Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 09:49, реферат
История формирования научной школы международных валютно-кредитных и финансовых отношений (МВКФО) в Финансовой академии началась с создания международного факультета в 1943 г. с целью подготовки специалистов в этой сфере, в частности для работы в международных финансовых организациях. В тот период, когда Советская армия победоносно наступала на немецкие войска, страны антифашистской коалиции заблаговременно приступили к разработке принципов послевоенной валютной системы взамен отжившей Генуэзской системы, созданной в 1922 г.
Л. Н. Красавина
Л. Н. Красавина, профессор, доктор экономических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Центра фундаментальных и прикладных исследований Института финансовых рынков и прикладных исследований Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации
История формирования научной школы международных валютно-кредитных и финансовых отношений (МВКФО) в Финансовой академии началась с создания международного факультета в 1943 г. с целью подготовки специалистов в этой сфере, в частности для работы в международных финансовых организациях. В тот период, когда Советская армия победоносно наступала на немецкие войска, страны антифашистской коалиции заблаговременно приступили к разработке принципов послевоенной валютной системы взамен отжившей Генуэзской системы, созданной в 1922 г. Советские эксперты активно участвовали в подготовке устава Международного валютного фонда, который узаконил структурные принципы новой Бреттонвудской системы с учетом изменения соотношения сил в мировой экономике в пользу США и долларовой гегемонии. СССР не ратифицировал Бреттонвудское соглашение и не вступил в МВФ в основном по идеологическим соображениям.
Вместе с тем подготовка экономистов-международников увеличивалась: в сентябре 1945 г. новый набор достиг 100 человек вместо 25 в 1943 г. Лекции читали блестящие преподаватели - профессора З. В. Атлас, Н. Н. Любимов, В. Т. Кроткое, А.Ф. Яковлев, М. С. Атлас, доценты Н. Д. Гродко, П. Г. Васильев, М. А. Рубинштейн, Б. К. Щуров и др. Они заложили основы системной методологии и воспроизводственного подхода к изучению международных экономических, в том числе валютных, кредитных, финансовых отношений. Однако учебная дисциплина "Международные валютно-кредитные отношения" (МВКО) была введена лишь в конце 1960-х гг. Неоценимую помощь в разработке данного курса оказало посещение автором данной статьи лекций профессора Ф. ГЛ. Быстрова в МГИМО, изучение трудов этого высококвалифицированного практика и теоретика. Вначале научная школа МВКО формировалась и развивалась на кафедре денежного обращения и кредита (зав. кафедрой 3. В. Атлас, затем В. С. Геращенко).
Значительную роль в развитии данной научной школы сыграло создание в 1975 г. кафедры международных валютно-кредитных отношений (зав. кафедрой профессор Л. Н. Красавина в 1975 - 1991 гг., затем профессор В. Н. Суровцева), преобразованной в дальнейшем в кафедру мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений (зав. кафедрой профессор Б. М. Смитиенко). Параллельно в 1992 - 1999 гг. в Институте профессиональной подготовки кадров (послевузовское образование) функционировала кафедра международных экономических отношений (профессор Л. Н. Красавина). На этой кафедре работали в основном совместители - высококвалифицированные специалисты - ученые и практики - профессора Т. Д. Валовая, С. А. Былиняк, Д. В. Смыслов, Е. С. Хесин, Вл. Н. Шенаев, доценты Т. М. Сергеева, Ю. С. Столяров и др. Они составили ядро авторского коллектива по подготовке трех изданий учебника по этой дисциплине.
Причем новым явлением стало включение в научную школу проблем не только международных валютно-кредитных, но и финансовых отношений, которые неразрывно связаны с ними и приобрели важное значение в условиях финансовой глобализации. При этом концептуальный подход был основан на разграничении экономических категорий "кредит", "финансы", а также понятий кредитование и финансирование с учетом различия их принципов.
Значительным
импульсом для
Основные разработки рассматриваемой научной школы обобщены в трех изданиях (1994, 2002, 2005) базового учебника для экономических вузов с грифом Министерства образования Российской Федерации -"Международные валютно-кредитные отношения" совокупным тиражом более 70 тысяч экземпляров.
Важным фактором становления и развития данной научной школы было постоянное сотрудничество кафедры МВКО с кафедрами политэкономии - ныне экономической теории (заведующие кафедрами профессора М. С. Атлас, А. Г. Грязнова, Н. Н. Думная), философии (профессор Е. А. Симонян), денежного обращения и кредита - ныне кафедра денежно-кредитных отношений и банков (профессор О. И. Лаврушин), финансов (профессора Н. Н. Любимов, И. Д. Злобин, В. М. Родионова), страхового дела (профессора Л. И. Рейтман, Л. А. Орланюк-Малицкая).
Направляющую роль в развитии научной школы МВКФО всегда играло руководство нашего вуза -ректоры В. В. Щербаков, А. Г. Грязнова, ныне М. А. Эскиндаров. Это проявлялось в их постоянной и всесторонней поддержке публикаций учебников и монографий, научных исследований аспирантов и докторантов кафедры, в личном участии в проведении дискуссий по актуальным проблемам МВКФО.
Неоценимую помощь
в формировании научной школы
оказали межкафедральные
Положительное влияние на развитие научной школы МВКФО оказало сохранение преемственности ее основ с изучением и обобщением закономерностей развития и функционирования денег, кредита, банков в национальном аспекте. Это нашло отражение в трех изданиях учебника "Денежное обращение и кредит при капитализме" (Денежное обращение и кредит при капитализме. Авт. колл. под рук. Л. Н. Красавиной: Учебник для вузов. - М: Финансы и статистика, 1989 (1-е изд. - 1977 г.; 2-е -1983 г.). Все издания с грифом Министерства образования.). В его написании участвовали ученые -3. В. Атлас, Л. Н. Красавина, Вл. Н. Шенаев, В. М. Усоскин, О. В. Можайсков, А. И. Динкевич. Подобная преемственность обусловлена необходимостью комплексного анализа денег, кредита, банков как категорий взаимосвязанной национальной и мировой экономики. Этот концептуальный подход доминирует в научной школе МВКФО.
Формирование
данной научной школы как системы
взаимосвязанных концепций
Научная школа Финансовой академии по международным валютно-кредитным и финансовым отношениям базируется на следующих принципах. Методология, а это коренной вопрос данной научной школы Финансовой академии, базируется на воспроизводственном подходе к исследованию глубинных причин изменения спроса и предложения на мировом финансовом рынке, изучению мировых денежных потоков, валютного курса, валютно-финансовых и платежных условий внешнеэкономических сделок. Воспроизводственная концепция, в отличие от меновой, обеспечивает многофакторный, включая фундаментальный и технический анализ МВКФО, и определяет нивелировку концепций. Важным фактором развития научной школы МВКФО всегда являлось изучение западных теорий.
Поскольку ключом к фундаментальному изучению процесса воспроизводства в условиях рыночной экономики служит теория стоимости, научная школа МВКФО Финансовой академии анализирует их базовые категории (в их числе - валюта, международный кредит, валютный курс, паритет покупательной способности денег, платежный баланс и другие), опираясь на концепцию относительных цен, определяемых трудовыми затратами. Деидеологизация марксистской теории трудовой стоимости способствовала ее использованию для исследования МВКФО. Это соответствует новой тенденции развития зарубежных экономических теорий на основе переосмысливания Марксовой теории стоимости и частичной интеграции марксистского анализа воспроизводства в некоторые концепции современной мировой экономической мысли. Многие российские экономисты из боязни прослыть консерваторами "выплеснули вместе с водой и ребенка" и переключились с фундаментального анализа преимущественно на технический анализ экономических категорий и рынков вне их связи с воспроизводством.
Данная научная школа базируется на сочетании методологических принципов: анализа понятий, категорий, элементов МВКФО и синтезе, т. е. рассмотрении закономерностей и тенденций их развития с учетом новых явлений. В этой связи важным направлением стала разработка основных категорий МВКФО, систематизация и совершенствование понятийного аппарата. Это проявилось в логическом обосновании эволюции этих категорий и понятий - функциональных форм мировых денег, понятия конвертируемости валют, режимов валютного курса, протекционизма и либерализма в валютно-кредитных отношениях, формах международного кредита, исходя из новых явлений в национальной и мировой экономике.
Особенность научной школы МВКО состоит в анализе структурных принципов четырех мировых валютных систем (с 1867 г. до настоящего времени) в сочетании с синтезом - обобщением закономерностей их развития и прогнозировании предстоящих изменений. Например, на основе анализа использования разных функциональных форм мировых денег в качестве базы мировой валютной системы обоснована закономерность перехода от золотых денег к национальным валютам ведущих стран и международным валютным единицам. Вместе с тем специфика научной школы Финансовой академии состоит в обосновании концепции современной роли золота как чрезвычайных мировых денег, утверждающей, что процесс демонетизации золота (утраты им денежных функций) происходит, но не завершен. Доказательством такой диалектической позиции служит использование золота как международного платежного средства при чрезвычайной ситуации (войны, экономические и социальные потрясения) и как международного средства накопления в официальных резервах (примерно 30 тыс. т) и частной тезаврации (25 тыс. т) в 2007 году.
Анализ разных режимов валютного курса позволил выявить закономерность перехода от фиксированных (в рамках Бреттонвудской системы) к плавающим курсам. Специфика научной школы МВКФО Финансовой академии состоит в утверждении о приоритете регулируемого плавания курсовых соотношений. Это подтверждается практикой стран, которые декларируют принцип свободного плавания курса их валют, а в действительности осуществляют его регулирование в целях защиты национальных интересов, чтобы не допустить риска потерь участников рынка при значительном повышении или снижении курса национальной валюты.
На основе анализа процессов регионализации и интеграции экономики научная школа МВКФО поддержала и обосновала тенденцию к формированию международной региональной валютной системы на примере Европейской валютной системы (1979 - 1998 гг.) и Экономического и валютного союза (с 1999 г.), основанного на евро - коллективной европейской валюте. Регионализм в МВКФО оценивается данной научной школой как фактор формирования полицентризма и многовалютного стандарта взамен американоцентризма.
Специфика данной
научной школы состоит в
Особенность данной
научной школы состоит в
Важное место в научной школе Финансовой академии занимает анализ влияния финансовой глобализации - растущей финансовой взаимозависимости стран - на МВКФО. В этой связи обосновано понятие национального и мирового финансового рынка в широком смысле слова как совокупности взаимосвязанных сегментов фондового, кредитного, валютного, страхового рынков и рынка золота в противовес узкой трактовке, отождествлению его лишь с рынком ценных бумаг. Обоснована его двоякая роль: позитивная - перераспределение мировых финансовых потоков между странами - и негативная, связанная со спекулятивной виртуализацией мирового финансового рынка, объем капитализации которого превосходит мировой ВВП. На этой основе выведена закономерность периодических кризисных потрясений и необходимость раннего предупреждения кризиса на национальном и мировом финансовом рынках.
В этой связи данная научная школа большое внимание уделяет анализу рисков, связанных с международными валютными и кредитно-финансовыми, расчетными операциями, и способов их минимизации, применяемых в мировой практике.
Учитывая роль информационных технологий в современном обществе, научная школа изучает новые явления их использования в международных, валютно-кредитных и финансовых операциях.
Важным направлением исследований стал анализ соотношения либерализма и протекционизма в МВКФО. На основе обобщения исторического и современного мирового опыта проведения валютной и внешней кредитной политики обоснован вывод о закономерности применения протекционистских методов защиты национальных интересов, несмотря на приоритет экономической либерализации в глобализирующейся экономике. Не менее важен вывод о том, что степень получения выгод от интеграции национальной экономики, включая валютно-кредитные и финансовые отношения, в мировую экономику зависит от степени экономического и социального развития страны, ее международной конкурентоспособности.
В этой связи стратегия инновационного развития России анализируется как условие максимизации национальных выгод от интеграционных процессов на мировом и региональном уровнях, учитывая приоритет сотрудничества со странами СНГ.
Совершенствование данной научной школы основано на последовательном применении принципов системного подхода к исследованию международных валютно-кредитных отношений и оценке новых явлений в этой сфере. В их числе:
Информация о работе Научная школа международных валютно-кредитных и финансовых отношений