Научно-технический прогресс и изменение отраслевой структуры промышленности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – анализ изменений отраслевой структуры промышленности.
Методологическая основа курсовой работы - системный метод анализа и синтеза организационно-экономических процессов. Методологические принципы предполагают целостный и системный подход к объекту изучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
1.1Научно-технический прогресс - основа развития
и интенсификации производства
1.2 Основные направления научно-технического прогресса
2 ОТРОСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Роль и значение промышленности в системе национальной экономики Республики Беларусь
2.2 Понятие отраслевой структуры промышленности и факторы, ее определяющие
3 ИЗМЕНЕНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1 Необходимость и направления совершенствования отраслевой структуры промышленности
3.2 Основные мероприятия по совершенствованию отраслевой структуры промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсавая ЭП.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

Эффективная кооперация и партнерство помогают также формировать общую концепцию  ценового стратегического и тактического взаимодействия.

Чтобы сохранить  партнерство с другими странами или включиться в него «при изготовлении частей и компонентов продукции», Беларуси необходимо сменить политику активного протекционизма на политику интеграции в международное разделение труда, используя его преимущества в формировании эффективной отраслевой и воспроизводственной структуры валового внутреннего продукта.

Перед отечественной  экономикой стоит задача - выявить  и (или) сформировать отрасли, и производства с высоким коэффициентом добавленной  стоимости, постоянно переходя на продукцию (и технологии ее производства), рост цен на которую и сейчас и в будущем будет обгонять рост промежуточных затрат.

Необходимость структурной перестройки в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами:

  • морально устаревшая материально-техническая база, не позволяющая работать в условиях рынка;
  • сложившаяся отраслевая структура, которая характеризуется отставанием производственной и социальной инфраструктур, сферы услуг;
  • низкая конкурентоспособность большинства видов производимой продукции;
  • неоптимальная концентрация производства - доминирование крупных и сверхкрупных предприятий.

Переход от планового хозяйства  к рыночному неизбежно ведет  к существенному изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов управления экономикой неразрывно связаны с кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную и проработанную структурную политику.

Механизм структурной перестройки представляет собой способ обеспечения наиболее рационального распределения ограниченных ресурсов, перераспределения их между отраслями, продукция которых теряет востребованность, и комплексом формирующихся отраслей, которые составят ядро новой отраслевой структуры промышленности. В результате перераспределительных процессов меняется система взаимосвязей между различными видами производственной деятельности, формируется оптимальная отраслевая структура промышленности [9].

Обеспечение крупномасштабного распределения труда и капитала в короткие сроки с минимальными социальными и экономическими издержками возможно только при условии взаимодействия механизма рынка и государственного регулирования структурных сдвигов.

Общей чертой различных моделей структурной перестройки государств с развитой рыночной экономикой (например, Япония, США, Германия) является всемерная поддержка государством новых отраслей. Их развитие связано с капиталовложениями в новейшую технику и сопряжено с большим коммерческим риском, что обуславливает необходимость государственной поддержки. Особое место в государственной политике в отношении наукоемких отраслей занимает программа помощи малому инновационному бизнесу, важнейшему субъекту процесса формирования высокотехнологичных производств.

Особенностью современной структурной  перестройки является тесная взаимосвязь  промышленной и научно-технической  политики, подчиненность их общей  цели: утверждению в качестве господствующего  прогрессивного технологического уклада и формированию на его основе оптимальной отраслевой структуры, обеспечивающей высокую конкурентоспособность экономики. Как показывают исследования, условием осуществления структурной трансформации с минимальными негативными последствиями выступает согласованность действий субъектов хозяйствования в ходе структурных изменений и скоординированность регулирующих мероприятий на различных уровнях управления.

В механизме структурной перестройки  существенную роль играет промышленное предприятие, занимающее двойственное положение: с одной стороны, в механизме государственного управления структурными преобразованиями промышленное предприятие выступает как объект регулирующей деятельности государства, с другой - как субъект механизма реализации промышленной политики на микроуровне. Структурная перестройка в промышленности осуществляется в ходе взаимоотношений государства с хозяйствующими субъектами, а также между самими хозяйствующими субъектами в процессе межотраслевой конкуренции по поводу перераспределения труда и капитала между отраслями в соответствии с современными требованиями научно-технического прогресса.

Роль государства в переходный период должна быть активной, так как  если процесс перехода пустить своим  ходом, то в результате перестройки  можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями [7].

Совершенствование отраслевой структуры  промышленности Республики Беларусь должно быть направлено на повышение качественных параметров производства и выпускаемых  изделий, усиление ресурсосбсрегающего  типа воспроизводства, интенсификацию народнохозяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей.

Структурные изменения необходимо производить в отраслевом и воспроизводственном  разрезах. Структурные преобразования должны осуществляться на микроуровне - уровне подотраслей и видов производств - главным образом за счет качественных сдвигов внутри традиционных отраслей хозяйства. При этом ведущей отраслью материального производства остается промышленность и, прежде всего машиностроение, где аккумулируются научно-технические достижения. Поэтому именно в ней наиболее заметна тенденция к снижению удельного веса сырья, энергоносителей, живого труда, в структуре промышленности стремительно растет доля новейших наукоемких отраслей.

Сохраняется тенденция сокращения доли добывающей промышленности (при росте затрат на разведку, бурение и добычу газа, нефти и т.д.). При этом в нее все больше проникают новейшие прогрессивные технологические процессы, внедряются микропроцессоры и микросхемы, которые оказывают громадное воздействие на структуру производства и способствуют массовому высвобождению из производственного процесса рабочей силы. Комплексная автоматизация производства, разработка «безлюдной» технологии - ведущие направления научно-технического прогресса. В целом в последние десятилетия в индустриально развитых странах общая закономерность отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, в технической модернизации промышленности и быстром росте отраслей сферы услуг. Наиболее радикальные изменения происходят на уровне подотраслей, в рамках которых самую высокую динамику имеют наукоемкие производства.

Выбор собственной специализации  машиностроения, да и всего промышленного  сектора страны должен стать во главу угла ее промышленной политики.

Структурные преобразования промышленности требуют нового взгляда на вопросы ранжирования отраслевой структуры экономики по группам. Здесь обычно выделяют группы базовых отраслей промышленности, являющихся несущими в структуре народного хозяйства и определяющих независимость экономики: перспективных отраслей, определяющих базу экономического роста подотраслей, предприятий или производств, подлежащих частичному свертыванию или ликвидации, т.е. группу структурно-депрессивных объектов.

К приоритетным относятся базовые  отрасли, производящие инвестиционные ресурсы. В мировой практике предпочтение всегда отдавалось перераспределению  ресурсов в пользу машиностроению как  основного инвестиционного сектора  экономики. Например, в качестве национального отраслевого приоритета может рассматриваться реорганизация на новой технологической базе сегмента машиностроения, производящего средства производства для технического перевооружения приоритетных предприятий и создания новых производств. Тем самым обеспечивается выпуск инвестиционных производственных ресурсов, отвечающих мировым стандартам. Здесь очень важно создать крупные объединения предприятий, способные, в свою очередь, произвести конкурентоспособный продукт и продвинуть его на мировые рынки

Нельзя говорить о реструктуризации промышленности, повышении эффективности  производства без включения рыночных инструментов, и, прежде всего одного из важнейших - акционирования крупных  предприятий. Несмотря на то, что контрольный  пакет акций будет у государства длительное время, для предприятия открываются возможности финансового оздоровления через эмиссии акций, покупку акций инвесторами, в том числе иностранными, финансовую реструктуризацию долгов, санацию или судебную реструктуризацию задолженности, реструктуризацию имущества, кадровую реструктуризацию, введение корпоративного управления, в том числе и доверительного управления контрольным пакетом государства.

При приватизации предприятий, входящих в национальную компанию, или по желанию предприятий, образующих хозяйственное объединение, должна быть предоставлена возможность приватизации не отдельных предприятий, а всей компании, объединения или группы предприятий в целом.

Приватизация, особенно крупных предприятий, должна проводиться продуманно, исходя из национального менталитета, моральных и этических норм и ценностей. Она должна быть направлена на формирование эффективных собственников на данном этапе развития.

В процессе акционирования и приватизации важно провести имущественную реструктуризацию предприятий, освободиться от ненужных основных фондов, социальной инфраструктуры. Необходимы соответствующие методики и нормативная база, поддержка государства. При невозможности финансового оздоровления предприятия его необходимо или продавать, или закрывать, или консервировать.

Мощнейшим фактором экономического роста  является предпринимательство и  его самоуправление. История свидетельствует, что основу богатства страны закладывают  предприниматели [9].

Для концентрации усилий государства  и общества на приоритетных направлениях развития создается целостная система. Прежде всего, необходимо предоставить возможность для перелива капитала в те отрасли и предприятия, которые обеспечивают наибольшую отдачу от вложенных средств. Перелив капитала представляет собой изменение отраслевой структуры инвестиций через изъятие их одной сферы приложения и перенос в другую. В практике развитых капиталистических стран выделяются межотраслевой и международный перелив капитала. Межотраслевой перелив капитала предусматривает перераспределение инвестиций внутри крупных фирм и корпораций в более прибыльные или перспективные виды производства в рамках прежних структур. Этот процесс осуществляется через налоговую, таможенную, амортизационную, инвестиционную политику, диверсификацию или новую эмиссию акций предприятия. Диверсификация производства позволяет создавать условия для изменения основной специализации корпорации. В последние десятилетия усилилась тенденция международного перелива капитала..

Структурные образования промышленности усилили процессы международной интеграции и специализации, сделали национальные экономики более открытыми. Важнейшей задачей государства становится формирования экономически обоснованных торговых связей. Поэтому в рамках проводимой структурной политики государство должно определить свою позицию в вопросе о снижении уровня неэквивалентного обмена наукоемких товаров, технологий, интеллектуальных услуг, высококвалифицированной рабочей силы на мировых рынках.

Успешное проведение структурных  преобразований промышленности во многом зависит от уровня системы государственного регулирования. В промышленно развитых странах структурные преобразования регулируются с помощью бюджетной, кредитной, налоговой, торговой, патентной и научно-технической политики, контрактной системы, а также мер административного контроля. Для этого используется широкий спектр экономических и юридических инструментом: прямые государственные капитальные вложения, целевое финансирование и субсидирование, предоставление льготных займов, заключение контрактов на разработку новой продукции и технологий, инвестиционные скидки, прямые государственные закупки высокотехнологичного оборудования, система протекционизма, налоговые льготы, правила и нормы амортизации, комплексные целевые государственные программы. В формировании спроса на передовую технику и новейшее оборудование важное место отводится государственной контрактной системе. Формируются целевые государственные заказы на производство нового оборудования для реконструкции перспективных предприятий. С целью поддержания спроса на новую технику и технологии возможна частичная оплата государством их стоимости при покупке для модернизации производства.

Несмотря на проведенные структурные  реформы, в настоящее время экономика  Республики Беларусь характеризуется доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого бизнеса, неразвитостью рыночных институтов и инфраструктуры.

Поэтому важнейшими задачами структурной  политики являются:

  • перепрофилирование предприятий и производств, потенциально значимых для страны, но попавших в тяжелое финансовое положение;
  • разработка нормативных актов и создание благоприятных условий для ускоренного развития приоритетных отраслей и производств;
  • повышение уровня самообеспеченности страны в продуктах питания и промышленных товарах народного потребления;
  • прямая государственная поддержка реализации особо важных инвестиционных и научно-технических проектов, привлечение иностранных инвестиций;
  • активная поддержка экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
  • внедрение ресурсосберегающих производств;
  • активное преобразование экономических структур в соответствии с потребностями нашей страны и внешнего рынка;
  • обеспечение эффективной интеграции Беларуси в мирохозяйственные связи.

Сложно рассчитывать на успех промышленной политики без соответствующей региональной политики, без учета множества местных факторов и особенностей.

В Беларуси необходима разработка концепции  создания нескольких центров экономического и научно-технического роста с  предприятиями, позволяющими привлечь зарубежных стратегических инвесторов, которые знают наш рынок и имеют опыт работы на нем.

Важно также создать системы  заинтересованности региональных властей  в развитии промышленности на подведомственной им территории. В практику должны войти региональные программы развития как части целостной программы развития страны.

 

3.2 Основные  мероприятия по совершенствованию  отраслевой структуры промышленности

 

Для успешного управления структурными процессами необходимо сформировать концепцию структурной перестройки промышленности, которую целесообразно оформить в виде стратегии структурной политики государства на период в 10-12 лет. Она должна включать в себя цели структурных преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной политики.

Долгосрочную стратегию целесообразно  разбить на ряд этапов - в виде государственных программ структурных  преобразований промышленности, опирающихся  на соответствующе законодательные акты

Информация о работе Научно-технический прогресс и изменение отраслевой структуры промышленности в Республике Беларусь