Направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование инвестиционного рынка республики Беларусь, его сравнение с опытом зарубежных стран.
Задачи управляемой самостоятельной работы:
дать определение понятию инвестиции;
выяснить, какова роль инвестиций в экономике;
исследовать ситуацию с инвестициями в РБ и сделать выводы.

Содержание

Введение 3
1. Иностранные инвестиции, их виды, формы и роль в развитии национальной экономики 5
1.1. Инвестиционный рост национальной экономики 8
2. Методы и формы регулирования иностранных инвестиций 11
3. Направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций 14
3.1. Инвестиционный климат. Привлечение прямых иностранных инвестиций 18
Заключение 25
ЛИТЕРАТУРА 27

Работа состоит из  1 файл

опыт привлечения иностранных инвестиций в рб.docx

— 72.86 Кб (Скачать документ)

         Для выполнения предусмотренных программными документами объемов инвестиций целесообразно осуществить реализацию следующих мероприятий: обеспечить реальные и действенные гарантии целевого использования на инвестиции средств, полученных от продажи государственного имущества частным инвесторам и направления их, прежде всего, на финансирование проектов, основанных на высоких технологиях; разработать концепцию финансово-промышленных групп, включающих предприятия, банки, торговые дома и торгово-сбытовую инфраструктуру, сеть финансовых посредников (страховые, пенсионные фонды) и обеспечить формирование надлежащих институционально-правовых условий организации финансовых холдингов в Республике Беларусь; обеспечить государственную поддержку приоритетных инвестиционных проектов; заработать необходимый пакет мер по учреждению в республике венчурных фондов; создать необходимые условия по мере роста доходов населения и укрепления финансов предприятий для формирования долгосрочных целевых накоплений в инвестиционных, жилищно-строительных, страховых, пенсионных фондах. Развитие правовых основ рыночной экономики, совершенствование практики их применения при общем улучшении макроэкономических условий будут способствовать мобилизации внутренних сбережений, притоку иностранного капитала, в том числе вывезенного из страны. В этот период следует принять меры, способные обеспечить поддержку высокого уровня инвестиций, которые позволили бы провести модернизацию и реструктуризацию отечественной промышленности, ввести в оборот качественно новое оборудование, с использованием новейших технологий, повысить конкурентоспособность отечественных товаров и экономики в целом.

         Для привлечения инвестиций в  экономику необходима дальнейшая  либерализация внешнеэкономической  деятельности и создание механизмов  страхования инвестиций от экономических  и политических рисков. В целях  привлечения инвестиций, в том  числе иностранных, следует продолжить:

  • совершенствование ряда законодательных актов о свободных экономических зонах, об иностранных инвестициях и их защите, о приведении к международным стандартам бухгалтерского учета;
  • привлечение иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции и инвестиционных соглашений;
  • развитие системы гарантий, защиты и страхования иностранных инвестиций, залоговых операций, разрешения споров;
  • развитие договорно-правовых основ участия Республики Беларусь в международном инвестиционном сотрудничестве;
  • привлечение внешних заимствований с расширением инвестиционной направленности.

       Создание  благоприятного инвестиционного климата  и обеспечение защиты интересов инвесторов будут оставаться приоритетами государства и его долгосрочной инвестиционной политики, для чего следует обеспечить реализацию таких мер, как:

  • удешевление и доступность кредитных ресурсов; практика налоговых каникул;
  • льготное либо безналоговое реинвестирование прибыли;
  • снижение налоговой нагрузки на предприятия и банки, осуществляющие долгосрочное инвестирование производственной сферы;
  • налогообложение прибыли после уплаты процентов за долгосрочные кредиты;
  • использование страховых резервов банков на инвестирование.

         Расширению инвестиционных возможностей  предприятий будет способствовать  новая амортизационная политика, предусматривающая использование методов ускоренного списания активной части основных фондов. Необходимо обеспечить дальнейший рост инвестиционной составляющей за счет средств населения. С целью обеспечения правового регулирования инвестиционной деятельности требуется совершенствование законодательства:

  • о налогообложении субъектов малого предпринимательства;
  • о финансовых холдингах;
  • об инвестиционных банках;
  • о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг.

         Кроме того, для создания благоприятного  инвестиционного климата необходимо  продолжить совершенствование Инвестиционного  кодекса Республики Беларусь, Гражданского  кодекса Республики Беларусь, Кодекса о земле. Первоочередными задачами структурной политики государства на первом этапе должны стать:

  • создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности;
  • повышение инновационной активности и стимулирование опережающего развития высокотехнологичных секторов экономики;
  • прекращение прямого и косвенного субсидирования убыточных предприятий;
  • стимулирование процессов реструктуризации и реформирования предприятий, повышение их эффективности;
  • содействие процессам интеграции и конкуренции на рынках, обеспечение равного доступа к инфраструктуре;
  • содействие развитию малого и среднего бизнеса;
  • усиление антимонопольного контроля в процессе реструктуризации естественных монополий;
  • обеспечение тарифного регулирования на услуги естественных монополий;
  • реализация целевых программ развития инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций;
  • развитие системы ипотечного кредитования;
  • создание благоприятных условий для образования и функционирования совместных и иностранных предприятий, а также транснациональных корпораций, хозяйственных и финансово-промышленных групп.

         Структурная политика на втором этапе (2011–2020 гг.) предполагает стимулирование расширения спроса на инвестиционные ресурсы предприятий для реализации проектов с вовлечением в инвестиционный процесс отечественных производителей машин, оборудования.

       Важнейшим инструментом структурной политики является реализация государственных  целевых программ. Финансирование их должно осуществляться на основе новых подходов с преимущественным использованием внебюджетных средств. Государственная инвестиционная деятельность в этот период должна направляться на финансирование развития инфраструктуры: дорог, аэропортов, современной системы телекоммуникаций, что послужит дополнительным стимулом для привлечения частных капиталов.

       Важным  направлением инвестиционной политики государства является создание в  стране новых производств на уровне V–VI технологических укладов в приоритетных отраслях экономики, в том числе малого и среднего бизнеса, что обеспечит формирование конкурентной среды. Инвестиционная активность государства должна развиваться с учетом того, что в предыдущие годы достаточно ощутимыми были инвестиции в социальную сферу (массовое жилищное строительство, образование, спортивные сооружения и др.). Образованное население обладает большей способностью адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования, проявляет большую инициативу и активность в создании спроса на инвестиции. Предусматривается дальнейшее укрепление и развитие институциональных основ, поиск новых форм и способов привлечения инвестиций, создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической и инвестиционной деятельности, стимулирующих развитие предпринимательской инициативы. В этих целях приоритетными должны стать меры по:

  • повышению инвестиционного рейтинга Республики Беларусь;
  • защите прав собственности и совершенствованию корпоративного управления;
  • развитию института банкротства и защите прав кредиторов;
  • выравниванию условий конкуренции и эффективной антимонопольной политики;
  • повышению эффективности управления государственной собственностью;
  • развитию фондового рынка и стимулированию вложения сбережений в ценные бумаги;
  • развитию лизинга и проектного финансирования;
  • переходу на международные стандарты бухгалтерской отчетности.

       Целесообразно создание негосударственных фондов (пенсионных, инвестиционных, страховых  и др.) и привлечение их в качестве инвесторов. Предусматривается, что по сравнению с динамикой ВВП (2,8–3,2 раза за 2001–2020гг.) рост инвестиций в основной капитал составит 4,0–4,6 раза, в том числе за 2006–2010гг. – в 1,4–1,5 раза, за 2011–2020гг. – в 1,7–1,8 раза. Удельный вес инвестиций в ВВП возрастет до 26–27% в 2020г. против 21–22% в 2005г.

3.1. Инвестиционный климат. Привлечение прямых  иностранных инвестиций

       Стратегическая  цель инвестиционной политики на 2006–2010 гг. состоит в мобилизации и  эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных  приоритетов и перестройки экономики  в соответствии с запросами внутреннего  и внешних рынков, направленной на обеспечение достойного уровня жизни  населения республики.

       Объем инвестиций в основной капитал за 2007г. составил около 12 млрд. долл. США, такой  объем инвестиций был освоен за 2001–2004гг., вместе взятые, или равен всему  объему валового внутреннего продукта республики за 2002г.

       Территориальное размещение иностранных инвестиций в период с 2004 по 2007гг. характеризуется  четко выраженной концентрацией  в г. Минске. Общий объем поступлений  инвестиций из-за рубежа в 2007г. в г. Минске составил 2744 млн. долл. США (на 2,4% больше по сравнению с 2006 годом).

       Из  них прямые иностранные инвестиции составили 531 млн. долл. США (в 3 раза больше по сравнению с 2006 годом).

       При этом наибольшими темпами шло  освоение инвестиций за счет иностранных  источников, рост которых к уровню 2006г. составил 129,9%. Приоритетом инвестиционной политики будет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу  и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими  технологиями экспортной и импортозамещающей  направленности.

       Реализация  таких проектов будет осуществляться с государственной поддержкой в  установленных законодательством  формах. В строительном комплексе  предусматривается привлекать инвестиции в экспортоориентированные импортозамещающие  производства, в жилищное строительство, а также на разработку и внедрение  ресурсо- и энергосберегающих технологий.

       В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста притока зарубежного  капитала. Начиная с 2002г., в экономику Минска поступило уже 7177,1 млрд. долл. США иностранных инвестиций, в том числе 1325,7 млрд. долл. США прямых иностранных инвестиций.

       На  долю промышленности приходится от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных  капиталовложений.

       Второй  по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является общая  коммерческая деятельность по обеспечению  функционирования рынка (ее доля в общей  сумме зарубежных капиталовложений составляет около 30 %).

       В 2007г. на третье место вышел транспорт.

       Суммарный удельный вес названных трех секторов экономики Республики Беларусь в  общем объеме иностранных инвестиций в 2004–2007гг. увеличился с 51% до 80,8%.

       В разрезе поступления инвестиций по странам мира на долю стран СНГ  в 2007г. приходится 33,8% от их общего объема (в 2006г. — 10,4%), причем вклад России в  данный показатель составляет 99,2%. Подавляющая  часть иностранных инвестиций поступала  в 2007г. в Республику Беларусь из стран дальнего зарубежья, прежде всего из Соединенного Королевства, Швейцарии, Австрии, Кипра, Германии, Латвии и Нидерландов.

       На  эти семь стран приходится свыше 55% поступивших зарубежных капиталовложений.

       Сегодня можно выделить следующие причины, по которым выгодно инвестировать  в экономику Республики Беларусь:

       - выгодное географическое положение между Европейским Союзом и Российской Федерацией, доступ для стран Таможенного Союза;

       - высококвалифицированная рабочая сила и значительный научно-технический потенциал;

       - развитая сеть транспортных коммуникаций и инфраструктура (два европейских транспортных коридоров);

       - стабильная социально-политическая ситуация, отсутствие конфликтов регионального и национального характера;

       - экспортно-ориентированная экономика (экспортируется более 60% ВВП);

       - низкий уровень преступности и коррупции;

       - один из лидеров среди стран СНГ по уровню и темпам экономического развития;

       - наличие 6 свободных экономических зон и Парка высоких технологий;

       - деятельность Консультативного Совета по иностранным инвестициям и Национального инвестиционного агентства;

       - развитый промышленный, научно-технический и экспортный потенциал. Около трети объема производства ВВП обеспечивает сегодня промышленный комплекс.

Информация о работе Направления и способы совершенствования государственной политики в области стимулирования иностранных инвестиций