Неценовая конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 16:37, реферат

Описание

Конкуренция – это мощный инструмент рыночной экономики, двигательная сила, которая заставляет товаропроизводителей повышать эффективность производства, снижать производственные затраты, повышать качество продукции (товаров, услуг), ускорять внедрение новых достижений науки и техники, проводить организационные и структурные изменения в ходе предпринимательской деятельности. Степень развития экономической конкуренции является одним из решающих критериев развития и цивилизованности рыночных отношений.
Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – соперничество между субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товаров с целью получения как можно большей прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. СУЩНОСТЬ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………...5
2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ…………….....10
2.1. Дифференциация продукта и его совершенствование…………………...10
2.1.1. Дифференциация………………………………………………………….10
2.1.2. Совершенствование…………………………………………………….11
2.2. Разнообразие………………………………………………………………...12
2.3. Обслуживание клиентов……………………………………………………13
2.4. Реклама………………………………………………………………………14
2.5. Упаковка……………………………………………………………………..20
3. НЕЗАКОННЫЕ МЕТОДЫ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

Работа состоит из  1 файл

Реферат (Экономика отрасли) Неценовая конкуренция.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. СУЩНОСТЬ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………………………...5

2. ФОРМЫ  ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ…………….....10

2.1. Дифференциация продукта и его совершенствование…………………...10

2.1.1. Дифференциация………………………………………………………….10

2.1.2. Совершенствование……………………………………………………….11

2.2. Разнообразие………………………………………………………………...12

2.3. Обслуживание  клиентов……………………………………………………13

2.4. Реклама………………………………………………………………………14

2.5. Упаковка……………………………………………………………………..20

3. НЕЗАКОННЫЕ МЕТОДЫ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ……………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….26

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Конкуренция – это мощный инструмент рыночной экономики, двигательная сила, которая  заставляет товаропроизводителей повышать эффективность производства, снижать производственные затраты, повышать качество продукции (товаров, услуг), ускорять внедрение новых достижений науки и техники, проводить организационные и структурные изменения в ходе предпринимательской деятельности. Степень развития экономической конкуренции является одним из решающих критериев развития и цивилизованности рыночных отношений.

     Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) – соперничество между субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства, продажи и купли товаров с целью получения как можно большей прибыли.

     Таким образом, задание конкуренции заключается  в соперничестве рыночных субъектов  за реализацию собственных интересов  путём приобретения экономически конкурентных преимуществ сравнительно со своими соперниками.

      Конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывают больше похожи на сотрудничество, чем на конкуренцию.

      Рыночная  конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка. Все это средства конкуренции и одновременно средства уклонения от нее.

      В экономической литературе принято  разделять конкуренцию на:

    • ценовую (конкуренцию на основе цены);
    • неценовую (конкуренцию на основе качества потребительной стоимости).

      Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

      Снижение  цены было той основой, с помощью  которой промышленник выделял свой товар, привлекал к себе внимание и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

      В современном мире ценовая конкуренция  утратила такое значение в пользу неценовых методов конкурентной борьбы. Это не означает, конечно, что на современном рынке не используется "война  цен", она существует, но не всегда в явной форме. Дело в том, что "война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы снижения себестоимости товара. В целом, ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния фирм и, как следствие, к разорению. Поэтому фирмы избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме.

      При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают  непропорционально мало.

      Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительскую стоимость товара (фирмы  выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

      К числу неценовых методов относятся  все маркетинговые методы управления фирмой. 
 

     1. СУЩНОСТЬ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ 

     Неценовая конкуренция проводится, главным  образом, посредством совершенствования  качества продукции и условий  ее продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товара; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителя. Неценовая конкуренция посредством совершенствования качества продукции получила название конкуренции по продукту.

     Этот  вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого  рынка путем выпуска новых  товаров, которые либо принципиально  отличаются от старой модели, либо представляют ее модернизированный вариант. Конкуренция, основанная на совершенствовании качества, носит противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – «качество» – это субъективная оценка, которая открывает возможности фальсификации качества путем рекламы и красивой упаковки.

     Неценовая конкуренция путем совершенствования  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.

     Сюда  входит воздействие на потребителя  через рекламу, совершенствования  торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, то есть в процессе его эксплуатации.

     При неценовой конкуренции на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество. Именно это, а не снижение цены, позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара. Основная цель неценовой конкуренции – постоянное совершенствование продукции, поиски путей повышения ее качества, технической надежности, улучшения внешнего вида, упаковки. Таким образом, неценовая конкуренция, в отличие от ценовой конкуренции, имеет не разрушительную, а созидательную направленность.

     Неценовая конкуренция ведется за счет снижения издержек, повышения качества продукции и услуг, надежности, улучшения условий оплаты, гарантийного и послегарантийного обслуживания, совершенствования методов сбыта.

     Неценовая конкуренция минимизирует цену как  фактор потребительского спроса, выделяя товары и услуги посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и других маркетинговых факторов. Чем уникальнее предложение продукции, с точки зрения потребителей, тем больше у маркетологов свободы в установлении цен выше, чем у конкурирующих товаров.

     Каждая  из фирм, выступающих на рынке, стремится  по крайней мере сохранить ту долю рынка, которую она занимает. Основные методы, необходимые для этой конкурентной борьбы – цена, технический уровень и другие качественные показатели товара, сроки поставок, условия платежа, объем и сроки гарантий, объем и качество сервиса, реклама и другие мероприятия.

     В настоящее время многие компании предпочитают улучшать потребительские  свойства своего товара при сохранении или даже некотором повышении реализационных цен.

     При соответствующей рекламе такая  «скрытая» скидка с цены товара вызывает, как правило, положительную реакцию  у современного потребителя, который  так часто связывает низкую цену с неудовлетворительным качеством товара.

     Захват  рынка с помощью проникновения  на него на основе разработке нового фирменного товара или вытеснения конкурентов, предлагающих аналогичные товары, также  происходит при неценовой конкуренции. В мире успех неценовой конкуренции  определяется (особенно в Европе, Северной Америке, Юго-Восточной Азии) техническим уровнем, качеством и надежностью товара, подтвержденным сертификацией в общепринятых центрах, уровнем сервиса и послепродажного обслуживания, а не низкими ценами.

     Одной из сложных проблем современной теории и практики организации конкурентной деятельности участников рыночного процесса является установление причин возникновения и диагностирования качественных и количественных условий перехода ценовой конкуренции в конкуренцию неценовую.

     К пионерным работам в этом направлении можно отнести труды Дж. Бьюлоу, Дж. Джинакоплоса и П. Клемперера, а также Ж. Тироля и Д. Фьюденберга.

     Неценовая конкуренция порождает целый  спектр важнейших проблем рынка. Среди них межотраслевой механизм прибылей в форме проблемы входа-выхода, избыточных мощностей, влияния на объем сбыта неценовых факторов, предпочтения и выбора, конкурентоспособности, издержек потребления.

     Одно из слабых мест господствующих теорий конкуренции – исключение из них потребителя. Показательными в этом отношении являются выводы Ж. Тироля о способах конкурирования. Так, он считает, чтобы «конкурировать на рынке, фирма может использовать множество инструментов» [2, с. 21]. Он классифицирует эти инструменты в соответствии с быстротой их перенастройки.

     В краткосрочном периоде основным инструментом часто является цена. Ее дополняют реклама и меры по организации стимулирования сбыта. При этом структура затрат и характеристики продукта остаются неизменными. В условиях монополистической конкуренции фирма может получить экономическую прибыль, если цены выше средних издержек; либо столкнуться с убытками, если цены ниже средних издержек. В более длительном периоде структура затрат и характеристики продукта могут быть изменены как вместе, так и по отдельности. Методы производства могут быть пересмотрены и усовершенствованы, а производственная мощность в зависимости от конкурентной задачи может быть как увеличена, так и уменьшена. К характеристикам продукта относятся качество, дизайн, сроки поставок, размещение торговых точек и т. д. В долгосрочном периоде характеристики продукта и структуры затрат могут быть изменены не только благодаря простым усовершенствованиям в ассортименте продуктов и возможным затратам, но также и благодаря изменению этого ассортимента.

     Неценовая конкуренция – метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое превосходство над конкурентами, а достижение более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства, с большей надежностью, более длительными сроками службы и другими более совершенными потребительскими свойствами.

     Неценовая конкуренция минимизирует цену как  фактор потребительского спроса, выделяя  товары посредством продвижения, упаковки, поставки, сервиса, доступности и  других маркетинговых факторов.

     Например, фирма старается привлечь потенциальных  покупателей более красивой упаковкой  или же предложить потребителю более  выгодные, по сравнению с конкурентом  условия. Важнейшим элементом неценовой  конкуренции является реклама. Реклама  может помочь фирме увеличить долю рынка, привлечь потребителей.

     При неценовой конкуренции продавцы перемещают кривые спроса потребителей, делая упор на отличительных особенностях своей продукции. Это позволяет  фирме увеличить сбыт при данной цене или продавать первоначальное количество по более высокой.

     Риск  при этом связан с тем, что потребители  могут не рассматривать предложения  продавца как лучшие, чем у конкурентов. В этом случае они будут приобретать  более дешевые товары, которые, по их мнению, аналогичны более дорогим. Фирма, базирующаяся на ценовой конкуренции, должна снижать цены для увеличения сбыта.

      Р

     Р2

     Р1

                                Q1     Q2                        Q

     Рисунок 1. Неценовая конкуренция

     Через неценовую конкуренцию фирма  переводит потребительский спрос вправо, успешно выделяя свою продукцию. Это позволяет фирме:

     а) увеличить спрос с Q1 до Q2 при цене P1;

     б) увеличить цену с P1 до P2 при сохранении спроса на уровне Q1.

2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

2.1. Дифференциация продукта и его совершенствование 

     Вероятность того, что легкое вступление в отрасли  с монополистической конкуренцией будет содействовать разнообразию продукции и улучшению продукта, является, возможно, искупающей чертой монополистической конкуренции, которая может компенсировать полностью или частично издержки, связанные с этой рыночной структурой. Здесь действительно существуют два довольно ясных обстоятельства:

Информация о работе Неценовая конкуренция