Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа
В настоящей работе рассмотрим сущность налогов, современные принципы налогообложения, элементы налогов, их виды и основные функции.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:
По
мере развития экономических отношений,
появились и совершенствовались
новые виды налогообложения. Показательным
примером может служить то, что в XVIT веке
в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась
34 налогами (акцизами)
Неизбежность налогов настолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».
По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.
Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, .Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций. Например:
• в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34%;
• в Великобритании - с 45 до 35%;
• во Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%;
• в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%.
В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.
Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.
В
настоящей работе рассмотрим сущность
налогов, современные принципы налогообложения,
элементы налогов, их виды и основные функции.
Глава 1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ИХ ФУНКЦИИ
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями. [2,с.197]
Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... ".1 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Таким
образом, налогообложение — это
система распределения доходов
между юридическими или физическими
лицами и государством, а налоги представляют
собой обязательные платежи в бюджет,
взимаемые государством на основе закона
с юридических и физических лиц для удовлетворения
общественных потребностей. Налоги выражают
обязанности юридических и физических
лиц, получающих доходы, участвовать в
формировании финансовых ресурсов государства.
Являясь инструментом перераспределения,
налоги призваны гасить возникающие сбои
в системе распределения и стимулировать
(или сдерживать) людей в
развитии той
или иной формы деятельности. Поэтому
налоги выступают важнейшим звеном финансовой
политики государства в современных условиях.
Главные принципы налогообложения — это
равномерность и определенность. Равномерность
— это единый подход государства к налогоплательщикам
с точки зрения всеобщности, единства
правил, а так же равной степени убытка,
который понесет налогоплательщик. Сущность
определенности состоит в том, что порядок
налогообложения устанавливается заранее
законом, так что размер и срок уплаты
налога известен заблаговременно. Государство
так же определяет меры взыскания за невыполнение
данного закона. [6,с.171]
Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.
НК РФ трактует только 3 вида налогов:
Однако невозможно выделить какой-либо один критерий, по которому можно рассматривать налоги, так как это зависит от целей анализа, проводимого исследователями.
Следует отметить, что все без исключения налоги в различной степени влияют на все стороны хозяйственной жизни и по своей природе всегда оказывают комплексное воздействие на экономику страны.
Одна из первых классификаций была построена на основе критерия прелагаемости налогов (XVII в.). Проблемами переложения налогов занимались видные российские ученые: Н.Тургенев, И.Озеров, А.Тривус…
Наиболее распространенной классификацией налогов является их разделение на прямые и косвенные. Такое разделение налогов известно с глубокой древности (в Римской империи взимались налоги с наследства и с оборота).
В практике налогообложения в России используются различные виды налогов.
►Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т.д. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.
Прямые налоги в свою очередь делятся на личные и реальные:
•Личные налоги уплачиваются с действительно полученной прибыли (дохода).
•Реальными налогами облагается не действительно полученный доход, а предполагаемый, нормальный доход, который лицо должно получить. Такой налог используется в случаях, когда невозможно установить действительный доход налогоплательщика. Чаще всего это налоги с имущества.
►При
косвенном налогообложении
Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги – несправедливые налоги. Покупатели в магазинах ежедневно, сами, не замечая того, уплачивают косвенный налог (НДС). Косвенные налоги в гораздо большей степени подрывают имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в процентном отношении к их доходу далеко не одинаково.
Для государства косвенные налоги наиболее приемлемы в виду своей замаскированности.
В
западных странах косвенные налоги
находят более широкое
► Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной (более 5 лет) основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.
► Регулирующие налоги в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам) ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их несбалансированности.
► Общие налоги составляют основную налоговую массу. Они обезличиваются и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд (на общий счет). Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.
► Специальные целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют вне6бюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды…).
► налоги с физических лиц (подоходный налог; налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и т.д.).
►налоги с юридических лиц (налог на прибыль; налог на добавленную стоимость и т.д.).
► налоги, взимаемые и с юридических и с физических лиц (земельный налог; налог на доходы от капитала; некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).
► Пропорциональный налог — это налог, взимаемый независимо от размеров дохода.
► Регрессивный налог — это налог, средняя ставка которого понижается по мере роста дохода.
► Прогрессивный налог — это налог, средняя ставка которого повышается по мере возрастания дохода.
►Федеральные – это налоги, установленные законами РФ, и взимаются на всей территории страны. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня.
►
Налоги субъектов РФ. Часть этих
налогов устанавливается