Научно-технический прогресс и изменение отраслевой структуры промышленности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание

Цель работы – анализ изменений отраслевой структуры промышленности.
Методологическая основа курсовой работы - системный метод анализа и синтеза организационно-экономических процессов. Методологические принципы предполагают целостный и системный подход к объекту изучения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
1.1Научно-технический прогресс - основа развития
и интенсификации производства
1.2 Основные направления научно-технического прогресса
2 ОТРОСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Роль и значение промышленности в системе национальной экономики Республики Беларусь
2.2 Понятие отраслевой структуры промышленности и факторы, ее определяющие
3 ИЗМЕНЕНИЕ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
3.1 Необходимость и направления совершенствования отраслевой структуры промышленности
3.2 Основные мероприятия по совершенствованию отраслевой структуры промышленности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсавая ЭП.doc

— 191.50 Кб (Скачать документ)

В Беларуси принят Закон «О государственной  поддержке малого предпринимательства», которым определена система работы государства по развитию предпринимательства. Система предусматривает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, торговых палат, меры поддержки государством малого предпринимательства, в том числе порядок выделения в аренду производственных и офисных помещений и т.д.

В условиях совершенствования отраслевой структуры промышленности увеличение открытости экономики Беларуси является объективной необходимостью. И значительную роль в этом могут сыграть свободные экономические зоны. Тем более важными являются вопросы, касающиеся финансовых аспектов функционирования свободных зон, так как для достижения ожидаемых результатов от деятельности СЭЗ необходимо правильно организовать финансовые потоки в них, создать развитую банковскую систему, способную быстро и качественно обслуживать резидентов зоны и предоставить им все необходимые услуги.

Свободные экономические зоны являются одним из рычагов привлечения  внешних инвестиций в определенные сектора экономики Республики Беларусь и создаются с целью развития внешнеэкономических связей и отдельных  регионов, создания новых рабочих мест; капиталовложения в свободных экономических зонах на территории РБ позволяют создать инфраструктуру, необходимую для увеличения белорусского экспорта, а также собственную производственную базу для стабильного снабжения нашей страны различными товарами и т.д. [10].

Следует, однако, отметить, что в  нашей стране мировой опыт создания свободных экономических зон  применим лишь частично. Если в зарубежной практике подобные зоны обычно являются небольшими территориальными анклавами, почти не связанными с национальным рынком, то в РБ они мыслятся как органичная часть экономики, как средство решения не столько внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач.

Инвестирование реструктуризации промышленности должно происходить  по следующим направлениям:

  1. Создание условий для внутренних накоплений предприятий.
  2. Концентрация всех возможных ресурсов государства на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.
  3. Государственную поддержку необходимо осуществлять прежде всего отраслям, производящим экспортную продукцию, а также технологиям, позволяющим снизить потребление импортируемого сырья и издержки.
  4. Концентрация ресурсов банковской системы на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.

При рассмотрении вопроса государственной  поддержки важнейшим моментом является изыскание источников финансовых ресурсов.

В настоящее время колоссальная часть средств тратится государством на поддержку и развитие агропромышленного  комплекса. Поэтому без серьезной реформы агропромышленного комплекса, которая бы привела к снижению уровня государственной поддержки данной отрасли, говорить о существенной концентрации ресурсов государства на новом стратегическом направлении сложно.

Первыми шагами в реформе агропромышленного комплекса, которые могли бы дать быстрый эффект,  должны стать изменение производственных отношений внутри агропромышленного комплекса и создание макроэкономических условий для прибыльного функционирования этой отрасли. Что касается производственных отношений, то речь не идет о замене крупных сельскохозяйственных предприятий фермерскими. Мировая практика доказала, что крупное хозяйство эффективнее мелкого, но при условии, что для работников крупных хозяйств существует мотив (прежде всего материальный) повышать производительность своего труда и что макроэкономические условия (ценообразование, налогообложение и т.д.) позволяют вести рентабельную деятельность.

Наиболее быстрым в использовании  источником средств для обновления основного капитала экономики мог бы стать Национальный банк. Сейчас основным направлением кредитной эмиссии является финансирование жилищного строительства. Речь идет о переориентации, в возможных пределах, допустимой (в рамках контроля за денежным предложением с целью обеспечения курсовой политики) кредитной эмиссии на финансирование инвестиционных проектов, и, прежде всего экспортных.

Следующим важным и наиболее доступным  источником средств являются внешние  инвестиции. Как известно, в Беларуси есть целый ряд предприятий, представляющих интерес для внешних инвесторов, и это в большинстве своем государственные предприятия. В связи с этим важно, чтобы государство направило средства, поступающие от приватизации, в фонд накопления, а не потребления.

Еще одним значимым источником являются ресурсы банковской системы. В настоящий момент, кроме того, что они ограничены, они недоступны из-за высоких процентных ставок (речь идет о ресурсах в национальной валюте). Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке с одновременным обеспечением превышения доходности по рублевым средствам, является правильной, поскольку позволяет привлекать в банковскую систему свободные денежные средства, прежде всего населения. Вместе с тем приток вкладов населения позволил в настоящее время банковской системе накопить ресурсы, но при этом экономика не может их использовать из-за своего финансового состояния и высоких процентных ставок.

Для Беларуси в сложившейся экономической  ситуации целесообразно было бы использовать механизм льготирования высоких процентных ставок через компенсацию потерь банкам от выдачи льготных кредитов. Использовать на эти цели необходимо как средства Министерства финансов, в том числе и за счет перераспределения расходной части бюджета, так и часть кредитной эмиссии (через финансирование дефицита бюджета) Национального банка на условиях, описанных выше.

Необходимым условием реализации новой  стратегической линии экономической  политики является создание экономического мотива и экономической ответственности для менеджмента предприятии по повышению эффективности их деятельности. Таким мотивом может быть только участие менеджмента в прибылях возглавляемых предприятий. С этой целью возможна безвозмездная передача значимого пакета акций менеджменту предприятий. На первом этапе государство может оставить у себя контрольный пакет акций, анализируя хозяйственную деятельность предприятий и увеличивая долю менеджмента в акционерном капитале в случае повышения эффективности предприятий.

Государственная поддержка обновления основного капитала должна непременно сочетаться с разработкой государством программ развития отраслей и отдельных производств. Кроме того, государство должно взять на себя функцию обеспечения обучения менеджмента предприятий последним достижениям в областях управления производством, управления качеством и маркетинга.

Естественно, проведение вышеописанных  мероприятий не может пройти безболезненно  для социальной сферы, но путь на обновление основного капитала промышленности является единственным в существующих в Беларуси экономических условиях, который может привести к распутыванию клубка экономических проблем, поскольку ведет к существенному повышению производительности труда, качества продукции и снижению издержек производства, повышению рентабельности предприятий и, как следствие, последующему наполнению доходной части бюджета, а также к увеличению золотовалютных резервов страны.

Если подытожить сказанное выше, главными направлениями промышленной политики должны стать:

  1. создание необходимых условий на макроуровне для функционирования экономики, в том числе для реализации промышленной политики;
  2. определение приоритетов (отраслей, производств, технологий, продуктов);
  3. целенаправленная инновационная политика (программы развития перспективных отраслей);
  4. реструктуризация промышленности (создание национальных компаний, высокотехнологических производств, высоких технологий, конкурентоспособных продуктов, определение критериев для включения предприятий в состав транснациональных корпораций);
  5. законодательное обеспечение реструктуризации промышленности, эффективного функционирования хозяйственных объединений, промышленных и промышленно-финансовых групп, поддержка экспорта деталей и узлов, импорта высоких технологий, эффективного оборудования, комплектации и материалов;
  6. создание системы поддержки и развития малого предпринимательства;
  7. формирование целенаправленной региональной экономической политики: создание технополисов, зон высоких технологий (инновационных центров); создание свободных экономических зон, в том числе и специальных (экспортно-промышленных, производственно-территориальных, торговых, технопарков, оффшорных зон и др.); организации системы приграничной торговли; внедрение системы самостоятельного формирования местных бюджетов, ответственности регионов за результаты экономического развития, формирование региональных программ развития;
  8. программы свертывания нерентабельных производств, перераспределения ресурсов;
  9. методы государственного регулирования экономики (в рамках бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной, амортизационной, кредитной политики и т.д.);
  10. стимулирование инвестиций в экономику республики частного капитала и, прежде всего населения, создание с этой целью институтов аккумуляции средств населения.

Проведение данных мероприятий должно обеспечить дальнейшее совершенствование отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь, повышения конкурентоспособности экономики и экономической безопасности государства в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По результатам проделанной  работы можно сделать следующие выводы:

  1. Научно-технический прогресс - это процесс непрерывного развития науки, техники, технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации производства и труда.
  2. Признаки НТП: разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме; создание и развитие качественно новых технологий производства; открытие и использование новых видов и источников энергии; создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами; широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов, гибких производственных систем; внедрение новых форм организации труда и производства.
  3. Особенности НТП: усиление технологической направленности НТП; интенсификация НТП; носит комплексный характер; ресурсосберегающая направленность; усиление социальной направленности НТП; экологизация НТП.
  4. Основными направлениями НТП являются электрификация, комплексная механизация, автоматизация производства и химизация производства.
  5. Промышленность - это совокупность самостоятельных предприятий, цехов, производств, занятых добычей, заготовкой и переработкой сырья. Основное назначение промышленности – производство товаров. Основная задача промышленности - изменить свойства и качества предметов труда. К отраслям промышленности относят: сельское хозяйство, транспорт, связь, общественное питание, строительство.
  6. По экономическому назначению и использованию продукции, роли в процессе воспроизводства промышленность подразделяли на производство средств производства (группа «А») и производство предметов потребления (группа «Б»). По характеру производства и предметам труда - добывающую и обрабатывающую.
  7. Отраслевая структура промышленности – это состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства.
  8. На отраслевую структуру промышленности влияют следующие факторы: ускорение научно-технического прогресса; экономическая политика государства; природные ресурсы страны; уровень культуры и материального благосостояния народа; традиционно сложившаяся специализация; плановая отраслевая структура капитальных вложений, финансируемых из государственного бюджета; объем и структура рыночного спроса.
  9. Необходимость структурной перестройки в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами: морально устаревшая материально-техническая база, не позволяющая работать в условиях рынка; сложившаяся отраслевая структура, которая характеризуется отставанием производственной и социальной инфраструктур, сферы услуг; низкая конкурентоспособность большинства видов производимой продукции; неоптимальная концентрация производства - доминирование крупных и сверхкрупных предприятий.
  10. Совершенствование отраслевой структуры промышленности Республики Беларусь должно быть направлено на повышение качественных параметров производства и выпускаемых изделий, усиление ресурсосберегающего типа воспроизводства, интенсификацию народнохозяйственных процессов, ускоренное развитие новейших наукоемких отраслей.
  11. Задачи структурной политики:
  • перепрофилирование предприятий и производств, потенциально значимых для страны, но попавших в тяжелое финансовое положение;
  • разработка нормативных актов и создание благоприятных условий для ускоренного развития приоритетных отраслей и производств;
  • повышение уровня самообеспеченности страны в продуктах питания и промышленных товарах народного потребления;
  • прямая государственная поддержка реализации особо важных инвестиционных и научно-технических проектов, привлечение иностранных инвестиций;
  • активная поддержка экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
  • внедрение ресурсосберегающих производств;
  • активное преобразование экономических структур в соответствии с потребностями нашей страны и внешнего рынка;
  • обеспечение эффективной интеграции Беларуси в мирохозяйственные связи.
  1. Основные направления промышленной политики:
  • создание необходимых условий на макроуровне для функционирования экономики, в том числе для реализации промышленной политики;
  • определение приоритетов;
  • целенаправленная инновационная политика (программы развития перспективных отраслей);
  • реструктуризация промышленности
  • законодательное обеспечение реструктуризации промышленности, эффективного функционирования хозяйственных объединений, промышленных и промышленно-финансовых групп, поддержка экспорта деталей и узлов, импорта высоких технологий, эффективного оборудования, комплектации и материалов;
  • создание системы поддержки и развития малого предпринимательства;
  • формирование целенаправленной региональной экономической политики;
  • программы свертывания нерентабельных производств, перераспределения ресурсов;
  • методы государственного регулирования экономики (в рамках бюджетной, налоговой, таможенной, инвестиционной, амортизационной, кредитной политики и т.д.);
  • стимулирование инвестиций в экономику республики частного капитала и, прежде всего населения, создание с этой целью институтов аккумуляции средств населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Научно-технический прогресс и изменение отраслевой структуры промышленности в Республике Беларусь