Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики
1.1. экономическая сущность, функции ,виды налогов
1.2 Основные принципы налогообложения
2.Налоговая система РФ
2.1 Состав, структура, принципы построения
2.2 Федеральная налоговая служба РФ, ее основные задачи и функции.
2.3 Проблемы законодательства о налогообложении малого предпринимательства
3. Налоги существующие на территории Российской Федерации
3.1 Налог на прибыль предприятий и организаций
3.1. Налоговые реформы в Российской Федерации
3.2. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)


 

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

 

 

Институт   -  

Направление (специальность)   - 

Кафедра   -  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по экономике

Налоговая система России

 

 

 

 

 

 

Студент гр._ ___            ___________________             

                    (номер группы)                                 (подпись)

                                                    

 

Руководитель                         ____________________          .

доцент,                                           (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2011

 

Оглавление

Введение

1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

1.1. экономическая сущность, функции ,виды налогов

1.2 Основные принципы налогообложения

2.Налоговая система РФ

2.1 Состав, структура, принципы построения

2.2 Федеральная налоговая служба РФ, ее основные задачи и функции.

2.3 Проблемы законодательства о налогообложении малого предпринимательства

3. Налоги существующие на территории Российской Федерации

3.1 Налог на прибыль предприятий и организаций

3.1. Налоговые реформы в Российской Федерации

3.2. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации

Заключение

Литература

 


Введение

              Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

              Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

              В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

              Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них:- «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,- «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,- «О налоге на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92) и другие.

              Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

              Цель данной курсовой работы разобраться в действующей налоговой системе России.

          Задачи выделить её основные противоречия и пути её реформирования.

             

1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

1.1. экономическая сущность, функции ,виды налогов

 

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное значение – мобилизация денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налоги могут рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей тремя важнейшими функциями.

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция).

3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую  очередь  выполняли  фискальную  функцию,  т.е.  обеспечивали финансирование  общественных  расходов,  в  первую  очередь  расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций  в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения. Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее  действие  ориентировано  на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на  макроэкономические процессы и пропорции,  то  стимулирующая  роль  более  приближена  к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.

Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

 

Во всех государствах, при всех общественных формациях, налоги выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. В течение последних полутора-двух десятилетий заметное развитие получили социальная и регулирующая функции.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

– установление и изменение системы налогообложения;

– определение налоговых ставок, их дифференциация;

– предоставление налоговых льгот, освобождение от налогов части прибыли и капитала с условием их целевого использования в соответствии с задачами государственной экономической политики.

Глобальное положение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, усилению стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости и оживлению хозяйственной деятельности. Повышение налогов – обычный способ борьбы с перегревом конъюнктуры.

Изменяя налоговые ставки на прибыль, государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов – воздействовать на фонд потребления в целом, на уровень цен.[13]

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.

1.2 Основные принципы налогообложения

На протяжении всей истории человечества ни одно государство не могло существовать без налогов. Налоговый опыт показал и главный принцип налогообложения: «Нельзя резать курицу, несущую золотые яйца», т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Современные принципы налогообложения:

1. Уровень налоговой ставки, т.е. уровень доходов, должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально.

Однако идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части населения, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, в налоговом законодательстве.

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходит по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщиков в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплаты или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом ГЭП – этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.[10]

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых для выполнения соответственных дирекций – социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Налоги являются объективной необходимостью, они обусловлены потребностями, которые формируют ее структуру и механизм функционирования финансовой системы страны. Факторы социального и экономического порядка стимулируют обновление производственных отношений в части налогов: так переход к рыночной системе хозяйствования потребовал от государства проведения коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.

Формирование рынка труда, его функционирование не могут быть эффективными без создания государственного фонда содействия занятости. Такой фонд образуется за счет обязательных отчислений хозяйствующих субъектов (работодателей). Также создаются фонды медицинского страхования, социального страхования и Пенсионный фонд. Все эти внебюджетные фонды появились в России в течение 1991–1992 гг. в законодательном порядке, чтобы постепенно обеспечить приемлемый и достаточный уровень социальных мер. Отношение предприятий и государства по поводу формирования внебюджетных фондов, имеющих налоговую природу: ж.–д. тарифы, нормы страховых отчислений в фонды законодательства – устанавливаются государством, относятся на себестоимость выпускаемой продукции, работ, услуг, следовательно, имеют непосредственную связь с налогом на прибыль. Поэтому в Законе РФ «Об основах налоговой системы РФ» все эти платежи фигурируют в качестве федеральных налогов.[15]

2.Налоговая система РФ

2.1 Состав, структура, принципы построения

Действующая в настоящее время налоговая система РФ в своих кардинальных положениях определяется Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г. № 2118-1 с учетом последующих изменений и Налоговый кодекс РФ ч. I и ч. II.[1]

Так, налоговая система базируется на следующих принципах:

- полное равенство существующих форм собственности;

- учет всех видов полученных юридическими и физическими лицами доходов независимо от вида и характера деятельности;

- единый подход при определении размеров налогообложения, установления льгот и налоговых ставок;

- однократность налогообложения;

- обеспечение учета специфики объектов налогообложения.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

Действующие в РФ налоги принято разделять на три основные группы с учетом того, каким органом власти они вводятся, изменяются, корректируются и в какой бюджет, как правило, поступают.

Для определения любого налога необходимо определить:

- налогоплательщика;

- объект и источник налога;

- единицу налогообложения;

- налоговую ставку;

- срок уплаты налога;

- бюджет или внебюджетный фонд, в который перечисляется налог.

Налог (сбор, пошлина) – обязательный взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком в соответствии с законодательными актами.

Налогоплательщики – юридические и физические лица, на которых законом возложена обязанность уплачивать налоги, учет налогоплательщиков в налоговых органах обязателен.

Банки и кредитные учреждения открывают предприятиям счета только при предъявлении документа, подтверждающего постановку на учет в налоговых органах, и в пятидневный срок сообщают им об открытии счета.

Законом определены объекты налогообложения:

- доходы (прибыль);

- стоимость определенных товаров;

- отдельные виды деятельности;

- операции с ценными бумагами;

- пользование природными ресурсами

- имущество юридических и физических лиц;

- передача имущества;

- добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

- другие объекты, установленные законом.

Причем, по принципу погашения налогов их можно подразделить на 3 группы:

- налоги, включаемые в затраты на производство;

- налоги, взимаемые из прибыли (доходов);

- налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и прочих активов.

Рассмотрим наглядно связь объектов и источников налогов.

Что касается методики расчета предприятия по налогам, то она зависит от механизма действия конкретного налога и, в первую очередь, от объекта налогообложения и источника налога. То есть объект налогообложения тесно связан с источником налога. Объект – то, что облагается налогом, источник - то, за счет чего погашается налог.

Налоговые ставки:

– устанавливаются федеральным законодательным органом и другими органами государственной власти (кроме ставок акцизов и таможенных пошлин);

– на отдельные группы и виды товаров ставки акцизов устанавливаются правительством РФ. Ставки таможенных пошлин определяются Законом РФ «О таможенном тарифе».

Если международным договором РФ (или бывшего СССР) установлены иные правила налогообложения, то применяются правила международного договора.

Виды льгот по налогам:

- необлагаемый минимум объекта;

- изъятие определенных элементов объекта из обложения;

- освобождение от уплаты отдельных лиц или категорий налогоплательщиков;

- понижение налоговых ставок;

- вычет из налогового платежа;

- целевые налоговые льготы (в т.ч. отсрочка уплаты);

- прочие налоговые льготы.

Льготы по всем налогам применяются только в соответствии с действующим законодательством. Запрещается предоставление индивидуальных налоговых льгот, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Налоговые льготы, предусмотренные Указом № 2270 (10), применяются в случае, если создают более благоприятные условия, чем льготы, установленные ранее принятыми законодательными и нормативными актами.[7]

 

2.2 Федеральная налоговая служба РФ, ее основные задачи и функции.

Государственная налоговая служба, действовавшая на основании Закона РСФСР от 21.03.91 г. «О государственной налоговой службе РСФСР» при Минфине РСФСР, с началом радикальных экономических реформ Указом Президента РФ от 31.12.91 г. № 340 была преобразована в самостоятельную централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства.

Основной задачей ГНС РФ является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджеты соответствующих уровней налоговых и других обязательных платежей.

В рамках решения этой основной задачи обязанности органов ГНС РФ в отношении налогоплательщиков включают в себя:

      контроль за соблюдением законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет;

      обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков. Учет налогоплательщиков осуществляется путем ведения органами ГНС РФ Государственного реестра предприятий, в который заносятся сведения о всех предприятиях, прошедших государственную регистрацию, об изменениях в их учредительных документах и их ликвидации. Порядок ведения Госреестра определяется утвержденным ГНС РФ по согласованию с МФ РФ Положением (46). Необходимые для внесения в Госреестр данные представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности (в недельный срок с момента регистрации – (47), п. 15) и самими предприятиями при постановке их на учет в налоговом органе (46, п. 7). Сведения о включении предприятий в Госреестр и исключении из него подлежат опубликованию в установленном порядке;

      контроль за своевременностью представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет, а также контроль за их достоверностью. Сроки представления и объем представляемой квартальной и годовой бухгалтерской отчетности определяются Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, а ее формы – МФ РФ; сроки представления и форма налоговых расчетов – инструкциями ГНС РФ о порядке исчисления и уплаты в бюджет отдельных налогов;

      возврат излишне изысканных и уплаченных в бюджет налогов и других обязательных платежей;

      осуществление работы по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозного и перешедшего по праву наследования к государству имущества и вкладов.

Контроль за уплатой налогоплательщиками обязательных страховых взносов во внебюджетные социальные фонды не входит в функции налоговых органов, и они могут осуществлять его только в том случае, если это предусмотрено законодательными или нормативными актами о соответствующих фондах. В принципе, в части обеспечения полноты и своевременности уплаты страховых взносов каждый из этих фондов наделен в отношении плательщиков взносов правами налоговых органов в обеспечении уплаты налоговых платежей. Однако лишь обладающий достаточно развитой структурой Пенсионный фонд РФ осуществляет свою деятельность полностью самостоятельно. Положениями о всех остальных фондах (Государственном фонде занятости населения РФ, Фонде социального страхования РФ, Фондах обязательного медицинского страхования) предусмотрена возможность их поддержки налоговыми органами.

Информация о работе Налоговая система России