Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание

В настоящей работе рассмотрим сущность налогов, современные принципы налогообложения, элементы налогов, их виды и основные функции.

Работа состоит из  1 файл

Налоговая система.doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

      ► Местные налоги и сборы – это  такие налоги, зачисление сумм от которых  на долгосрочной основе предусмотрено  в бюджете муниципальных образований. Устанавливаться эти налоги могут как актами органов местного самоуправления, так и законами субъектов РФ, федеральными законами на  территории  Российской Федерации взимаются следующие налоги, сборы и платежи:

- Налог на прибыль предприятий и организаций. В дальнейшем возможно

 взимание  налога с валового дохода предприятий.

-  Налог на имущество предприятий,  определяемое как итог бухгалтерского баланса плательщика.

-   Налог с доходов банков,  включая коммерческие,  специализированные, совместные  банки  с  участием отечественного иностранного капитала, иностранные банки.

- Налог на доходы от страховой деятельности,  уплачиваемый страховым организациями любых организационно правовых форм

-  Налог на добавленную стоимость. Взимается со стоимости реализации товаров,  работ,  услуг за минусом  материальных  и приравненных к ним затрат,  связанных с производством этого товара, работ, оказания услуг.

-  Акцизы  на определенные товарные группы и отдельные товары. Акцизы включаются в цену товара и,  следовательно увеличивают ее. Налог на добавленную стоимость и  акцизы  введены  взамен ранее существовавших налога с оборота и налога с продажи.

- Земельный налог.  Вносится  собственниками,  землевладельцами и землепользователями.

     - Налог на операции с ценными бумагами. Взимается при их выпуске (эмиссии) и купле-продаже.

- Налоговые платежи за пользование природными  ресурсами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

-  Лесной доход,  плата за воду. Обязательные платежи за использование лесных и водных ресурсов.

- Подоходный налог с физических лиц. Уплачивают граждане, получающие доходы на территории Российской федерации.

- Налог на имущество физических лиц (с недвижимого имущества и с транспортных средств за исключением автотранспорта).

- Сбор с граждан за право торговли,  уплачиваемый путем приобретения разового талона или временного патента.

- Регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.[7,с.46]

-  Налог с имущества.  переходящего в порядке наследования и дарения.

-  Государственная пошлина. Взимается с граждан, предприятий и организаций за действия и услуги органов суда, арбитража, нотариальных контор , Загсов, исполнительных комитетов, Совета народных депутатов.

-  Таможенная пошлина,  уплачиваемая при экспорте и  импорте товаров и продукции.

        Данным перечнем не охватывается  весь  список  налогов  и сборов, которые  могут  взиматься  на той или иной территории. Ряд налогов может вводиться республиками,  входящими  в состав Российской федерации.  Кроме того, в соответствии с Меморандумом об экономической политике Российской федерации они получили право устанавливать дополнительные налоги.

         В соответствии с законом "Об  основах налоговой системы   в

Российской Федерации  "  все предусмотренные налоги делятся на

общегосударственные (федеральные),   республиканские   налоги

республик, входящих в состав России,  краев, областей, автономных округов и местные налоги.  Объекты налогообложения, размер ставок, состав плательщиков, порядок зачисления в бюджете раз-

личных уровней  определяются:

      по  федеральным налогам – законодательством Российской Федерации;

      по республиканским   налогам  -  законодательными  актами

Российской Федерации  в части обязательных  налогов,  взимается на всей  территории.  По  другим налогом - законами республик, входящих в состав Российской Федерации,  нормативными документами органов власти краев, областей, автономных округов.

      По местным налогам обязательного характера конкретные ставки определяются    республиками,    входящими   в   состав Российской Федерации,  или решениями соответствующими органами власти. Остальные  местные  налоги вводятся и регулируются районными, городскими органами власти и управления.

        Федеральные налоги  взимаются на всей территории России по единым ставкам.  К ним относятся:  налог на добавленную  стоимость, акцизы  на  отдельные товары,  налог на прибыль,  доход предприятий и организаций, налог на операции с ценными бумагами, подоходный налог с физических лиц, таможенная пошлина, налоги - источники формирования дорожных фондов,  гербовый сбор, государственная пошлина.

        В перечень республиканских налогов входят: налог на доходы от продажи концессий на разработку природных ресурсов,  акцизы на уголь, нефть, газ, минеральную руду, налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду и др.

         Из местных налогов наиболее  значительным  является:  земельный, регистрационный  сбор с физических лиц,  занимающихся предпринимательской деятельностью,  налог на рекламу,  сбор за право использования местной символики и др.

        Таким образом часть,  республиканских и местных налогов взимается в  обязательном  порядке  в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

         Другие вводятся органами власти на местах. Например, среди республиканских налогов налог на  доходы  от  продажи  концессий на  разработку  природных ресурсов,  налог на имущество предприятий, лесной доход,  плата за воду - обязательные. В тоже время  субъекты Федерации могут дополнительно ввести акцизные сборы на добычу угля,  нефти , газа, руды, других полезных

ископаемых.

        В перечне обязательных местных налогов будут:  налог на имущество физических  лиц,  земельный  налог,  регистрационный сбор с физических лиц,  занимающихся предпринимательской  деятельностью.

      Знание  только списка налогов,  взимаемых  на  определенной территории, явно  недостаточно для уверенного контакта с налоговой службой, конкретного разговора по вопросам налогообложения в  вашей налоговой инспекции.  Необходимо  изучить соответствующие законы и инструкции,  уметь исчислять тот или иной налог, правильно применять льготы .[7,с.47]

      Денежные  средства, вносимые в виде налогов  не имеют целевого

назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

      В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

      В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

      В налогах заложены большие возможности  по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

      Так, налоги могут использоваться для  регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п. [10,с.258]

      С помощью налогов возможно регулирование  потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог. [10,с.258]

      В налогах заложены возможности и  регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

      Налоги  могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

      Но  налоги это не только экономическая  категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

      Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.

      В практике налоги имеют вполне экономическое  содержание. Их можно рассматривать  как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

      Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.

      По  объектам обложения налоги делятся:

      -  на налог на доходы (выручку,  прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);

      - налог на добавленную стоимость  продукции, работ, услуг;

      - налог на имущество (предприятий  и граждан);

      -  налог на определенные виды  деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);

      - налог за пользование природным  ресурсами.

      Налоги  могут устанавливаться на различных  уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.

      Налоги  могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.

      Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:

  • Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности  налогового  платежа.  При  невыполнении  налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.
  • Смена собственника - в частности через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.
  • Безвозвратность и безвозмездность — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер. [7,с. 78]
 

1.2 Функции  налогов 

      Функции налогообложения - это проявление его  сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется  их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

      На  практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

      Рассматривая  современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

      •   фискальная;

      •   распределительная (социальная);

Информация о работе Налоговая система