Необходимость регулирования денежного оборота.Инструменты регулирования денежного оборота в экономике Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание

Тема этой курсовой работы – регулирование денежного оборота. Деньги играют исключительно важную роль в рыночной экономике. Рынок невозможен без денег. По своей сущности денежный оборот — это процесс непрерывного движения денег в наличной и безналичной формах. Денежный оборот отражает закономерности движения денег и товаров. Важная функциональная роль денежного оборота в экономической системе отношений состоит в том, что он объединяет взаимодействие отдельных субъектов экономической системы (банки, организации, население, государство) в процессе воспроизводства.
Денежный оборот регулируется центральным банком. Это регулирование направлено на любой из элементов: объем наличного и безналичного оборота, систему расчетов, платежей, степень развития денежных потоков, определение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в центральном банке, определение основных правил предоставления кредитов и др. Возможности управления и регулирования денежного оборота центральным банком заложены в банковском законодательстве.

Содержание

Введение 3
1. Понятие денежного оборота. Особенности денежного
оборота в современной экономике 5
2. Регулирование денежного оборота 11
3. Инструменты регулирования денежного оборота в экономике
Беларуси 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая ндо 2010.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

    Кредитные "потолки" представляют собой верхние пределы общей суммы кредитов или их прироста, устанавливаемые для банков (иногда в индивидуальном порядке), либо лимит суммы или количества кредитов, выдаваемых одному клиенту. Это применяется тогда, когда в отдельных случаях нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений. Тогда центральные банки вводят прямое лимитирование кредитов, суть которого сводится к установлению кредитного потолка соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы. Для определения максимального роста денежной массы центральный банк основывается на прогнозах роста объема валового внутреннего продукта и индекса изменения цен. Норма роста денежной массы принимается несколько ниже ожидаемого коэффициента роста ВВП по стоимости для обеспечения постепенного уменьшения коэффициента ликвидности экономики и замедления роста цен.

    Поэтому лимитирование кредитов предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставляет возможность для финансирования приоритетных секторов (производств) экономики по процентным ставкам, искусственно заниженным относительно равновесной рыночной ставки процента. Основная проблема, с которой сталкивается на практике политика лимитирования кредитов, состоит в предоставлении кредитов тем субъектам, которые не всегда подпадают под лимитирование. Система лимитирования кредитов обнаружила тенденцию к трансформации банковской деятельности, поскольку она начинает превращаться в простое распределение ресурсов, а не в поиск наиболее эффективных сфер приложения банковского капитала. Выборочный, или селективный, характер кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот определенным секторам экономики, например, сельскому хозяйству, энергетике и экспортосориентированным производствам.

    Инвестиционные  требования и кредитные "потолки" представляют собой административное вмешательство в регулирование денежного обращения. Такое вмешательство вызывает бурную ответную реакцию учреждений кредитной системы, направленную на обход регулирующих мер. Это обусловливает снижение значимости инвестиционных требований и кредитных ограничений в общей системе методов регулирования центральным банком денежного обращения.

    Таким образом, центральный банк имеет  в своем распоряжении комплекс методов денежно-кредитного регулирования, составляющих содержание денежно-кредитной политики. Эти методы могут различаться по форме воздействия (прямые и косвенные), по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по параметрам регулирования (количественные и качественные). Характерной особенностью этих методов является то, что используются и действуют они в единой системе денежно-кредитного регулирования.

    Однако  в зависимости от конкретных целей  денежно-кредитное регулирование центрального банка может быть направлено либо на стимулирование кредитной эмиссии (кредитная экспансия), либо на ее ограничение (кредитная рестрикция). Посредством проведения кредитной экспансии центральные банки преследуют цели подъема производства и оживления конъюнктуры, а при помощи кредитной рестрикции они пытаются предотвратить "перегрев" конъюнктуры, наблюдаемый в периоды экономических подъемов.

    По  форме инструменты денежно-кредитного регулирования подразделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными являются инструменты, имеющие форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка, и направленные на ограничение сферы деятельности кредитного института. Они занимают определенное место в практике центральных банков развитых стран, а также получили широкое применение в развивающихся государствах. Одним из методов прямого официального вмешательства в деятельность банковской системы является использование в ряде стран политики переучетного контингентирования, т.е. лимитирования объемов переучета векселей кредитных учреждений центральным банком в целях регулирования состояния ликвидности и кредитного потенциала банков. Регулироваться может также общий размер кредита.

    Под инструментами рыночного характера  подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным методам денежно-кредитного регулирования.

    По  характеру параметров, устанавливаемых  в процессе воздействия центрального банка на денежную сферу, инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. Посредством использования количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей банков, а следовательно, на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования качественного параметра рынка, т.е. стоимости банковских кредитов.

    По  срокам воздействия инструменты  денежно-кредитного регулирования в соответствии с задачами реализации ближайших и перспективных целей денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями денежно-кредитного регулирования подразумеваются те задачи центрального банка, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий. К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели денежно-кредитного регулирования.

    Однако  этим не исчерпывается арсенал инструментов денежно-кредитного регулирования. В некоторых странах центральные банки прибегают к таким методам, как установление кредитных ограничений, лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и другим. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит прежде всего от задач, которые решает центральный банк на той или иной стадии экономического развития страны.

    В большинстве современных государств используется такой метод денежно-кредитного регулирования (метод регулирования депозитной части денежного обращения), как установление минимальных резервных требований. Суть этого метода состоит в том, что центральный банк устанавливает обязательное для коммерческих банков соотношение (в процентах) между суммой такого показателя банковских ресурсов, как пассивы, и той суммой высоколиквидных средств, которую банки обязаны держать в качестве резервов. Качественно состав этих средств характеризуется максимальной приближенностью к денежной массе в обращении. Это обеспечивает возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение.

    Цель  политики обязательных резервов состоит в усилении зависимости коммерческих банков от рефинансирования со стороны центрального банка и ужесточении тем самым контроля за их ликвидностью. Блокирование резервов строго в соответствии с установленными нормами носит обязательный характер, и поэтому политика норм обязательных резервов является наиболее административным методом воздействия на состояние коммерческих банков. Одновременно величина резервов обеспечивает обязательства коммерческих банков по депозитам или выступает гарантией интересов вкладчиков. Эта политика применяется центральными банками как противодействие стремлению коммерческих банков к чрезмерной автономии, которой они начинают обладать при сокращении доли векселей в денежной массе.

    Обязательные  резервы устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей коммерческих банков посредством изъятия у них части денежных средств. Вследствие этого происходит сокращение ликвидности всей банковской системы. Введение норм обязательных резервов является одной из первых форм вмешательства государства в банковское дело. Центральный банк или органы контроля за функционированием кредитной системы устанавливают целый ряд норм обязательных резервов, которые бронируются на беспроцентном (как правило) счете коммерческих банков в центральном банке. Нормы обязательных резервов варьируются центральным банком в соответствии с проводимой денежно-кредитной политикой. Желая ограничить кредитную экспансию банков, центральный банк повышает норму обязательных резервов с целью сокращения кредитоспособности банков в осуществлении активных операций и проведения дефляционной политики, понижением норм обязательных резервов способствует расширению кредитования и усилению инфляционных тенденций.

    Поэтому посредством изменения норм обязательных резервов центральный банк может влиять на экономическую ситуацию в желаемом для него направлении. По эффективности воздействия политика норм обязательных резервов уступает операциям на открытом рынке, но ее воздействие на коммерческие банки наиболее ощутимо. При этом в зависимости от величины депозитов центральный банк рассчитывает предельную величину изменения норм обязательных резервов, ниже которой имеет место повышение банковской ликвидности, а выше — ее снижение.

    С помощью политики минимальных резервных  требований центральный банк пытается регулировать кредитные возможности коммерческих банков.

    Важным  методом регулирования денежного  обращения является учетная (процентная) политика центрального банка, относящаяся также к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение. Способность центрального банка воздействовать на цену кредита определяется его ролью как субъекта кредитной эмиссии, а также существованием по многим видам банковских ставок фиксированного отношения к ставкам центрального банка, закрепляемого часто различного рода межбанковскими соглашениями или решениями высших органов управления.

    Во  многих государствах учетная ставка является официальной ставкой центрального банка. Она выступает основой для проведения дисконтной политики, под которой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА В ЭКОНОМИКЕ  БЕЛАРУСИ

    Непрерывное протекание денежного обращения  предполагает наличие у всех участников рыночных отношений, опосредствуемых  наличными деньгами, определенных резервов в виде запаса банковских билетов, которые поступают в обращение, если потребность в них возрастает.

    В безналичном денежном обороте деньги функционируют в виде записей  по различным счетам банков. Однако и здесь предусматривается обязательное наличие свободного резерва (источника) платежных средств.

    Таким образом, на определенный период или  на определенную дату в обращении находится некоторое количество денег, которое принято называть денежной массой — важнейшим показателем денежного обращения и основным объектом регулирования Национальным банком Республики Беларусь. Размер денежной массы, необходимой для обеспечения хозяйственного оборота, обусловлен множеством факторов.

    В зависимости от уровня развития экономики, целей исчисления, полноты охвата составляющих денежной массы и других факторов могут использоваться разные ее определения. Традиционно за денежную массу принимают совокупный объем покупательных и платежных средств, обеспечивающих хозяйственный оборот и принадлежащих физическим, юридическим лицам и государству.

    Национальный  банк постоянно совершенствует методику расчета денежной массы. В настоящее время действуют разработанные в соответствии с требованиями международных стандартов по составлению денежно-кредитной и финансовой статистики, рекомендованными Международным валютным фондом, Правила расчета широкой денежной массы, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.11.2003 г. № 200.

    В указанных Правилах широкая денежная масса определяется как совокупность денежных средств, предназначенных для оплаты товаров, работ и услуг, а также для целей накопления небанковскими финансовыми учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами — резидентами Республики Беларусь в белорусских рублях и иностранной валюте.

    Количественная  характеристика денежной массы и  ее отдельных компонентов отражается в построении ее различных показателей (агрегатов). Рассчитанные денежные агрегаты используются для анализа структуры денежной массы и изменений ее показателей в динамике. Результаты анализа имеют важное значение при выработке центральными банками ориентиров денежно-кредитной политики, направленной на регулирование темпов роста и объема денежной массы.

    Основным  критерием построения различных  агрегатов денежной массы служит ликвидность — степень затрат и быстрота превращения отдельных  форм вкладов и сбережений в деньги как средство обращения и платежа. Расширение агрегатов денежной массы происходит по мере снижения степени ликвидности, т.е. суммарное значение следующего агрегата определяется путем прибавления к более ликвидным средствам менее ликвидных.

    В республике с 1 января 2004 г. рассчитываются денежные агрегаты МО, Ml, М2, М2* и МЗ. Основными исходными ориентирами для определения агрегатов денежной массы являются данные сводного отчетного баланса Национального банка и сводного отчетного баланса банков Республики Беларусь. Депозиты юридических и физических лиц в банках, находящихся в стадии ликвидации, из денежных агрегатов исключаются.

Информация о работе Необходимость регулирования денежного оборота.Инструменты регулирования денежного оборота в экономике Беларуси