Недобросовестная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание

Цель моей работы: раскрыть понятие недобросовестной конкуренции, выявить её причины, рассмотреть виды недобросовестной конкуренции, а так же методы борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
Дать определение недобросовестной конкуренции;
Выявить причины возникновения недобросовестной конкуренции;
Назвать и охарактеризовать виды недобросовестной конкуренции;
Рассмотреть некоторые виды недобросовестной конкуренции более подробно;
Рассмотреть меры по развитию и поддержке недобросовестной конкуренции в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Понятие недобросовестной конкуренции…………………………5
Классификация видов недобросовестной конкуренции………….8
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВИДОВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Демпинг…………………………………………………………….12
Недобросовестная реклама………………………………………..14
Промышленный шпионаж…………………………………………16
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
О законодательстве Российской Федерации в сфере защиты от недобросовестной конкуренции………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27
…………………………………

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАя!!!!!.docx

— 67.54 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ    КОНКУРЕНЦИИ
    1. Понятие недобросовестной конкуренции…………………………5
    2. Классификация видов недобросовестной конкуренции………….8
    1. ПРИЧИНЫ И  ПОСЛЕДСТВИЯ ВИДОВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
    1. Демпинг…………………………………………………………….12
    2. Недобросовестная реклама………………………………………..14
    3. Промышленный шпионаж…………………………………………16
    1.  МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
    1. О законодательстве Российской Федерации в сфере  защиты от недобросовестной конкуренции………………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Главным механизмом современной рыночной системы  является конкуренция. Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

     Конкуренция, т.е. «соперничество между поставщиками товаров и услуг в борьбе за долю рынка» — один из основных показателей свободного предпринимательства. Сражение идет за место на рынке, за привлечение и сохранение своих клиентов (потребителей товаров и услуг). Как и в любой борьбе, в конкуренции выделяются методы, не нарушающие принятых норм и принципов конкуренции, и методы, которые безусловно порицаются и зачастую вступают в противоречие с законами государства. Таким образом, экономисты стали выделять добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Главным же отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной является то, что она не способствует, и даже вредит экономическому росту в любой области экономики.

     Если  говорить не о терминологии, а о  самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах  и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к  самым ранним периодам истории человеческого  общества. Вместе с развитием экономических отношений методы недобросовестной конкуренции непрерывно совершенствовались, становясь все более тонкими и изощренными. Не остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее время.

     В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая  приобрела разнообразные формы  из-за отсутствия законов, требующихся  для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы.  Общепризнано, что недобросовестная конкуренция наносит вред не только добропорядочным субъектам экономической деятельности, но и потребителям (гражданам, организациям) и обществу в целом.

     Из  всего выше сказанного можно сказать, что проблема недобросовестной конкуренции является одной из самых актуальных проблем в деятельности большинства средних и крупных фирм.

     Цель  моей работы:  раскрыть понятие недобросовестной конкуренции, выявить её причины, рассмотреть  виды недобросовестной конкуренции, а  так же методы борьбы с ней.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

  1. Дать определение недобросовестной конкуренции;
  2. Выявить причины возникновения недобросовестной конкуренции;
  3. Назвать и охарактеризовать виды недобросовестной конкуренции;
  4. Рассмотреть некоторые виды недобросовестной конкуренции более подробно;
  5. Рассмотреть меры по развитию и поддержке недобросовестной конкуренции в России.

     Данная  курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические аспекты недобросовестной конкуренции

    1. Понятие недобросовестной конкуренции

     В юридической доктрине до настоящего времени не выработано единообразного взгляда на понятие недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое  недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на то, что впервые был поставлен в XIX в. перед французской судебной практикой, которая, по мнению В.А. Шретера, «по справедливости признаётся творцом проблемы недобросовестной конкуренции».

Дореволюционные юристы – теоретики, как правило, избегали давать юридически точных собственных  определений, касающихся недобросовестной конкуренции.

     Так, А. И. Каминка ссылался на то, что  «недобросовестная конкуренция  – это вид конкуренции вообще…И если, в общем, и в настоящее время признание конкуренции как необходимого элемента хозяйственной деятельности может казаться бесспорным, то в такой же мере бесспорно, что недобросовестная конкуренция является злом, которое не должно быть терпимо».

     Другой  видный специалист в области хозяйственного права – В. А. Шретер утверждал, что  «недобросовестная конкуренция  – явление космополитическое, проделки в этой области отличаются чрезвычайным однообразием во всех странах, где процветает торговля».

     Современные учёные более определенны в изложении  своих взглядов на недобросовестную конкуренцию.

     Так, по мнению В. А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция представляет собой  «сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости данных (ложных или соответствующих действительности), способных вызвать у него неправильные представления, дискредитирующие конкурента, его деятельность и (или) товар ( в том числе способных вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара) либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром».

     Ю. И. Свядосц определял недобросовестную конкуренцию как «совершение  таких действий в промышленных и  торговых делах, которые направлены на извлечение имущественных выгод  путём осуществления недобросовестных, противоречащих честным правилам и  обычаям действий по отношению к  конкурентам в капиталистическом  обороте». В. И. Еременко под недобросовестной конкуренцией понимает «любое виновное действие, противоречащее деловым обычаям, профессиональной этике или добропорядочности  при осуществлении хозяйственной  деятельности в целях конкуренции, которое причиняет или может причинить вред». Ю. Касьянов определял недобросовестную конкуренцию как «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких-либо экономических преимуществ или выгод посредством формирования негативного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, не соответствующего действительности».

     Легально  определение недобросовестной конкуренции  закреплено в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции». В п. 9 этой статьи недобросовестную конкуренцию признают любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

     В данной общей норме дается определение  недобросовестной конкуренции с  использованием таких терминов, как  «обычай делового оборота», «справедливость», «разумность», «добропорядочность». Поскольку значения указанных терминов достаточно расплывчаты, то и определение недобросовестной конкуренции как действий, противоречащих «обычаям делового оборота», «разумности» и т.д., не устанавливает четких общепризнанных норм поведения. Эти нормы в конкуренции есть не что иное, как отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. С целью нивелирования терминологических проблем при квалификации действия хозяйствующего субъекта как акта недобросовестной конкуренции необходимы три условия:

    • Во-первых, действия субъекта должны противоречить требованиям действующего законодательства, добропорядочности, разумности и справедливости, обычаям делового оборота;
    • Во-вторых, указанные действия должны иметь негативные последствия для компании – конкурентов в виде причинения убытков или нанесения ущерба их деловой репутации;
    • В- третьих, должна присутствовать направленность на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, при этом доказывать стремление к приобретению данных преимуществ необязательно.

     Отсутствие  доказательств хотя бы одного из этих условий не позволяет квалифицировать  действия субъекта как недобросовестную конкуренцию.

     Недобросовестная конкуренция имеет ряд характерных особенностей:

    • Является актом противоправным и аморальным;
    • Связана с нанесением ущерба конкретному субъекту;
    • Участником отношений не может быть орган власти;
    • Бездействие не может быть квалифицировано как недобросовестная конкуренция, в данном случае оценивается лишь активное поведение субъекта на рынке.

     Причины возникновения недобросовестной конкуренции  как одного из разновидностей конкуренции  кроются в психологических особенностях человека. Здесь встает вопрос о  том, на что готов пойти человек  ради достижения своих целей, способен ли он нарушить закон и, соответственно, нормы морали общества, в котором  он живет. Возникновение и существование  недобросовестной и добросовестной конкуренции вопрос такой же, как  и возникновение добра и зла, того, что мы называем хорошо и плохо, «черного» и «белого».

     Таким образом, недобросовестная конкуренция представляет из себя соперничество за что-либо ограниченное или лучшее, которое осуществляется не в соответствии с существующими этическими нормами, традициями и законами. Причины возникновения недобросовестной конкуренции как своеобразного метода конкуренции заложены в психических особенностях человека. 
 

     
    1. Классификация видов недобросовестной конкуренции

     Спектр  деятельности, которую можно назвать  нечестной, очень широк. Российское законодательство содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". Согласно указанной статье не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

     - распространение ложных, неточных  или искаженных сведений, которые  могут причинить убытки хозяйствующему  субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Обычно распространение такого рода сведений означает дискредитацию конкурента. Цель такой дискредитации – привлечение потребителей к собственной продукции или услугам путём распространения неточной информации о конкуренте, его товарах и услугах;

     - введение в заблуждение относительно  характера, способа и места  изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара. Введение в заблуждение, как и дискредитация конкурента, имеет цель привлечь потребителей путём распространения неточной информации. Однако в отличии от случаев дискредитации конкурента здесь речь идёт не о клевете на конкурента, его товары и услуги, а о ложных или обманных заявлениях о собственном товаре;

     - некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов. Утверждения, содержащие некорректное сравнение товаров разных производителей, могут быть, в частности, двух видов: содержащие позитивную ссылку на чужой товар («мой товар столь же хорош, как и чужой») или негативную ссылку («мой товар лучше, чем чужой» ). Позитивная ссылка на товар конкурента, как правило, бывает, когда его товар общеизвестен; она таит в себе опасность неправомерного присвоения чужой репутации. Критику товара конкурента можно принять за дискредитацию. Однако в обоих случаях сравнения присутствует ссылка на конкурента, который либо называется по имени, либо, безусловно, распознаваем потребителем.

Информация о работе Недобросовестная конкуренция