Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 21:54, курсовая работа
Цель моей работы: раскрыть понятие недобросовестной конкуренции, выявить её причины, рассмотреть виды недобросовестной конкуренции, а так же методы борьбы с ней.
Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:
Дать определение недобросовестной конкуренции;
Выявить причины возникновения недобросовестной конкуренции;
Назвать и охарактеризовать виды недобросовестной конкуренции;
Рассмотреть некоторые виды недобросовестной конкуренции более подробно;
Рассмотреть меры по развитию и поддержке недобросовестной конкуренции в России.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Понятие недобросовестной конкуренции…………………………5
Классификация видов недобросовестной конкуренции………….8
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВИДОВ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Демпинг…………………………………………………………….12
Недобросовестная реклама………………………………………..14
Промышленный шпионаж…………………………………………16
МЕТОДЫ БОРЬБЫ С НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ
О законодательстве Российской Федерации в сфере защиты от недобросовестной конкуренции………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..27
…………………………………
Экономической
основой процветания
Промышленный
шпионаж не позволяет реализовать
предприятию конкурентные преимущества,
обесценивает значительные затраты, связанные
с осуществлением исследований, опытно-конструкторских
разработок и других мер. В то же
время недобросовестный конкурент
имеет возможность резко
Исторические корни промышленного шпионажа уходят далеко в историю так, Римский император Юстиниан подорвал китайскую торговлю шелком на Ближнем и Среднем Востоке, организовав кражу червей, вырабатывающих шелк в Китае. Дж. Д. Рокфеллер использовал классические методы шпионажа для того, чтобы победить своих конкурентов в борьбе за месторождения нефти в США в 70-х гг. прошлого века. Примеры могут быть бесконечно продолжены.
В
России у промышленного шпионажа
своя специфика. В середине 90-х главной
задачей разведки было выяснить реальное
состояние финансов компании, ее способность
к обороне в случае "наезда".
Сейчас охотятся за информацией о
контрагентах фирмы, заказах и механизмах
их получения, о предложениях на тендерах
- всем, что может помочь вытеснить
компанию с рынка. По оценкам американских
исследователей, каждый второй предприниматель
в России предполагает, что являлся
или является объектом незаконного
сбора информации, каждый шестой получал
этому фактические
Лишь каждый десятый бизнесмен считает, что не является носителем секретов, интересных его конкурентам.
Для экономически развитых стран доля расходов на безопасность составляет 15-30 процентов прибыли предприятия. В России, где криминогенность бизнеса более высока, этот процент может быть значительно выше.
Считается, что 80-90 процентов информации добывается за счет техники. Закладка радиомикрофона для сотовых телефонов, например, со стандартом GSM позволяет прослушивать переговоры объекта, находясь в Новой Зеландии. Или оптоволоконные соединения. Установить в них микрофон непросто (необходим провод), зато такой "жучок" крайне сложно обнаружить.
Но
чаще используются упрощенные методы,
например подарки "с сюрпризом".
Высокопоставленному
"Техническим
каналом" для шпионов может
стать что угодно: стены кабинета,
оконные стекла, трубы отопления,
розетки. На каждый такой
Согласно
американским стандартам, оснастить
аппаратурой поиска группу из пяти
профессионалов обойдется в 750 тысяч
долларов. На полную проверку помещений
общей площадью, например, 300 квадратных
метров у этой группы уйдет минимум
два дня. Заказчику это обойдется
в 200 долларов за квадратный метр. В
Москве и Петербурге метр стоит 40-50
долларов при схожей производительности.
Но, призывая серьезно относиться к
защите коммерческих секретов, специалисты
напоминают про еще один важнейший
момент - не переборщить. Шпионофобия
в голове руководителя может быть
не менее вредна для работы фирмы,
чем сами шпионы.
Глава 3. Методы борьбы с недобросовестной конкуренцией
Российское
антимонопольное
В
настоящее время в Российской
Федерации сформирована правовая база,
позволяющая антимонопольным
Основой
правового регулирования
Отдельные отношения, возникающие между конкурирующими хозяйствующими субъектами, регулируются Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о конкуренции), который вступил в силу с 26 октября 2006 года, и частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), полностью вступившей в силу с 1 января 2008 года.
Правовыми основаниями для защиты антимонопольными органами интересов хозяйствующих субъектов от недобросовестной конкуренции являются пункт 2 статьи 11 ГК РФ, согласно которому допускается возможность защиты гражданских прав в административном порядке, и пункт 7 статьи 1252 ГК РФ, которым предусматривается, что «в случаях, когда нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством». Также положения Закона о конкуренции пресечение недобросовестной конкуренции относят к задачам антимонопольных органов и предоставляют антимонопольным органам соответствующие полномочия.
Закон
о конкуренции, как и ранее
действовавший Закон РСФСР от
22 марта 1991 года № 948-1 «О конкуренции
и ограничении
В соответствии с названным правовым актом дело о недобросовестной конкуренции может быть возбуждено на основании заявлений коммерческих и некоммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представлений прокурора, а также по собственной инициативе антимонопольного органа.
В ряде случаев действия хозяйствующего субъекта могут одновременно содержать признаки нарушения нескольких законов, контроль соблюдения которых относится к компетенции антимонопольных органов. Так, в отдельных случаях речь может одновременно идти о нарушении Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ «О рекламе» и Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В связи с этим при подготовке заявления необходимо определить подлежащий применению закон и конкретные правовые нормы, которые позволят антимонопольному органу наиболее эффективно пресечь нарушение. В частности, следует иметь в виду, что одной из целей Федерального закона «О рекламе» является защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы. Таким образом, отдельные нормы этого закона пересекаются с некоторыми положениями статьи 14 Закона о конкуренции. Учитывая то, что возбуждение двух различных дел по одному факту невозможно, при подготовке заявления следует четко определить законодательный акт, который, по мнению заявителя, следует применить. При этом необходимо учитывать, что, например, в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе не требуется устанавливать ряд обстоятельств, которые важны для констатации недобросовестной конкуренции в соответствии с Законом о конкуренции.
Из определения недобросовестной конкуренции, которое содержится в статье 4 Закона о конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией одновременно должны выполняться несколько условий, а именно: действия которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли ущерб или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно
статье 4 Закона о конкуренции к
хозяйствующим субъектам
1)
индивидуальный
2) коммерческая организация;
3)некоммерческая
В
соответствии с ГК РФ к коммерческим
организациям относятся полные товарищества,
товарищества на вере, общества с ограниченной
ответственностью, общества с дополнительной
ответственностью, открытые и закрытые
акционерные общества, производственные
кооперативы и унитарные
Из
статьи 2 ГК РФ следует, что предпринимательской
может быть признана лишь деятельность
тех лиц, которые зарегистрированы
в установленном законом
Ввиду того, что положения Закона о конкуренции, относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются и на группу лиц, к лицам, в отношении которых может быть возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства, следует относить и группу лиц.
Под
направленностью действий хозяйствующего
субъекта на получение преимущества
в предпринимательской
Под законодательством понимаются, прежде всего, Конституция и законодательные акты Российской Федерации. Кроме этого, согласно статье 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно
статье 5 ГК РФ обычаем делового оборота
признается сложившееся и широко
применяемое в какой-либо области
предпринимательской
В
то же время термины «
Категории
«разумность» и «справедливость» отражают
различные моральные принципы, при
этом они должны распространяться именно
на предпринимательскую
Последним
признаком недобросовестной конкуренции,
указанным в ее определении, является
причинение вреда другому хозяйствующему
субъекту - конкуренту. Такой вред может
выражаться в убытках, которые терпит
конкурент, или в ущербе его деловой
репутации. При этом в обоих случаях
для признания действий хозяйствующего
субъекта недобросовестной конкуренцией
достаточно лишь одной возможности
наступления таких последствий,
и доказательств реального