Некоммерческие организации, их роль в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации вызвал необходимость создания функциональных элементов рыночной экономики, составляющих ее основу. Одним из основополагающих элементов рынка является наличие разнообразных организационно-правовых форм юридических лиц— участников экономического оборота. Среди различных организационно-правовых форм юридических лиц, регламентируемых Гражданским кодексом Российской Федерации, существенный пласт составляют некоммерческие организации.
За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………4
1.Характеристика правового статуса некоммерческих юридических лиц………………5
2.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности…9
3.Численность и структура некоммерческих организаций……………………………….24
4.Финансирование некоммерческих организаций………………………………………...25
5.Налоговые льготы………………………………………………………………………….31
6.Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России……………………32
7.Пути повышения эффективности некоммерческого сектора…………………………....38
8.Отношение населения к государственной поддержке некоммерческого сектора.…….39
Заключение……………………………………………………………………………………40
Список использованной литературы………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

готовый курсак (экон предприятия).docx

— 124.94 Кб (Скачать документ)

     Рис.5 Структура доходов НКО, работающих в области общественной деятельности5

       
 
 

     На  рис. 5 приведена структура доходов  некоммерческих организаций, работающих в области общественной деятельности. Общая доля доходов данных организаций  в доходах всех НКО составляет 73,3%. Обращают на себя внимание высокие  доли членских взносов и других безвозмездных  поступлений от населения (11%) и выручки  от продажи товаров, работ и услуг (7,2%). Это обусловлено заметной ролью  профсоюзных организаций в данной группе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис.6 Структура доходов религиозных  организаций6 

       
 
 

     На  рис. 6 приведена структура доходов  религиозных организаций. Общая  доля доходов данных организаций  в доходах всех НКО составляет 8,2%. Доля бюджетных поступлений в  структуре доходов религиозных  организаций составляет 2,82%, что  в 3 раза выше доли бюджетных поступлений  в доходах НКО, работающих в области  здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения. Около  четверти доходов религиозных организаций (23,3%) составляет выручка от продажи  товаров, работ и услуг населению. Пожертвования, поступающие от населения, составляют 18,08% доходов. Более ¼  доходов религиозных организаций  составляют поступления из-за границы. Таким образом, группа религиозных  организаций имеет наиболее устойчивую диверсифицированную финансовую базу из всех НКО.

     Как различные источники финансирования распределяются по четырем группам?

     Из  всего объема членских взносов, спонсорских  пожертвований и других безвозмездных  поступлений больше всего средств  направляется в общественные объединения (74,7%), а также автономные некоммерческие организации, работающие в области здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения (7,2%).

     Членские  взносы, спонсорские пожертвования  и другие безвозмездные поступления  из-за границы преимущественно идут в общественные объединения (56,9%), религиозные  организации (31,6%), а также фонды, работающие в области культуры и  искусства (4,7%), и АНО, работающие в  области образования (3,2%).

     Бюджетные средства преимущественно идут в  общественные объединения (60,6%), религиозные  организации (18,7%) и фонды, работающие в области культуры и искусства (6,2%).

     Большая часть выручки от продажи товаров, работ, услуг приходится на долю общественных объединений (62,9%) и религиозных организаций (31,1%).

 

  1. Налоговые льготы

       Налоговые льготы предоставляются в зависимости  от видов некоммерческих организаций  и специфики их деятельности.

       Так, например, имущество общественных объединений, ассоциаций не облагается налогом на имущество в том случае, если данными  организациями не осуществляется предпринимательская  деятельность. Если же общественное объединение  осуществляет коммерческую деятельность, то оно автоматически утрачивает право на указанную льготу.

       Другим  примером использования льгот некоммерческими  организациями могут служить  образовательные учреждения, которые  также вправе вести предпринимательскую  деятельность, предусмотренную уставом  этого учреждения. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных  уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ  и услуг относится к предпринимательской  лишь в той части, в которой  получаемый от этой деятельности доход  не реинвестируется непосредственно  в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном  учреждении. Следовательно, такая деятельность не облагается практически никакими налогами, так как не является предпринимательской.

 

  1. Роль некоммерческого  сектора в экономическом развитии России

     Российский  некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социально-экономической  жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно, о чем свидетельствуют  высокие темпы роста выпуска  продукции и услуг некоммерческих организаций в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного  на безвозмездных поступлениях от юридических  и физических лиц. Однако потенциал  российского некоммерческого сектора  остается существенно не раскрытым. НКО практически не включены систему  предоставления общественно значимых услуг, финансируемых государством, не развивают платные услуги для  населения.

     Сильный некоммерческий сектор ― важный фактор обеспечения социальной и политической стабильности, повышения жизненного уровня населения и, в конечном счете, устойчивого развития страны.

     Некоммерческие  организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в  иных целях, направленных на достижение общественных благ.

     Некоммерческий  сектор эффективно оказывает услуги населению, он отличается не только способностью оперативно реагировать на нужды различных социально-демографических групп, новые социальные вызовы и проблемы, но и низкими административными издержками, способностью привлекать добровольцев. Деятельность НКО помогает улучшить показатели уровня образования и здоровья нации, что, согласно современным исследованиям, увеличивает эффективность экономики и обеспечивает более высокие темпы экономического роста.

     Некоммерческий  сектор – это источник социальных инноваций. Многие образовательные, управленческие и информационные технологии, современные методы социальной работы были впервые внедрены именно некоммерческими организациями, а затем стали частью государственной и муниципальной политики (конкурсы социальных и образовательных проектов, кризисные центры для пострадавших от насилия и т.п.).

     Некоммерческий  сектор обеспечивает занятость и населения. Он  более активен в вовлечении в экономическую деятельность социально уязвимой части населения (инвалиды, родители детей-инвалидов, безработные женщины старших возрастов и т.п.).

     НКО играют важную роль в развитии демократии. Они  представляют интересы различных групп общества, обеспечивают им широкие возможности для участия в процессе выработки и принятия решений, формируют общественное мнение. Это в свою очередь способствует возникновению у граждан чувства патриотизма и ответственности, формированию активной жизненной позиции, самоорганизации и самоуправления. НКО занимаются защитой прав человека, через механизмы общественной экспертизы и контроля способствуют прозрачности и эффективности работы государственных служб и судебной системы.

       Некоммерческий  сектор – это организационная основа гражданского общества.

       На  самом деле воздействие на социальную сферу организованной общественности проявляется и в еще более  нюансированном и разнообразном  виде. Некоммерческие организации оказывают  влияние на развитие социальной политики и деятельность социальной сферы  на разных уровнях государственных, региональных и муниципальных систем. 

Табл.1 Влияние  НКО на социальную политику

 
Уровень Основные  действующие лица Примеры потенциальных функций  НКО
Микро-уровень человек, люди, население, граждане, жители, социальные страты и целевые группы, социальные роли и статусы, профессиональные позиции, функционалы, должности и т.д. Улучшение качества жизни детей и семей через  увеличение ассортимента возможностей для реализации личности; реализация потребности в нахождении себе подобных; разные аспекты социализации и т.п.
Мезо-уровень учреждения, организации, производства, хозяйства, государственные, муниципальные, частные (коммерческие) и общественные (некоммерческие) структуры Контроль за качеством социальных и иных услуг; предоставление услуг, а, следовательно, увеличение количества субъектов, осуществляющих деятельности на рынке социальных услуг; поддержка профессиональных и этических  стандартов в сообществах, осуществляющих деятельность в социальной сфере; отстаивание  интересов работников данной сферы  и т.п.
Макро-уровень внутренние  акторы влияния на территории, социальные институты, городская среда, органы власти и управления; социальные, экономические, финансовые, нормативные, политические, организационные и другие процессы; и соответствующие им территориальные инфраструктуры и сети Гражданский контроль; экспертиза принимаемых решений  в социальной сфере; лоббирование интересов  отдельных социальных групп;

Лоббирование  или противодействие разгосударствлению и дебюрократизации социальной сферы

Осуществление самоуправления, в т.ч. определение (ограничение, расширение) пределов вмешательства  государства в данную сферу.

Мега-уровень субъекты внешнего влияния на территорию: федеральные, региональные и международные акторы и факторы Организация внешнего давления на власть с целью побуждения ее к проведению реформ либо апелляция  по поводу нарушения прав и интересов  при проведении реформ; осуществление  связи и кооперация региональной деятельности с общей деятельностью  внутри сетевых и международных  организаций; информирование федеральной  власти и мирового общественного  мнения; формирование имиджа региона  и страны, отдельных систем в социальной сфере (к примеру, интернатов); привлечение  внешних ресурсов в социальную сферу.
Мета-уровень: мифы, идеи, теории, принципы, стереотипы, нормы и правила, определяющие потребности, поведение, деятельность, жизнь и взаимодействие акторов и участников процессов  на территории Внедрение «моды» на социальную благотворительность; информирование общества; пропаганда гуманитарных идей (права человека, права ребенка, право  на частную жизнь и т.п.); развитие гражданских и семейных ценностей; ответственное самоограничение  разных социальных слоев; развитие гражданских  диалогов т.п.

       Динамика  доли НКО в общем объеме валового внутреннего продукта страны неоднозначна. До 1998 года объем услуг сектора имел тенденцию к увеличению. По ряду оценок, в 1998 году - накануне дефолта - он составлял 2% ВВП. В результате финансового кризиса 1998 года объем услуг, предоставляемых некоммерческими организациями, в неизменных ценах сократился почти в 3 раза. Посткризисное восстановление сектора происходило медленнее, чем в других сферах экономики. К 2001-2002 годам темпы роста выпуска продукции и услуг некоммерческих организаций превысили темпы роста ВВП в целом. В результате к 2002 году доля некоммерческого сектора России в формировании ВВП составила около 1%7. Небольшая, на первый взгляд, доля НКО в ВВП, тем не менее, представляет собой значимую величину, что становится очевидным при сравнении с весом, например, некоторых отраслей российской экономики или отдельных регионов. В частности, объем продукции и услуг некоммерческих организаций по состоянию на 2002 год в 1,6 раза превышал объем продукции всей легкой промышленности страны и был сравним с объемом продукции отрасли «жилищное хозяйство». При сопоставлении вклада третьего сектора и 88-ми регионов страны сектор НКО занимал 12-е место, уступая лишь Москве, Санкт-Петербургу, Тюменской, Московской, Свердловской и Самарской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу, Красноярскому и Краснодарскому краям, республикам Татарстан и Башкортостан.

       Еще более значимым представляется то обстоятельство, что «качество» ВВП, произведенного в некоммерческом секторе, зачастую выше, нежели в других сферах. Многие НКО ориентированы на инновационную  деятельность, на применение новых  социальных и иных технологий. Значительная часть оказываемых НКО услуг  позволяет наращивать «человеческий  капитал» и оказывает самое непосредственное влияние на рост ВВП в будущем.

       В то же время, сопоставление доли НКО  в ВВП России и европейских  стран, США, и даже ряда развивающихся  стран оказывается не в пользу России. Отставание России от лидеров  соответствующего рейтинга (Нидерландов, где доля НКО в ВВП составляет 15,3%, Израиля — 12,6%), а также других стран «первой десятки» (Ирландии, США, Великобритании, Бельгии, Австралии, Аргентины, Японии, Испании с показателями 4,0-8,4%) многократно. Сопоставима же по вкладу в экономику страны роль российских НКО с Бразилией, Словакией, Мексикой, Румынией (0,3-1,5% ВВП).

       В целях анализа занятости государственной  статистикой учитывается только 351 тыс. некоммерческих организаций  или 56,3% всех НКО (по стоянию на 2004 год), которые относятся к следующим  формам собственности: собственность  общественных и собственность религиозных  организаций (объединений). При этом существенная доля НКО остается за границами анализа, в том числе  юридические лица в форме учреждений, которые рассматриваются в цитируемом исследовании, как относящиеся к  государственной или муниципальной  формам собственности. В 2002 году доля занятых  в некоммерческом секторе составила 500 тыс. человек, или 0,8% от общей численности  занятых. В сравнении со странами с развитой экономикой это не так  много, то же время по этому показателю Россия опережает другие страны бывшего  социалистического лагеря.

Информация о работе Некоммерческие организации, их роль в экономике страны