Нрс в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 15:18, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа посвящена рассмотрению проблемы места наименее развитых стран (НРС) в мировой экономике

Содержание

Введение.

1. Понятие и особенности наименее развитых стран.

1.1 Понятие наименее развитых стран. Критерии классификации.

1.2 Направления, программы и модели развития наименее развитых стран.

2. Место наименее развитых стран в мировой экономике.

2.1 Социально-экономические проблемы и тормозящие факторы в экономике наименее развитых стран.

2.2 Структура экономики наименее развитых стран на примере Анголы, Самоа и Эфиопии.

2.3 Макроэкономические показатели экономики наименее развитых стран.

2.4 Программа по преодолению последствий мирового кризиса для наименее развитых стран.

Заключение.

Список литературы.

Приложение А

Приложение Б

Работа состоит из  1 файл

нрс в мировой экономике.doc

— 486.00 Кб (Скачать документ)

Государства, не богатые полезными ископаемыми  и не имеющие выхода к морю. Ресурсный потенциал является серьезным фактором экономического развития любого государства. Так, уровень экономического развития НРС, на территории которых отсутствуют полезные ископаемые, на которые есть спрос за рубежом, либо они не эксплуатируются, существенно отличается от НРС-экспортеров полезных ископаемых (Сенегал и Йемен). В эту группу входят такие государства, как Сенегал, Афганистан, Бенин и другие государства, составляющие периферию мирового сообщества. Экономики этих стран являются преимущественно аграрного типа и основаны на экспорте сельскохозяйственной продукции и финансовой помощи от развитых государств, в сельском хозяйстве занято в среднем 78% населения, и, в среднем, 69% населения находятся ниже черты бедности.

Генеральная Ассамблея  постановила провести в 1981 году в Париже первую Конференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Продолжая ориентироваться на необходимость принятия специальных мер в интересах этих стран, Ассамблея постановила провести вторую Конференцию Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Ее итоги нашли отражение в Парижском заявлении и Программе действий для наименее развитых стран на 90-е годы. Но, несмотря на энергичные усилия наименее развитых стран по осуществлению социально-экономических реформ, предусмотренных в Программе действий, этим странам в их совокупности не удалось достичь ни одной из целей, поставленных в Программе действий, а их число увеличилось с 42 в 1990 году до 48 в 1997 году.

Поэтому в соответствии с резолюциями и Генеральной Ассамблеи 14-20 мая 2001 года в Брюсселе была проведена третья Конференция Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам. Ее итоги нашли отражение в Брюссельском заявлении и Программе действий для наименее развитых стран на десятилетие 2001-2010 годов.

Программа действий на 2001-2010 годы, одобренная Генеральной  Ассамблеей в ее резолюции , представляет собой всеобъемлющую стратегию борьбы с нищетой, ориентированную на результаты, подстроенную под особые нужды наименее развитых стран и призванную задать рамки для партнерства этих стран с их партнерами по процессу развития на семи взаимосвязанных направлениях:

укрепление  основ политики, в центре которой  находятся интересы людей;

рациональное  управление на национальном и международном уровнях;

укрепление  человеческого и институционального потенциала;

укрепление  производственного потенциала в  целях содействия использованию  в наименее развитых странах выгод  от глобализации;

повышение роли торговли в процессе развития;

снижение уязвимости и охрана окружающей среды;

мобилизация финансовых ресурсов.

В Программе  охвачены все сферы развития: экономическая, социальная и экологическая - и названы 10 сквозных приоритетных вопросов: искоренение  нищеты, обеспечение равенства между  мужчинами и женщинами, занятость, управление на национальном и международном уровнях, создание потенциала, устойчивое развитие, особые проблемы не имеющих выхода к морю и малых островных развивающихся государств, а также проблемы, стоящие перед наименее развитыми странами, затронутыми конфликтами.

Главенствующей  задачей Программы установлено "обеспечение  существенного прогресса в работе по сокращению наполовину к 2015 году количества людей, живущих в условиях крайней  нищеты и страдающих от голода, а  также оказание содействия устойчивому развитию" наименее развитых стран. В Программе действий указаны 30 согласованных на международном уровне целей, в том числе сформулированных в Декларации тысячелетия.

Осуществление Программы действий определяется следующими принципами:

комплексный подход;

подлинное партнерство;

полная сопричастность стран;

учет рыночных факторов;

ориентация  на конкретные результаты.

Кроме того, Программа  предусматривала четкий механизм ее осуществления и контроля за ее реализацией  на национальном, региональном и глобальном уровнях.

В этой связи  Генеральная Ассамблея на своей  пятьдесят шестой сессии постановила  учредить Канцелярию Верховного представителя  по наименее развитым странам, развивающимся  странам, не имеющим выхода к морю, и малым островным развивающимся государствам с функциями, рекомендованными в докладе Генерального секретаря.

В 2006 году на своей  шестьдесят первой сессии Генеральная  Ассамблея провела заседание  высокого уровня по среднесрочному всеобъемлющему глобальному обзору хода осуществления  Программы действий. На этом заседании был сделан вывод, что общее социально-экономическое положение в наименее развитых странах по-прежнему внушает опасения и что вследствие нынешних тенденций они вряд ли реализуют цели, задачи и показатели, предусмотренные Программой.

В своей резолюции  Генеральная Ассамблея сослалась на пункт 114 Программы действий, касающийся проведения четвертой Конференции Организации Объединенных Наций по наименее развитым странам весной 2010г.

2. Место наименее развитых стран в мировой экономике.

2.1 Социально экономические  проблемы и тормозящие  факторы в экономике  наименее развитых  стран.

С 2000 года наименее развитые страны в своей совокупности демонстрировали рост, составлявший в среднем 6 процентов в год. Однако внушительный экономический рост слабо отразился на масштабах нищеты в этих странах и даже углубил там проявления социального неравенства, особенно между сельскими и городскими районами. Кроме того, быстрый рост численности населения, сочетающийся со стремительной урбанизацией, привел к ситуации, когда продуктивность сельского хозяйства снижается, а беспрецедентно большая масса людей ищет работу за пределами аграрной сферы. Усиливается проблема недоедания, особенно в наименее развитых странах Африки. С 1990-х годов во многих наименее развитых странах происходило стабильное улучшение показателей здравоохранения и образования, тогда как в области водоснабжения и санитарии достигнутый ранее прогресс продолжить не удалось, а в некоторых из этих стран произошло даже движение назад.

Несмотря на значительное увеличение объема официальной  помощи в целях развития (ОПР), оказываемой  наименее развитым странам, ее доля в  валовом национальном доходе доноров  остается гораздо ниже целевого показателя (он составляет 0,15-0, 20%), а прямые иностранные инвестиции во многом сконцентрированы на небольшом числе наименее развитых стран, богатых природными ресурсами. Свободный от пошлин и квот доступ на рынки не привел к увеличению доли экспорта и импорта наименее развитых стран в мировой торговле, и доля эта остается незначительной, составляя менее 1 процента. Почти 75 процентов экспорта наименее развитых стран по-прежнему приходится на сырьевые товары, что делает их уязвимыми для многочисленных внешних потрясений и неустойчивых цен глобального рынка. В силу того, что в рамках Инициативы по облегчению бремени задолженности на многосторонней основе произошло 100-процентное аннулирование долга, а в рамках Инициативы в отношении бедных стран с крупной задолженностью обеспечено облегчение долгового бремени, и благодаря повышению объемов экспорта платежи наименее развитых стран в счет обслуживания задолженности существенно сократились, но вопрос о том, насколько посильным является долговое бремя в долгосрочной перспективе, остается очень непростым.

Между тем стали  появляться и новые вызовы устойчивому  развитию малых островных развивающихся  государств:

высокие цены на продовольствие, объясняющиеся увеличением  спроса из-за роста численности населения, высокими мировыми ценами на нефть, возросшим спросом на биотопливо, переходом на мясо в рационе питания стран с крепнущей экономикой и неурожаями в странах - крупных производителях;

численное увеличение населения экономически активных возрастов, не имеющего возможности трудоустроиться;

влияние климатических изменений, обусловливаемых глобальным потеплением из-за выбросов парниковых газов;

"утечка умов" в результате миграции квалифицированных  работников в развитые и развивающиеся  страны;

угроза эпидемий - и многое другое.

2.2 Структура экономики наименее развитых стран на примере Анголы, Самоа и Эфиопии.

Рассмотрим  структуру экономики Самоа, Анголы и Эфиопии как государств-представителей трех разных типов стран категории  НРС. Данные о распределении ВВП  в национальной экономике этих стран представлены в таблице.

Таблица 2.1. Структура  ВВП в НРС [3]

 
  Распределение ВВП по секторам, % ВВП (ППС), млн. долл. ВВП (ППС) на душу населения, тыс. долл.  
  с/х пром-ть сфера услуг      
Ангола 8 67 25 91,268 6,443  
Самоа 11,4 58,4 30,2 1,218 5,735  
Эфиопия 47,5 9,9 42,6 64,73 0,871  
             

Одним из важнейших  звеньев экономики страны является промышленное производство, которому надлежит обеспечивать жизненные интересы государства, его экономическую  безопасность, социальный и культурный уровень населения. Валовой внутренний продукт, рассчитанный по паритету покупательной способности используется для более точных международных сравнений. Он указывает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства, указанную в единых ценах на международных рынках. Валовой внутренний продукт на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной способности, является показателем, характеризующим экономическое развитие государства. Из табл.2.1 видно, что ВВП (ППС) на душу населения Анголы имеет большее значение, чем оный Самоа. Это является частным случаем, так как в основном данный показатель у малых островных государств выше, чем у остальных НРС (ВВП на душу населения нельзя считать точной характеристикой, так как немалое значение имеет отраслевая структура производства, качество выпускаемых товаров, эффективность расхода материалов и энергии на единицу продукции), и именно малые островные государства возглавляют список кандидатов на исключение из списка НРС. Обращая внимание на распределение ВВП в отраслях экономики, следует отметить, что для указанных подгрупп стран категории НРС, подобное распределение ВВП является типичным, т.е. приведенные в табл.2.1 значения долей ВВП в отраслях экономики не намного отличаются внутри подгрупп НРС.

Ангола является, в целом, нетипичной НРС для включающей ее подгруппы. Характерными чертами для этой страны являются: низкая доля сельского хозяйства в национальном ВВП, развитые добывающий и обрабатывающий сектора (наличие второго является нетипичным в принципе для всех НРС). Сельское хозяйство представлено выращиванием кукурузы, сизали, хлопка и кофе и разведением крупного рогатого скота и коз. Горнодобывающая, нефтеперерабатывающая, лесная и деревообрабатывающая отрасли, предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья и рыбы составляют промышленность Анголы. В целом, Ангола является в своем развитии одной из самых успешных НРС, главным тормозящим фактором для этой страны послужила кровопролитная гражданская война, проходившая в несколько этапов до 2002г. и фактически уничтожившая экономический потенциал данной страны.

Эфиопия - слаборазвитая  аграрная страна, где главную роль в экономике до сих пор играет натуральное сельское хозяйство. Сельское хозяйство Эфиопии носит натуральный  характер и в нем занято 85% населения. Здесь более благоприятные условия для ведения сельского хозяйства чем в других странах региона. Выращиваются также разные сорта пшеницы для внутреннего потребления и для экспорта, а также хлопчатник и сахарный тростник. Разводят верблюдов (326 млн. голов), крупный рогатый скот (35,5 млн.) и овец (11,4 млн.). Промышленность практически не развита. Полезные ископаемые в Эфиопии разрабатываются мало. Разрабатываются месторождения золота, добыча составляет около 1 т в год. Найдены железная руда и уголь, но они пока не разрабатываются. Обрабатывающая промышленность развита слабо. Есть предприятия пищевой промышленности, по производству напитков, лекарств, мыла и т.д. После революции 1974 года многие крупные промышленные предприятия были национализированы, после 1990 года государство ограничило свою роль в экономике и стремится привлекать иностранные инвестиции, от которых зависит развитие обрабатывающей промышленности.

Самоа - малое  островное государство в южной  части Тихого океана. Обладает следующими преимуществами: рост лёгкой промышленности привлекает иностранные фирмы, в основном японские. Быстрый рост благодаря улучшенной инфраструктуре для туризма и начала действия оффшоров в сфере услуг. Сельское хозяйство в тропических условиях позволяет экспортировать в основном таро, кокосовое масло и молоко, какао и копру. Слабые стороны: циклоны затрудняют развитие. Нестабильные международные рынки копры и какао. Плохая транспортная система. Зависимость от иностранной помощи и переводов граждан, живущих за рубежом. Экономика Самоа традиционно зависит от гуманитарной помощи, частных переводов из зарубежных стран и экспорта продуктов сельского хозяйства. В сельском хозяйстве задействованы две трети рабочей силы страны, отрасль производит 90% экспорта страны, включая кокосовый крем, кокосовое масло, нони (сок плода нони), бананы, копру и др. Промышленность представлена заготовкой ценных пород древесины (о. Савайи) и несколькими небольшими предприятиями. Это мыловаренный и пивоваренный заводы, швейная фабрика, фабрика по производству мебели, кокосового масла, печенья, мороженого и кока-колы. Власти поощряют развитие народных художественных промыслов. Туризм - развивающийся сектор, который в настоящее время составляет 25% самоанского ВВП. Развитию туристического сектора чрезвычайно способствовали вложение инвестиций в строительство гостиничной инфраструктуры, политическая нестабильность в соседних странах и договорённость правительства с компанией Virgin Airlines о запуске регулярных пассажирских авиаперелётов.

Информация о работе Нрс в мировой экономике