Некоммерческие организации, их роль в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:59, курсовая работа

Описание

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации вызвал необходимость создания функциональных элементов рыночной экономики, составляющих ее основу. Одним из основополагающих элементов рынка является наличие разнообразных организационно-правовых форм юридических лиц— участников экономического оборота. Среди различных организационно-правовых форм юридических лиц, регламентируемых Гражданским кодексом Российской Федерации, существенный пласт составляют некоммерческие организации.
За последние годы в России наметилась устойчивая тенденция роста числа некоммерческих организаций. Возникают все новые фонды, объединения, союзы и т.д. Это во многом объясняется разнообразием и важностью функций, выполняемых некоммерческими организациями. Так, например, добровольные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) обеспечивают координацию предпринимательской деятельности, защиту имущественных интересов юридических лиц. Немаловажную роль играют также общественные объединения граждан, различные фонды, учреждения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………4
1.Характеристика правового статуса некоммерческих юридических лиц………………5
2.Организационно-правовые формы некоммерческих организаций и их особенности…9
3.Численность и структура некоммерческих организаций……………………………….24
4.Финансирование некоммерческих организаций………………………………………...25
5.Налоговые льготы………………………………………………………………………….31
6.Роль некоммерческого сектора в экономическом развитии России……………………32
7.Пути повышения эффективности некоммерческого сектора…………………………....38
8.Отношение населения к государственной поддержке некоммерческого сектора.…….39
Заключение……………………………………………………………………………………40
Список использованной литературы………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

готовый курсак (экон предприятия).docx

— 124.94 Кб (Скачать документ)

       В ряде исследований также приводится оценка роли бесплатного труда волонтеров. В России, в отличие от зарубежных стран, он не учитывается при расчете стоимости продукции и услуг НКО. По экспертной оценке, если учитывать затраты волонтеров в денежном исчислении, то средняя выручка некоммерческих организаций могла бы быть увеличена в 1,5 раза. Долю волонтеров в России можно оценить, как 33% занятых в секторе НКО. 

       Общая ситуация с участием НКО в предоставлении социальных услуг:

       Полноценного  рынка социальных услуг в России по-прежнему не существует, поскольку система социальной помощи монополизирована бюджетными учреждениями. Эти учреждения всегда находятся в более выгодной позиции, чем НКО. С одной стороны, они имеют постоянное гарантированное финансирование, которое привязано не к качеству работы, а к количеству оказываемых услуг. С другой стороны, бюджетные учреждения располагают пусть устаревшей, но все же важной инфраструктурой, включая здания, оборудование, автомобили.

       Как следствие, большинство НКО вынуждены  ограничивать свою деятельность простыми социальными услугами. Это программы  социально-психологической реабилитации, консультирование по всевозможным льготам, ЖКХ и другим социальным проблемам, надомное обслуживание пенсионеров и инвалидов, сбор пожертвований, закупка одежды и лекарств, несложные учебные программы, организация трудовой практики и досуга. «Третий сектор» по большому счету продолжает лишь дополнять деятельность традиционных учреждений соцзащиты и не составляет им никакой конкуренции.

       В большинстве случаев НКО занимают обособленные ниши спроса на социальные услуги, не охваченные бюджетными организациями  и бизнесом.

       Наряду  с тем, что большая часть организаций  оказывает услуги своим членам, существует устойчивая практика части организаций  предлагать услуги за рамками своей  членской базы, в т.ч. на платной основе.

       Проведение  консультаций (особенно юридических), наряду с обучающей и издательской деятельностью – являются наиболее часто встречающимися сферами, в  которых оказывают услуги НКО. Частично эти услуги оказываются и на платной  основе.

       Социальные  услуги, ориентированные на социально-незащищенные слои населения (пожилых, малообеспеченных, бездомных и т.д.), оказываются  меньшим количеством НКО, причем ни одна из этих услуг не является платной. Эта деятельность является чисто  благотворительной, организации изыскивают дополнительные средства для регулярного  оказания этих услуг. Часто услуги для  некоторых групп (например, бездомных  или пострадавших от тоталитарных сект) предоставляются в конкретных городах  и поселках только НКО.

       Некоммерческие  организации сталкиваются с серьезными трудностями в обеспечении устойчивого  и приемлемого качества предоставляемых  ими услуг. С одной стороны  из-за недостатка собственной материально-технической  базы они не могут гарантировать соответствие своей деятельности некоторым требованиям (к примеру, требованиям СНиП к определенным видам учреждений). С другой стороны в связи с существенно худшими условиями для своих работников (выполняющие такую же деятельность по оказанию социальных услуг работники бюджетных учреждений имеют большие социальные гарантии) НКО сталкиваются с текучкой профессиональных и подготовленных кадров. У НКО нет устойчивого опыта управления качеством и формализации поддерживающих процедур. И, наконец, у них нет достаточных инвестиций, позволяющих преодолеть барьер входа на рынок с социальными услугами широкого спектра, что соответственно уменьшает их возможности привлечения для организации такой работы специалистов.

       С другой стороны в ситуации предоставления надомных услуг или услуг отдельным  категориям населения проявляется  преимущества оказания социальных услуг  НКО. Оно заключается в близости членов НКО к проблемной группе, подчас личному ситуационному опыту, отсутствии формальных преград в  изобретении и применении методов  работы, свободе выбора в деятельности и т.п.

       Становится  явной необходимость создания новых  типов ресурсных центров для  НКО – Центров некоммерческой субконтрактации. Они помогали бы НКО  в настройке процедур управления качеством предоставляемых услуг, подготовке тендерной документации и поиске подрядчиков, которые пойдут на участие в конкурсах, гарантируя субподряд НКО в той части  деятельности, которую они могут  обеспечить и т.п.

       Невзирая  на все перечисленные слабости, НКО, предлагая сотни уникальных услуг, которые отсутствуют в государственном  и бизнес секторах, продолжает оставаться мощнейшей технологической лабораторией, разрабатывает, продвигает и внедряет новые формы и виды социальных услуг.

 

  1. Пути повышения  эффективности некоммерческого  сектора
 

        Формы государственной поддержки НКО  в общем виде:

      • оплата за оказание услуг, ответственность за предоставление которых несет государство или местное самоуправление. Например, четко сформулированный государственный (муниципальный) заказ на предоставление общественно значимых услуг. Если в социальной сфере осуществлен принцип «деньги следуют за потребителем услуги», то используется система «ваучеров», и клиент самостоятельно решает, услугами какой организации он будет пользоваться;
      • более «мягкие» формы государственного финансирования в тех случаях, когда отсутствуют «стандартизированные» способы решения социальной проблемы или есть необходимость стимулировать инновации. Например, выделение государственных или муниципальных грантов на реализацию исследовательских или социальных проектов;
      • субсидирование деятельности НКО в целом, не связанное с конкретными проектами, используется на покрытие операционных (текущих) расходов. Как правило, предоставляется только организациям, действующим в общественных интересах и не распространяется на различные членские ассоциации;
      • специальные государственные программы развития инфраструктуры некоммерческого сектора по аналогии с развитием инфраструктуры малого бизнеса. Например, финансирование центров поддержки НКО, центров социального партнерства, обучающих программ и т.п.;
      • специальные программы развития инфраструктуры взаимодействия государства и общества в процессе принятия и реализации решений. Например, финансирование деятельности различных общественных палат, экспертных советов, проведения независимой экспертизы и мониторинга реализации государственных программ, участия неправительственных организаций в подготовке докладов о ходе реализации приоритетных национальных проектов и т.п.

 

 

  1. Отношение населения к государственной  поддержке некоммерческого сектора 
 

     Согласно  последним опросам общественного  мнения, подавляющее большинство  россиян (73%) считают, что государство  всячески должно поддерживать благотворительные  организации (рис. 11).   

Рис. 7 Общественное мнение в отношении государственной  поддержки НКО8

 
 
 

 

     Заключение

     Российский  некоммерческий сектор уже играет заметную роль в социально-экономической  жизни страны, выступая источником различных социальных инноваций. Он развивается динамично и работает эффективно, о чем свидетельствуют  высокие темпы роста выпуска  продукции и услуг некоммерческих организаций в сложных условиях нестабильного финансирования, основанного  на безвозмездных поступлениях от юридических  и физических лиц. Однако  потенциал российского некоммерческого сектора остается существенно не раскрытым. НКО практически не включены систему предоставления общественно значимых  услуг, финансируемых государством, не развивают платные услуги для населения. Это существенно ограничивает возможности участия сектора в решении общенациональных задач, в том числе в области борьбы с бедностью. Сдерживающим фактором является налоговое законодательство в отношении некоммерческого сектора и благотворительности, которое неоднократно критиковали не только российские, но и зарубежные эксперты, описывая его как «примитивное, архаичное, неясное», жестко ограничивающее деятельность» и создающее «недоброжелательную среду» для развития инициатив снизу9.

     Задача  содействия развитию гражданского общества должна быть реализована в виде пакета мер законодательного и организационного характера. Эти меры направлены на повышение  эффективности НКО, устранение неоправданных  ограничений их деятельности, а также  создание дополнительных возможностей для привлечения негосударственных  поставщиков к реализации общественно  значимых услуг с учетом имеющегося международного опыта в этой области. Они, безусловно, будут позитивно  восприняты обществом.

     Список  использованной литературы

  1. Шекова  Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций. Спб., 2004. С. 31
  1. Якимец  В.Н., Никовская Л.И., Коновалова Л.Н. Теория и практика межсекторного  социального партнерства в России. М., 2004. С. 33
  1. www.urbaneconomics.ru/texts/php?folder_id=80&mat_id=145&page_id=4668
  1. Башкирова Е., Политическое сознание россиян: традиции, настоящее, будущее / Независимый Исследовательский Центр «Ромир», 2006
  1. http://ftp.nns.ru/analytdoc/romoprl23.html
  1. Благие  намерения. Что мешает развитию благотворительности  в России // Известия. 13 мая 2003 г.
  1. Гамольский  П.Ю., Толмасова А.К. Некоммерческие организации: бухгалтерский учет, налогообложение  и правовой статус. М., 2004. С. 72-72.

Информация о работе Некоммерческие организации, их роль в экономике страны