Необходимость регулирования денежного оборота.Инструменты регулирования денежного оборота в экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание

Тема этой курсовой работы – регулирование денежного оборота. Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег. По своей сущности денежный оборот — это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах. Денежный оборот отражает закономерности движения денег и товаров. Важная функциональная роль денежного оборота в экономической системе отношений состоит в том, что он объединяет взаимодействие отдельных субъектов экономической системы (банки, организации, население, государство) в процессе воспроизводства.
Денежный оборот регулируется центральным банком. Это регулирование направлено на любой из элементов: объем наличного и безналичного оборота, систему расчетов, платежей, степень развития денежных потоков, определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в центральном банке, определение основных правил предоставления кредитов и др. Возможности управления и регулирования денежного оборота центральным банком заложены в банковском законодательстве.

Содержание

Введение 3
1. Понятие денежного оборота. Особенности денежного
оборота в современной экономике 5
2. Регулирование денежного оборота 11
3. Инструменты регулирования денежного оборота в экономике
Беларуси 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая ндо 2010.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)
 
 

    РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 

    Денежное  оборот или движение денег в наличной и безналичной формах активным образом влияет на протекание процессов воспроизводства. Поэтому сознательное воздействие на параметры денежной сферы путем их регулирования важно не только как способ влияния на функционирование денежного и ссудного капиталов, но и как способ регулирования экономики в целом. Поскольку это воздействие происходит на макроуровне, то основным субъектом регулирования является государство в лице его центрального банка.

    Выбор того или иного метода денежно-кредитного регулирования (ДКР) имеет большое значение, потому что применяемые методы не обладают одинаковой степенью эффективности. Одни из них являются полностью автономными, другие нуждаются в обязательном дополнении рядом инструментов. Выбор инструментов денежно-кредитного регулирования определяется в значительной мере составом и структурными характеристиками кредитной системы, которую они должны регулировать, поэтому методы денежно-кредитного регулирования различаются по отдельным странам [2, с269].

    Рефинансирование  в системе денежно-кредитного регулирования  рассматривается как политика, обладающая количественным и стоимостным эффектом, причем количественный эффект выражается в размерах рефинансирования и объемах изменения денежной массы, а стоимостный — во влиянии на величину рефинансирования и банковскую ликвидность, поскольку изменение стоимости рефинансирования влияет на уровень спроса на ресурсы со стороны коммерческих банков. Конечная цель рефинансирования состоит в контроле над ликвидностью банков.

    В самом общем виде рефинансирование представляет собой банковскую политику в области финансирования экономики. Более конкретно под рефинансированием понимается регулирование кредитной помощи, оказываемой центральным банком коммерческим банкам. Это связано с тем, что последние не способны самостоятельно полностью удовлетворить потребности экономики в кредитах. Рефинансирование может осуществляться различными методами в зависимости от конъюнктуры, намечаемой цели, функциональной структуры банков, степени зависимости коммерческих банков от центрального банка.

    При рефинансировании наиболее часто применяются  метод учетной ставки нормы обязательных резервов, операции открытого рынка, различные виды интервенции центрального банка на денежном рынке, используемые либо альтернативно, либо одновременно. В разных странах соотношение методов рефинансирования различно, что предопределяется множеством факторов. Однако общим условием использования этих методов выступает наличие потребности коммерческих банков в "подпитке" собственных ресурсов. [2, с. 271]

    В постсоветстких государствах существуют два подхода к проведению денежно-кредитной политики. Сторонники первого считают, что денежно-кредитная политика должна быть жесткой, поскольку только в этом случае можно будет обуздать инфляцию и реализовать монетаристский подход к регулированию экономикой. Согласно второму направлению, должна активно использоваться кредитная эмиссия в целях стабилизации и оживления производства. Это мотивируется тем, что трансформируемая экономика достаточно быстро приспосабливается к условиям инфляции. Есть точка зрения о том, что в соответствии со складывающейся хозяйственной обстановкой в стране на каждом конкретном этапе экономического развития центральным банком должна вырабатываться присущая этому этапу концепция денежно-кредитного регулирования. Сторонники первой точки зрения исходят из необходимости сжатия денежной массы и кредитования только высокоэффективных производств. Сторонники второй точки зрения считают, что это не устраняет различий в доходности реального и финансового секторов экономики.

    Характерно, что вопрос о денежной массе связан с проблемой поддержания макроэкономического равновесия между спросом и предложением денег. Монетаристская и кейнсианская школы дают этому различное толкование, но при рассмотрении спора между монетаристами и кейнсианцами по проблеме поддержания макроэкономического равновесия нельзя не отметить тот факт, что спор монетаристов и кейнсианцев сводится к дискуссии о том, являются ли относительные цены в реальном хозяйстве абсолютно гибкими.

    Неокейнсианцы выступают против утверждения монетаристов об экзогенном предложении денег, поскольку, по их мнению, это не подтверждается практикой. Они полагают, что предложение денег находится в прямой зависимости от спроса на них и носит эндогенный характер. Между тем суть современных споров между монетаристами и другими течениями невозможно понять без анализа неоклассической теории производства и количественной теории денег.

    Различия  в теории данного вопроса имеют  практический характер. Если следовать идеям монетаристов и полагать, что спрос на деньги является стабильным и предсказуемым, а предложение денег экзогенным, то центральный банк в состоянии осуществлять эффективное регулирование экономического развития государства. Если лее исходить из того, что спрос на деньги неустойчив, а предложение имеет внутренний характер, то денежно-кредитная политика центрального банка окажется малоэффективной, и поэтому эолее надежно регулировать экономику путем фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

    Координация денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики должна быть обязательной. При этом денежно-кредитная политика является определяющей, поскольку она связана с формированием ВВП, его динамикой и структурой, с оборотом товарно-материальных ценностей. Бюджетно-налоговая политика косвенно связана с ВВП через его перераспределение, но напрямую связана с инвестированием через налогообложение, а, следовательно, с ВВП. В то же время наличие и даже рост бартерных операций, кризис платежной системы свидетельствуют о разобщенности денежно-кредитной и фискальной политики. Если же денежно-кредитная политика функционирует как бы сама по себе или, образно говоря, обращена "внутрь" банковской системы, то ее воздействие на экономику является незначительным, а иногда и негативным. В отдельных случаях это может быть даже тогда, когда по "вине" других блоков экономической политики происходит их нескоординированное действие с денежно-кредитной политикой.

    Денежно-кредитная  политика центрального банка должна учитывать монетаристский и кейнсианский подходы к регулированию экономики. Это подтверждает опыт развития денежно-кредитной политики ряда государств в 90-е гг. XX столетия, когда, опираясь на умеренно инфляционную денежно-кредитную политику, проводились меры по усилению инвестирования реального сектора экономики. [2, с. 273] Мировая практика подтверждает, что денежно-кредитная политика не должна развиваться также в отрыве от общей экономической политики государства. Поэтому, например, мероприятия по финансовой стабилизации не должны противоречить задаче обеспечения экономического роста, что может быть реализовано через насыщение экономики необходимыми денежными средствами. В данном случае добиться финансовой стабилизации можно путем административного сдерживания роста денежной массы и ограничения кредитной эмиссии коммерческих банков. Однако в результате этого будет страдать производство из-за нехватки денежных средств, что приведет к значительным финансовым потерям.

    Для поддержания текущей сбалансированности между величиной кредитной эмиссии и ростом производства товаров и услуг надо использовать денежные регуляторы, воздействующие на совокупный спрос. Особую роль может играть возможность влияния центрального банка на ситуацию на рынке ссудных капиталов, денежную массу и уровень ссудного процесса. Эти денежно-кредитные механизмы позволяют регулировать размер инвестиционного спроса и уровень сбережений населения, причем особое место в экономической политике государства должна занимать проблема удовлетворения внутреннего спроса населения.

    Характерно, что в развитых странах стимулирование внутреннего совокупного спроса проходит целенаправленно под контролем государства, когда денежно-кредитная политика тесно взаимодействует с налоговой и бюджетной. В частности, в США в период "рейганомики" произошло снижение налогов для стимулирования спроса, сокращены сроки амортизации оборудования, введены налоговые кредиты для инвестиций в наукоемкие отрасли. В конце 80-х гг. XX столетия в Японии в результате уменьшения подоходного налога и налога на прибыль предприятий произошло общее сокращение налогов и увеличение внутреннего платежеспособного спроса. Поэтому проведение такой политики требует от центральных банков принятия мер по предотвращению инфляционных тенденций. В данном случае должна быть повышена роль центрального банка в области процентных ставок для текущего регулирования нормы сбережений и процентов по депозитам в коммерческих банках.

    Однако  задачи денежно-кредитной политики центрального банка не ограничиваются только стимулированием денежных сбережений и развитием механизма их передачи на инвестиционные цели. Денежно-кредитной политике принадлежит весомая роль в стабилизации общеэкономического развития, хотя надо иметь в виду, что в странах со слаборазвитой денежно-кредитной системой эта роль реализуется иначе, чем в развитых государствах. В промышленно развитых странах денежно-кредитная политика традиционно служит одним из важнейших инструментов антициклического регулирования. В основе такого регулирования лежит способность центрального банка (далеко не безграничная) ускорять или сдерживать прирост денежной массы и повышать или понижать цену кредита.

    Государственное регулирование экономики на этапе  перехода к рыночным отношениям может и должно претерпевать постоянные изменения. Об этом свидетельствует мировой опыт государственного регулирования экономики в целом и ее отдельных сфер, в частности, денежно-кредитной. При этом исторически исходным механизмом регулирования денежной сферы является рыночный механизм, определяющий через соотношение спроса и предложения (уровень цен и объем товаров) количество денег в обращении, скорость их обращения, цену Кредита, условия выполнения деньгами различных функций и т.д.

    Регулирование денежного обращения центральным  банком может быть направлено на любой из элементов денежного рынка: на объем предложения денег в наличной и безналичной формах, величину спроса на кредит и его цену, операции на открытом (вторичном) рынке, связанные с покупкой и последующей перепродажей ценных бумаг. Возможность воздействия на предложение денег обеспечивается совмещением в лице центрального банка субъекта денежной эмиссии в ее наличной и безналичной формах и субъекта регулирования. При этом монополия на эмиссию банкнот создает базу для контроля над наличной составляющей денежного обращения, а особая роль центрального банка в формировании кредитных ресурсов банковской системы в целом -основу для определения возможного объема банковских кредитов. В современных условиях, характеризующихся преобладанием депозитной части денежного обращения, повышается значение регулирования центральным банком именно объема предложения банковских кредитов. Регулирование спроса на деньги осуществляется по этой причине прежде всего через регулирование условий выдачи кредитов центрального банка, определяющих условия предоставления кредитов банковской системой в целом, хотя последняя также влияет на кредитную политику центрального банка. Причем регулирующая роль центрального банка накладывает определенные ограничения на условия денежного обращения, вызывая в итоге ответную реакцию рынка, проявляющуюся в том, что с одной стороны, происходит переориентация не только денежного обращения, но и всей системы рынка в сторону достижения рыночного равновесия, а, с другой стороны, осуществляется трансформация или приспособление форм рыночной деятельности с целью определенного устранения чрезмерных мер регулирующего воздействия со стороны государства в лице центрального банка.

    Поэтому современное государство с рыночной экономикой, контролируя, например, денежное обращение, движение ссудного процента, протекание операций на вторичном рынке, может влиять практически на все параметры общественного производства. В частности, используя эти методы, государство через центральный банк способствует денежным накоплениям, снижению цен и стабилизации заработной платы, повышению эффективности производства, росту банкротства и безработицы, повышению курса национальной валюты и снижению конкурентоспособности своих товаров, удорожанию экспорта и удешевлению импорта товаров, увеличению импорта капиталов и сдерживанию его экспорта и т.д.

    Эффективность методов денежно-кредитного регулирования  обеспечивается их постоянной эволюцией, связанной с изменением механизма регулирования экономики в целом, с соотношением в нем элементов саморегулирования и сознательного регулирования. Поэтому методы денежно-кредитного регулирования центрального банка находятся под влиянием тенденций дерегулирования, связанных с тем, что при сохранении приоритета рыночных отношений происходит не столько уменьшение роли денежно-кредитного регулирования, сколько изменение его качественных характеристик. Эти изменения связаны с достижением большей гибкости регулирования за счет использования чисто рыночных инструментов, включения рыночных параметров в используемые методы регулирования или учет состояния рынка и т.д.

    К методам регулирования денежного  обращения, принятым в мировой практике, относятся нормы обязательных резервов или политика минимальных резервных требований, регулирование учетной ставки центрального банка, операции на открытом или вторичном рынке. Кроме того центральные банки воздействуют на состояние денежного обращения посредством инвестиционных требований и кредитных "потолков".

    Последние два метода по воздействию на денежное обращение близки к политике минимальных резервных требований. В частности, инвестиционные требования представляют собой обязательство кредитного учреждения держать на счете в центральном банке часть суммы активов или часть их прироста за определенный период в виде государственных облигаций или ценных бумаг, выпускаемых специальными кредитными учреждениями (институтами). Характерно, что в ряде стран (Франция, Бельгия) введение инвестиционных требований предшествовало введению резервных требований или рассматривалось как вариант последних. В Италии в 60-е гг. XX столетия резервные требования могли выполняться либо в форме депозитов на счетах центрального банка, либо в форме государственных ценных бумаг.

Информация о работе Необходимость регулирования денежного оборота.Инструменты регулирования денежного оборота в экономике Беларуси