Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель моей работы: раскрыть понятие недобросовестной конкуренции, выявить её причины, рассмотреть виды недобросовестной конкуренции, а так же методы борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
Дать определение недобросовестной конкуренции;
Выявить причины возникновения недобросовестной конкуренции;
Назвать и охарактеризовать виды недобросовестной конкуренции;
Рассмотреть некоторые виды недобросовестной конкуренции более подробно;
Рассмотреть меры по развитию и поддержке недобросовестной конкуренции в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Понятие недобросовестной конкуренции…………………………5
Классификация видов недобросовестной конкуренции………….8
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВИДОВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Демпинг…………………………………………………………….12
Недобросовестная реклама………………………………………..14
Промышленный шпионаж…………………………………………16
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
О законодательстве Российской Федерации в сфере защиты от недобросовестной конкуренции………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27
…………………………………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
Введение
Главным механизмом современной рыночной системы является конкуренция. Конкуренция в переводе с латинского языка значит "сталкиваться" и означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция, т.е. «соперничество между поставщиками товаров и услуг в борьбе за долю рынка» — один из основных показателей свободного предпринимательства. Сражение идет за место на рынке, за привлечение и сохранение своих клиентов (потребителей товаров и услуг). Как и в любой борьбе, в конкуренции выделяются методы, не нарушающие принятых норм и принципов конкуренции, и методы, которые безусловно порицаются и зачастую вступают в противоречие с законами государства. Таким образом, экономисты стали выделять добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Главным же отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной является то, что она не способствует, и даже вредит экономическому росту в любой области экономики.
Если говорить не о терминологии, а о самом явлении недобросовестной конкуренции в ее различных видах и проявлениях, то можно сказать, что ее появление относится к самым ранним периодам истории человеческого общества. Вместе с развитием экономических отношений методы недобросовестной конкуренции непрерывно совершенствовались, становясь все более тонкими и изощренными. Не остановилась эволюция методов недобросовестной конкуренции и в настоящее время.
В современных условиях важна борьба с недобросовестной конкуренцией, которая приобрела разнообразные формы из-за отсутствия законов, требующихся для регулирования конкуренции. Распространение методов недобросовестной конкуренции подрывает основы экономики и способствует внедрению в отношения между хозяйствующими субъектами не рыночных методов борьбы. Общепризнано, что недобросовестная конкуренция наносит вред не только добропорядочным субъектам экономической деятельности, но и потребителям (гражданам, организациям) и обществу в целом.
Из всего выше сказанного можно сказать, что проблема недобросовестной конкуренции является одной из самых актуальных проблем в деятельности большинства средних и крупных фирм.
Цель моей работы: раскрыть понятие недобросовестной конкуренции, выявить её причины, рассмотреть виды недобросовестной конкуренции, а так же методы борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
Данная
курсовая работа состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованной
литературы.
Глава
1. Теоретические аспекты
В юридической доктрине до настоящего времени не выработано единообразного взгляда на понятие недобросовестной конкуренции. Вопрос о том, что такое недобросовестная конкуренция, оставался и продолжает оставаться весьма спорным, несмотря на то, что впервые был поставлен в XIX в. перед французской судебной практикой, которая, по мнению В.А. Шретера, «по справедливости признаётся творцом проблемы недобросовестной конкуренции».
Дореволюционные юристы – теоретики, как правило, избегали давать юридически точных собственных определений, касающихся недобросовестной конкуренции.
Так, А. И. Каминка ссылался на то, что «недобросовестная конкуренция – это вид конкуренции вообще…И если, в общем, и в настоящее время признание конкуренции как необходимого элемента хозяйственной деятельности может казаться бесспорным, то в такой же мере бесспорно, что недобросовестная конкуренция является злом, которое не должно быть терпимо».
Другой видный специалист в области хозяйственного права – В. А. Шретер утверждал, что «недобросовестная конкуренция – явление космополитическое, проделки в этой области отличаются чрезвычайным однообразием во всех странах, где процветает торговля».
Современные учёные более определенны в изложении своих взглядов на недобросовестную конкуренцию.
Так,
по мнению В. А. Дозорцева, недобросовестная
конкуренция представляет собой
«сообщение потребителю (потенциальному
потребителю) вопреки обычаям делового
оборота, требованиям добропорядочности,
разумности и справедливости данных
(ложных или соответствующих
Ю.
И. Свядосц определял
Легально определение недобросовестной конкуренции закреплено в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции». В п. 9 этой статьи недобросовестную конкуренцию признают любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
В данной общей норме дается определение недобросовестной конкуренции с использованием таких терминов, как «обычай делового оборота», «справедливость», «разумность», «добропорядочность». Поскольку значения указанных терминов достаточно расплывчаты, то и определение недобросовестной конкуренции как действий, противоречащих «обычаям делового оборота», «разумности» и т.д., не устанавливает четких общепризнанных норм поведения. Эти нормы в конкуренции есть не что иное, как отражение социологических, экономических и морально-этических принципов общества, которые могут отличаться друг от друга не только в разных странах, но иногда и внутри одной страны. С целью нивелирования терминологических проблем при квалификации действия хозяйствующего субъекта как акта недобросовестной конкуренции необходимы три условия:
Отсутствие доказательств хотя бы одного из этих условий не позволяет квалифицировать действия субъекта как недобросовестную конкуренцию.
Недобросовестная конкуренция имеет ряд характерных особенностей:
Причины
возникновения недобросовестной конкуренции
как одного из разновидностей конкуренции
кроются в психологических
Таким
образом, недобросовестная конкуренция
представляет из себя соперничество за
что-либо ограниченное или лучшее, которое
осуществляется не в соответствии с существующими
этическими нормами, традициями и законами.
Причины возникновения недобросовестной
конкуренции как своеобразного метода
конкуренции заложены в психических особенностях
человека.
Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Российское законодательство содержит открытый перечень актов недобросовестной конкуренции, сформулированных в ст. 14 Федерального закона "О защите конкуренции". Согласно указанной статье не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
-
распространение ложных, неточных
или искаженных сведений, которые
могут причинить убытки
-
введение в заблуждение
-
некорректное сравнение