Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа
Цель работы – анализ изменений отраслевой структуры промышленности.
Методологическая основа курсовой работы - системный метод анализа и синтеза организационно-экономических процессов. Методологические принципы предполагают целостный и системный подход к объекту изучения.
ВВЕДЕНИЕ
1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
1.1Научно-технический прогресс - основа развития
и интенсификации производства
1.2 Основные направления научно-технического прогресса
2 ОТРОСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Роль и значение промышленности в системе национальной экономики Республики Беларусь
2.2 Понятие отраслевой структуры промышленности и факторы, ее определяющие
3 ИЗМЕНЕНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1 Необходимость и направления совершенствования отраслевой структуры промышленности
3.2 Основные мероприятия по совершенствованию отраслевой структуры промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В Беларуси принят Закон «О государственной
поддержке малого предпринимательства»,
которым определена система работы
государства по развитию предпринимательства.
Система предусматривает
В условиях совершенствования отраслевой структуры промышленности увеличение открытости экономики Беларуси является объективной необходимостью. И значительную роль в этом могут сыграть свободные экономические зоны. Тем более важными являются вопросы, касающиеся финансовых аспектов функционирования свободных зон, так как для достижения ожидаемых результатов от деятельности СЭЗ необходимо правильно организовать финансовые потоки в них, создать развитую банковскую систему, способную быстро и качественно обслуживать резидентов зоны и предоставить им все необходимые услуги.
Свободные экономические зоны являются одним из рычагов привлечения внешних инвестиций в определенные сектора экономики Республики Беларусь и создаются с целью развития внешнеэкономических связей и отдельных регионов, создания новых рабочих мест; капиталовложения в свободных экономических зонах на территории РБ позволяют создать инфраструктуру, необходимую для увеличения белорусского экспорта, а также собственную производственную базу для стабильного снабжения нашей страны различными товарами и т.д. [10].
Следует, однако, отметить, что в нашей стране мировой опыт создания свободных экономических зон применим лишь частично. Если в зарубежной практике подобные зоны обычно являются небольшими территориальными анклавами, почти не связанными с национальным рынком, то в РБ они мыслятся как органичная часть экономики, как средство решения не столько внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач.
Инвестирование
При рассмотрении вопроса государственной поддержки важнейшим моментом является изыскание источников финансовых ресурсов.
В настоящее время колоссальная часть средств тратится государством на поддержку и развитие агропромышленного комплекса. Поэтому без серьезной реформы агропромышленного комплекса, которая бы привела к снижению уровня государственной поддержки данной отрасли, говорить о существенной концентрации ресурсов государства на новом стратегическом направлении сложно.
Первыми шагами в реформе агропромышленного комплекса, которые могли бы дать быстрый эффект, должны стать изменение производственных отношений внутри агропромышленного комплекса и создание макроэкономических условий для прибыльного функционирования этой отрасли. Что касается производственных отношений, то речь не идет о замене крупных сельскохозяйственных предприятий фермерскими. Мировая практика доказала, что крупное хозяйство эффективнее мелкого, но при условии, что для работников крупных хозяйств существует мотив (прежде всего материальный) повышать производительность своего труда и что макроэкономические условия (ценообразование, налогообложение и т.д.) позволяют вести рентабельную деятельность.
Наиболее быстрым в
Следующим важным и наиболее доступным источником средств являются внешние инвестиции. Как известно, в Беларуси есть целый ряд предприятий, представляющих интерес для внешних инвесторов, и это в большинстве своем государственные предприятия. В связи с этим важно, чтобы государство направило средства, поступающие от приватизации, в фонд накопления, а не потребления.
Еще одним значимым источником являются ресурсы банковской системы. В настоящий момент, кроме того, что они ограничены, они недоступны из-за высоких процентных ставок (речь идет о ресурсах в национальной валюте). Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке с одновременным обеспечением превышения доходности по рублевым средствам, является правильной, поскольку позволяет привлекать в банковскую систему свободные денежные средства, прежде всего населения. Вместе с тем приток вкладов населения позволил в настоящее время банковской системе накопить ресурсы, но при этом экономика не может их использовать из-за своего финансового состояния и высоких процентных ставок.
Для Беларуси в сложившейся экономической ситуации целесообразно было бы использовать механизм льготирования высоких процентных ставок через компенсацию потерь банкам от выдачи льготных кредитов. Использовать на эти цели необходимо как средства Министерства финансов, в том числе и за счет перераспределения расходной части бюджета, так и часть кредитной эмиссии (через финансирование дефицита бюджета) Национального банка на условиях, описанных выше.
Необходимым условием реализации новой стратегической линии экономической политики является создание экономического мотива и экономической ответственности для менеджмента предприятии по повышению эффективности их деятельности. Таким мотивом может быть только участие менеджмента в прибылях возглавляемых предприятий. С этой целью возможна безвозмездная передача значимого пакета акций менеджменту предприятий. На первом этапе государство может оставить у себя контрольный пакет акций, анализируя хозяйственную деятельность предприятий и увеличивая долю менеджмента в акционерном капитале в случае повышения эффективности предприятий.
Государственная поддержка обновления основного капитала должна непременно сочетаться с разработкой государством программ развития отраслей и отдельных производств. Кроме того, государство должно взять на себя функцию обеспечения обучения менеджмента предприятий последним достижениям в областях управления производством, управления качеством и маркетинга.
Естественно, проведение вышеописанных мероприятий не может пройти безболезненно для социальной сферы, но путь на обновление основного капитала промышленности является единственным в существующих в Беларуси экономических условиях, который может привести к распутыванию клубка экономических проблем, поскольку ведет к существенному повышению производительности труда, качества продукции и снижению издержек производства, повышению рентабельности предприятий и, как следствие, последующему наполнению доходной части бюджета, а также к увеличению золотовалютных резервов страны.
Если подытожить сказанное выше, главными направлениями промышленной политики должны стать:
Проведение данных мероприятий должно обеспечить дальнейшее совершенствование отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь, повышения конкурентоспособности экономики и экономической безопасности государства в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы: