть изменен
или дополнен только законом, принятым
Федеральным Собранием. До этого, в
силу Указа Президента РФ № 2268 от 22.12.1993
г., законодательные (представительные)
органы власти субъектов Федерации
(включая и органы местного самоуправления)
имели право вводить на своей
территории практически любые налоги,
сверх включенных в установленный перечень.
Ранее органам национально-государственных
и территориально-
Второе. В главах, определяющих
конкретные режимы налогообложения, представлены
как отдельные самостоятельные налоги,
так и группы налогов одинакового или
близкого типа (например, акцизы (в главе
«Акцизы», пошлины (в главе «Государственная
пошлина»), налоги на отдельные виды доходов
(в главе «Налог на доходы физических лиц»),
и т.д.). При этом для целей классификации
налогов применен административно-
Третье. С принятием Налогового
кодекса приказы, инструкции и методические
указания, издаваемые налоговыми органами,
не относятся к актам
Четвертое. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).
Пятое. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Принципы налогообложения, обоснованные А. Смитом в конце XVIII в., были расширены и систематизированы немецким ученым экономистом Адольфом Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы. Система принципов А. Вагнера представлена в таблице1:
Таблица 1
Система принципов налогообложения А.Вагнера
Финансовые принципы организации налогообложения |
Достаточность налогообложения. Эластичность (подвижность) налогообложения |
Народнохозяйственные принципы |
Надлежащий выбор источника налогообложения (в частности, решение вопроса -должен ли налог падать только на доход или капитал отдельного лица либо населения в целом). Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их предложения |
Этические принципы (принципы справедливости) |
Всеобщность налогообложения. Равномерность налогообложения |
Административно-технические правила (принципы налогового управления) |
Определенность Удобство уплаты налога. Максимальное уменьшение издержек взимания |
Базис действующей сегодня налоговой системы РФ заложен в 1992 году, когда был принят внушительный свод законов РФ об отдельных видах налогов. Однако, даже принимая в расчет тот факт, что большинство из законодательных актов претерпели значительные изменения или вовсе были упразднены, основы построения налоговой системы остались неизменными.
Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования