Налоговая система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение
1. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики
1.1. экономическая сущность, функции ,виды налогов
1.2 Основные принципы налогообложения
2.Налоговая система РФ
2.1 Состав, структура, принципы построения
2.2 Федеральная налоговая служба РФ, ее основные задачи и функции.
2.3 Проблемы законодательства о налогообложении малого предпринимательства
3. Налоги существующие на территории Российской Федерации
3.1 Налог на прибыль предприятий и организаций
3.1. Налоговые реформы в Российской Федерации
3.2. Пути реформирования налоговой системы Российской Федерации
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 240.50 Кб (Скачать документ)

С учетом того, что ГНС является наиболее дееспособной контролирующей системой, на них в законодательном порядке возложен контроль за некоторыми другими сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, близко соприкасающимися вопросами исчисления объектов налогообложения.

В частности, налоговым органам поручены:

      контроль за соблюдением Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»;

      взыскание с предприятий административных штрафов, налагаемых органами госстрахстройнадзора в соответствии с Законом РФ от 17.12.92 г. «Об административной ответственности предприятий за правонарушения в области строительства»;

      наложение на основании сведений, предоставляемых банками и другими органами, обязанными проводить проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, санкций за нарушение установленного порядка в этой области;

      наложение штрафов за нарушение установленного порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках.

В обязанности налоговых органов по контролю за соблюдением Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин...», установленные ст. 6 данного закона, входит:

1) регистрация используемых на предприятии ККМ;

2) осуществление контроля за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки денежных средств на предприятии;

3) проверка документов, связанных с применением ККМ, с получением необходимых объяснений, справок и сведений по всем вопросам, возникающим при проверках;

4) проверка правильности выдачи чеков;

5) применение штрафных санкций за нарушение установленного порядка использования ККМ вплоть до обращения в суд с иском о ликвидации предприятия в случае повторного нарушения.[1]

Ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства

Меры оперативного реагирования.

Приостановление банковских операций в случае непредоставления налоговых документов.

Финансово-правовые санкции.

Санкции не применяются при самостоятельном выявлении налогоплательщиком ошибок и внесении исправлений в бухгалтерскую и налоговую отчетность до проверки налоговым органом.

1. Штраф в размере 10% от доначисленных сумм налога за: - отсутствие учета объекта налогообложения; - ведение учета с нарушениями, повлекшими занижение сумм налога.

2. Штраф в размере 5% от причитающихся к уплате сумм налога, если документ не предоставлен в налоговую инспекцию до 180 дней; 30% от причитающихся сумм налога; 10% за каждый месяц, начиная со 181 дня за не предоставление налоговой декларации в государственную инспекцию.

3. Пени – 0,003% ставки рефинансирования ЦБ от неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа.

Административные санкции.

1. Штрафы, налагаемые на граждан и должностных лиц предприятия.

Уголовная ответственность за налоговые преступления:

1. Уклонение от подачи декларации о доходах, включение в декларацию заведомо искаженных данных (ст. 162-1 УК): - исправительные работы до 2 лет; - штрафы от 2 до 10 установленных законодательством размеров минимальной месячной оплаты труда (РМ МОТ).

2. Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения (ст. 162-2 УК):

- в крупных размерах (сумма сокрытого налога более 50 РМ МОТ) - штраф до 350 РМ МОТ.

- в особо крупных размерах: - штраф от 300 до 500 РМ МОТ,

  - лишение свободы до 5 лет.

3. Противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов или неуплаты налогов (уклонение от явки в органы налоговой службы для подачи пояснений, отказ от пояснений об источниках доходов) (ст. 162-3 УК) – штраф от 100 до 150 РМ МОТ.

Срок исковой давности по налоговым претензиям.

1. Физические лица – 3 года (при взимании недоимки, штрафа в судебном порядке).

2. Юридические лица – 6 лет с момента образования недоимки (при взимании недоимки, штрафа в бесспорном порядке)[3]

2.3 Проблемы законодательства о налогообложении малого предпринимательства

 

Малое предпринимательство - ведущий сектор в рыночной экономике, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Малый бизнес - это стабильная налогооблагаемая база. Большая часть собираемых во всех странах мира налогов приходится именно на субъекты малого предпринимательства, которые достаточно крепко стоят на ногах. Малые предприятия, как правило, являются многопрофильными, они вынуждены гибко изменять свою деятельность в силу неустойчивости рынка и нестабильности нормативно-правовой базы.

Налоговая система России не в полной мере способствует развитию малого предпринимательства, которое способно наладить производство импортозаменяющей продукции, создать новые рабочие места и обеспечить приток денег в бюджеты всех уровней.

В России действуют три системы налогообложения малых предприятий:

1 общеустановленная система, при которой малые предприятия уплачивают НДС, налог на прибыль, налог на имущество и др.;

2 упрощенная система налогообложения;

3 система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В развитии налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ можно проследить несколько этапов.

На первом этапе были приняты: постановление Совета министров СССР (в августе 1990 г.), постановление Совета министров РСФСР (в июле 1991 г.) о мерах поддержки и развития малых предприятий в стране. В этих документах определены критерии отнесения предприятий к категории малых, а также предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.

Второй этап развития налогообложения малого бизнеса связан с постановлением Правительства РФ от 11 мая 1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Предусматривался комплекс первоочередных мер по стимулированию и государственной поддержке малых предприятий, а также налоговые льготы для малых предприятий, работающих на приоритетных направлениях в том числе:

освобождение от налогообложения суммы прибыли, накопленной за определенный период и используемой для развития собственного производства;

освобождение малых предприятий от уплаты налога на прибыль в первые два года работы;

установление льготных ставок налога на прибыль малых предприятий в третий и четвертый годы работы с момента их регистрации;

возмещение НДС, уплачиваемого малыми предприятиями поставщикам оборудования и иных основных средств;

освобождение от налога на прибыль средств негосударственных юридических лиц и от подоходного налога - физических лиц, направляемых в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции и в аналогичные государственные фонды, создаваемые органами государственной власти и управления субъектов Федерации и органами местного самоуправления;

предоставление льгот по налогообложению доходов коммерческих банков, предоставляющих кредиты малым предприятиям, занимающимся производственной деятельностью;

распространение на малые предприятия, образованные в результате выделения (разделения) предприятий-монополистов, при условии их приватизации, льгот по налогообложению, установленных для вновь созданных малых предприятий;

сохранение налоговых льгот для малых предприятий при их приватизации;

уточнение порядка и сроков взимания налога на прибыль и НДС для малых предприятий.

Постановление сыграло положительную роль, что выразилось в заметном росте числа малых предприятий во всех отраслях экономики в 1993 г.

Общеустановленная система налогообложения малого бизнеса была по существу оформлена на втором этапе развития. Хотя субъекты малого предпринимательства облагались общими налогами, что и все остальные предприятия, в то же время в целях стимулирования более быстрого их развития им предоставлялись специальные налоговые льготы по основным налогам. Однако в целом общеустановленная система обложения малого предпринимательства не была идеальной.

Можно выделить следующие факторы, определяющие негативное отношение предпринимателей к этой системе:

совокупный процент налогов, которые платит предприятие, велик;

заполнение огромного количества форм отчетности, которые сдаются в разное время в разные организации;

большое число налогов, уплачиваемых с различных налогооблагаемых баз;

плохая проработка законов;

постоянные изменения в законодательной базе.

На третьем этапе развития налогообложения субъектов малого бизнеса был принят Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Он определил общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

С января 1996 г., начал действовать Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», в котором большая роль отводилась налоговым вопросам.

Цель Закона - максимальное упрощение ведения бухгалтерского учета, составления налоговой отчетности и процедуры уплаты налогов. На этой основе Правительство РФ пыталось вывести из «теневого оборота» субъекты малого предпринимательства, расширив налоговую базу. Предполагалось, что Закон вызовет массовый переход субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения, однако, такие надежды не оправдались. По данным Министерства по налогам и сборам РФ по состоянию на 1 июля 1999 г. на территории РФ действовало около 890 тыс. малых предприятий, которые производят примерно 12 % ВВП. На упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности перешли около 3 % малых предприятий.[16]

Приведенные данные свидетельствуют, что абсолютное число малых предприятий предпочитают пользоваться общепринятой системой учета, отчетности и налогообложения, предусматривающей немало льгот для малого бизнеса. Это объясняется жесткими требованиями перехода к новой системе.

Следующим этапом в развитии налогообложения субъектов малого предпринимательства стало принятие Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Необходимость появления такого Закона вызвана тем, что действующий до этого закон не выполнял возложенных на него задач. В силу особенностей деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей (работа с наличными деньгами, без кассовых аппаратов и др.) он не обеспечивал полного учета объектов обложения и не давал возможности наладить контроль за малым бизнесом, чтобы исключить уклонение от уплаты налогов и развитие теневой экономики.

С принятием указанных двух федеральных законов налоговая политика в отношении субъектов малого предпринимательства пошла по двум направлениям.

Первое направление - введение упрощенной системы учета, отчетности и налогообложения путем замены федеральных, региональных и местных налогов:

единым налогом на совокупный доход или валовую выручку либо единым налогом на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Второе направление - предоставление на определенных условиях и на определенный срок налоговых льгот в целях стимулирования развития малых предприятий. Законодательство РФ устанавливает общие для всех налогоплательщиков налоговые льготы и, кроме того, малому бизнесу - специальные налоговые льготы, которые действуют в виде:

снижения налоговой ставки;

установления необлагаемого минимума;

исключения из объекта каких-либо его элементов;

налоговых каникул - освобождения налогоплательщика от уплаты налога на конкретный период;

налогового кредита - освобождения налогоплательщика от уплаты налога на конкретный период на возвратной основе (отсрочка).

Такое деление двух направлений налоговой политики условно, поскольку одно не исключает другое, и они могут действовать параллельно.

Принятые государством меры хотя и продвинули налогообложение субъектов малого предпринимательства в нужном направлении, но не достигли ожидаемой цели, поскольку при этом не были учтены многие существенные детали.

Для урегулирования вопроса налогообложения малых предприятий необходимо:

 ввести в налоговый кодекс раздел о статусе и налогообложении малого бизнеса как отдельного вида налогооблагаемой базы;

провести систематизацию множества налоговых изъятий с малых предприятий;

унифицировать налоги, оставляя преимущества за тем, что идет на развитие производств;

дифференцировать шкалу ставок, изменяющихся в зависимости от уровня дохода и различающихся по отраслевому признаку и видам деятельности.[11]

 

 

3. Налоги существующие на территории Российской Федерации

 

3.1 Налог на прибыль предприятий и организаций

Нало́г на при́быль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компании и т. д.). Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.

К вычетам относятся:

Информация о работе Налоговая система России